Статья:

ПУТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Конференция: LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Сулейманова Э.А. ПУТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ. // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(55). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/1(55).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПУТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Сулейманова Эльвира Арзимановна
студент отделения «Фармация», ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края, РФ, г. Краснодар
Филимонов Олег Александрович
научный руководитель, канд. мед. наук, преподаватель специальных дисциплин, ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края, ООО «Семейная стоматология» Краснодарский край, РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. В статье нами рассмотрены и обобщены литературные данные и результаты собственных исследований о роли технологий и методов обучения в медицинском колледже для возникновения потребности в самообразовательной компетенции как элемента подготовки специалистов медицинских специальностей к профессиональной деятельности в рамках повышения качества процесса образования в соответствии с современными тенденциями развития отечественного образования. 

 

Проблема технологий и методов обучения всегда привлекала внимание педагогов в медицинских образовательных учреждениях как центральная проблема достижения успешности педагогического процесса, становления личности студента-медика.

Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение поставленных задач. В практике среднего медицинского образования выбор технологии обучения зависит от:

- приоритетности целей образования;

- специфики содержания обучения (учебного материала);

- состава студентов (их уровня развития и подготовленности; мотивации учебной деятельности и направленности интересов, количества обучающихся, их возраста и т.п.);

- уровня развития технической оснащенности учебного процесса.

Базируется на конечном результате обучения - а это модель выпускника среднего специального медицинского образовательного учреждения. Модель задается Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и квалификационной характеристикой специалиста.

Требования к уровню подготовки выпускника медицинского колледжа

Общие требования к образованности выпускника:

Выпускник должен:

  • иметь высокую профессиональную компетентность, соблюдать этический кодекс медицинского работника;
  • уметь принимать решения в сложных не стандартных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью;
  • быть высоконравственной личностью, человеком высокой культуры, воспитанным и образованным;
  • иметь экологическую, правовую и коммуникативную культуру; сохранять и развивать традиции училища;
  • уметь мыслить логически и, анализировать результаты своего труда; быть здоровым физически, психически, вести здоровый образ жизни, осознанно пропагандировать его;
  • выработать привычку к постоянному самообразованию и развитию клинического мышления;
  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
  • быть готовым к постоянному профессиональному росту.

Модель качеств выпускника

 

Рисунок 1. Модель качеств выпускника

 

Выбор (разработка) технологий обучения зависит от приоритетности целей образования. В процессе обучения реализуется несколько целей, однако, на разных этапах образования тем или иным целям отдается предпочтение, что и определяет возникновение новых технологий обучения или модернизацию существующих.

Для подготовки эрудированного специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации, при разработке технологии обучения, ориентация - на формирование системы знаний, максимальное обогащение знаниями.

Чаще используются: лекционный метод; информационные технологии для самостоятельного пополнения знаний.

Для подготовки специалиста среднего медицинского звена, способного квалифицированно решать профессиональные задачи, при разработке технологии обучения основное внимание направлено на формирование системы профессиональных медицинских умений.

Технологии: моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе; метод конкретных ситуаций; организация профессионально ориентированной НИР в учебном заведении; погружение в профессиональную деятельность (в различных вариантах); деловые игры.

При подготовке специалиста способного видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения.

Ориентация при разработке технологии - на формирование и развитие клинического мышления, мыслительной активности.

Технологии: проблемное обучение (в разных видах и сочетаниях); проблемные лекции; проблемные семинары; учебные дискуссии; научно-исследовательская работа, направленная на поиск решений принципиально новых проблем; организационно­деятельностные игры; организация КМД (коллективной мыслительной деятельности) в малых и больших группах.

На современном этапе процесс обучения работника среднего медицинского звена направлен на развитие активности личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную и профессиональную деятельность.

Технологии: установление соотношения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в пользу последней.

Выбор технологий определяется также и другими факторами:

- Влияние содержания обучения на выбор технологии.

Существенно важным при определении (выборе) технологии является содержание учебной дисциплины. Так, все технологии обучения, основанные на моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе, характерны только для учебных дисциплин специального цикла (Сестринское дело в хирургии, Сестринское дело в терапии, Сестринское дело в педиатрии, Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии). Специфические технологии (деятельностные, учебное проектирование) свойственны изучению гуманитарных дисциплин, иностранного языка и т.п.

- Влияние оснащенности учебного процесса на выбор технологии.

Уровень развития учебно-материальной базы влияет на выбор или разработку технологии. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе возможно только тогда, когда можно имитировать соответствующую ситуацию. Применение информационных технологий в учебном процессе возможно лишь при наличии соответствующей базы. Таким образом, возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учётом возможностей эффективного их использования. Характерным в этом отношении является возникновение и активное внедрение в учебный процесс новых информационных технологий.

Выбор или разработка технологии обучения преподавателем конкретной дисциплины в Краснодарском медицинском колледже осуществляется на основе его личных убеждений и составляет индивидуальный стиль его педагогической деятельности, причем предпочтение тех или иных форм, методов и средств обучения связано с реализацией определенных целей образования.

Мультимедиа - быстро развивающаяся информационная технология, отличительными признаками которой являются:

- интеграция в одном программном продукте различных видов информации: как традиционных (текст, таблицы, иллюстрации и др.), так и оригинальных (речь, музыка, фрагменты видеофильмов и др.);

- работа в режиме реального времени, поскольку в отличие от текста и графики, статических по своей природе, аудио- и видеосигналы рассматриваются только в реальном масштабе времени;

- новый уровень интерактивного общения «студент - компьютер», когда в процессе диалога пользователь получает более обширную и разностороннюю информацию, что способствует улучшению условий обучения.

Положительными аспектами применения мультимедийных средств являются, во-первых, интерактивность, усиливающая эффективность обучения, делающая содержание учебного материала более доступным.

Во-вторых, динамическая визуализация с элементами мультипликации и машинной графики повышает умственную деятельность студентов и существенно уменьшает их пассивность.

В-третьих, с помощью мультимедийных средств и преподаватель, и обучаемый имеют возможность проектировать темп вопросов и повторений, что усиливает понимание изучаемого материала и направляет внимание на главное.

В-четвертых, видео- и аудиопрограмма ускоряет темп обучения, интенсифицирует сам процесс. Визуальный, привычный характер передачи информации способствует более эффективному восприятию, позитивно влияет на воображение студентов.

С дидактической точки зрения мультимедийные средства не только улучшают процесс переработки информации, но также и формируют новые возможности обучения, усиливаются приемами зрительной организации и зрительного внимания. Позволяют создавать проблемные ситуации не вербально, а зрительно, что делает представление о ситуации более обширным и разносторонним, а, следовательно, и решение, и анализ - более глубокими, детальными.

В процессе использования мультимедийных средств формируется мотивация студентов. Осознание студентами значимости изучаемого материала способствует созданию положительного эмоционального отношения к нему. Слушатель поставлен в такие жизненные и учебные ситуации, которые вызывают у него потребность в осмысленном и активном овладении умениями и алгоритмами выполнения медицинских манипуляций

Учитывая особенности и специфику среднего медицинского образования, необходимость овладения алгоритмами выполнения медицинских манипуляций студентами в кабинетах доклиники и лишь после этого возможность работать с пациентами в отделениях клиники. А также учитывая, что оснащение кабинетов доклинического обучения студентов не всегда соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования из-за трудностей финансирования, использование метода мультимедиа в наших условиях позволяет решить много проблем, а это прежде всего:

- сочетание различных форм, методов и элементов технологий обучения в процессе проведения практических занятий (мультимедиа с методом проектов, проблемно­поисковым, моделированием профессиональной деятельности, игровыми и др.);

- отработка выполнения алгоритма медицинских манипуляций с помощью мультимедийных средств обучения (транспортировка пациента, изменение положение тела пациента, перекладывание пациента с каталки на кровать и др.);

- совершенствование умений студентов работать с компьютером;

- развитие познавательного интереса, мыслительной активности, интеллектуальных способностей студентов, интереса к будущей профессиональной деятельности.

При подготовке к данному практическому занятию в качестве домашнего задания всем обучаемым были даны задания по учебному проектированию: способы транспортировки пациента из приемного отделения стационара в отделение для дальнейшего лечения (четыре разных способа). Студенты самостоятельно дома по этому заданию разрабатывают учебные проекты (обучение в парах) и вовремя занятии представляют эти проекты в виде мультимедийной презентации. Учебные проекты позволяют организовать целенаправленную деятельность студентов, в процессе которой актуализируются знания, их практическое применение, что способствует более глубокому усвоению знаний, формированию профессиональной компетенции на основе самостоятельной деятельности студентов. Учебный проект позволяет сделать эту деятельность целенаправленной, содержательной и осмысленной. Проектное обучение строится на принципах личностно-ориентированного развивающего обучения. Через осмысление и принятие проблемы проекта организуется работа, в которой происходит реализация уже имеющихся знаний, выявление недостающих и добывание новых. Таким образом, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается опыт самостоятельного обучения и рефлексии на всех этапах работы над проектом.

Учитывая, что каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, преподаватель использует их в системе, во взаимосвязи, стремясь достигнуть наилучших результатов в усвоении студентами знаний, выработке у них профессиональных медицинских умений, развитие мыслительной активности. Для повышения качества подготовки специалистов среднего медицинского звена необходимо использование не отдельного метода или приема обучения, а их определенная совокупность, система педагогических мер, построенная на основе дидактических принципов и составляющая технологию обучения.

 

Список литературы:
1. Государственный образовательный стандарт СПО. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 Сестринское дело. М., 2022.
2. Двойников С.И., Пономарева Л.А. Основы общей педагогики: Учебное пособие. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2021.
3. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и инновации / Под редакцией академика РАМН, проф. Н.Д. Ющука - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005.
4. Пахомола Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Журнал «Методист». - 2014. - №1. - стр. 39-46.
5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. - М.: «Мастерство», 2021.