Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Конференция: LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Науки о Земле

Выходные данные
Гайдук А.С. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(55). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/1(55).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Гайдук Анастасия Сергеевна
студент, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, РФ, г. Белгород
Ширина Наталья Владимировна
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, РФ, г. Белгород

 

Земля обладает особой ценностью не только из-за того, что является основой жизнедеятельности человека, средством производства и основной важнейшей составной частью природы, но и обладает способностью обеспечить экономический эффект. Кадастровая оценка земель в Российском законодательстве получила свое закрепление достаточно давно, что связано со многими экономическими и социальными причинами, которые имели место в Российской Федерации.

Недвижимое имущество, которое приобрели или создали налогоплательщики в ходе своей деятельности, является экономическим результатом, лежащим в основании налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, а также земельного налога. Стоимость данного капитала или имущества выступает как лучший его показатель.

Законодательство Российской Федерации идет по пути оптимизации налогообложения. Вследствие этого потребовалась тщательная проработка вопроса оценки недвижимости (в частности земельного участка). Возникновение данного вопроса было связано с тем, что каждый землевладелец обязан был платить налог на землю, и, как следствие, он должен быть точно определен, как и его способ уплаты и размер. Руководствуясь данными правилами, законодатель закрепил зависимость между размером земельного налога и стоимостью земельного участка. Совершенно ясно, что налогообложение на основании цены земельного участка имеет достаточное количество достоинств. Кроме того, земельный участок практически нереально скрыть от оценки и обезличить, а сама по себе цена земли достаточно стабильна и имеет вполне логичную склонность к увеличению.

Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что «к местным налогам и сборам относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор»[2]. Таким образом, помимо всего прочего, налог на землю стимулирует местные органы на создание подходящих условий для развития предпринимательства и в целом подходящего благоприятного уровня для жизни населения. Так же стоит отметить, что получение дополнительных средств в местный бюджет за счет налогообложения земли, становится и средством стимулирования эффективного использования, как самого земельного участка, так и иных объектов, которые связанны с землей.

На начальном этапе кадастровая оценка земель в целях налогообложения в России происходила с оценки земель сельскохозяйственного назначения. Затем были оценены земли поселений, земли промышленности, земли водного и лесного фондов, земли особо охраняемых территорий и объектов. Такая долгая подготовка была связана, прежде всего, с тем, что вводить налог необходимо было сразу, на все земельные участи, для соблюдения принципа равенства прав и свобод человека.

Важной значимостью для правового регулирования той или иной сферы имеет понятийный аппарат. Без должного понятийного аппарата в правовой системе само правовое урегулирование представляется не то что сложным, а практически невозможным. Связано это с тем, что при отсутствии однозначно определенной, недвусмысленной законодательно закрепленной формулировки возникают ошибки. С течением времени, понятие кадастровой стоимости начало приобретать экономический аспект, в связи с потребностями налогового законодательства, а, следовательно, в закреплении данного понятия нуждалось экономическое пространство. Таким образом, в итоге определение кадастровой стоимости закрепилось в документах, регламентирующих оценочную деятельность.

На сегодняшний день основным нормативно-правовым актом, регулирующим государственную кадастровую оценку, является Федеральный закон от 03.07.2016 № 237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» [5]. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Согласно данному закону кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. В свою очередь, государственная кадастровая оценка - совокупность установленных процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом[1].

Несомненно, кадастровая стоимость является одной из главных характеристик земельного участка. Проведение государственной кадастровой оценки земель позволяет рассчитать кадастровую стоимость и официально ее зафиксировать[6].

Для реализации федерального закона о кадастровой оценке в августе 2021 года были утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке, которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее - бюджетное учреждение)[3].

По результатам определения кадастровой стоимости составляется Отчет об итогах государственной кадастровой оценки. Требования к отчету утверждены приказом Минэкономразвития России от 09.06.2017 № 284. Данный нормативный акт содержат правила составления отчета об итогах государственной кадастровой оценки бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, уполномоченными в сфере государственной кадастровой оценки.

Положение об организации и проведении федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки определено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2020 г. В положении  установлен порядок осуществления федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки, в том числе, за установленной Федеральным законом “О государственной кадастровой оценке” периодичностью проведения государственной кадастровой оценких[4].

Закрепленное в федеральном законе «О государственной кадастровой оценке» понятие «кадастровая стоимость» является наиболее объемным по содержанию. В связи с высокой социальной значимостью для населения, выраженной в том, что кадастровая стоимость земельного участка является способом определения размера налоговой базы для налогообложения объектов и чем выше кадастровая стоимость земли, тем выше будет размер налога, так и для государства, в частности для нужд налогообложения и повышения эффективности пользования земли, кадастровая оценка претерпела ряд нормативных изменений, которые были направлены на оптимизацию самого процесса кадастровой оценки, для установления более точных данных кадастровой стоимости земельного участка, которые соответствовали бы фактической действительности стоимости земельного участка.

Одной из показательных характеристик земельных участков, является его кадастровая стоимость. Она необходима для решения многих задач на различных уровнях. На сегодняшний день, определение кадастровой стоимости любого внесенного в кадастровый реестр недвижимого объекта, обязательная процедура, которая осуществляется уполномоченными государственными структурами, а полученные данные в последующем используются для целей налогообложения.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон “О государственной кадастровой оценке” от 03.07.2016 N 237-ФЗ [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
3. Приказ Росреестра от 04.08.2021 N П/0336 "Об утверждении Методиче-ских указаний о государственной кадастровой оценке" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66421)
4. Постановление Правительства РФ от 28.10.2020 N 1751 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении федерального государствен-ного надзора за проведением государственной кадастровой оценки».
5. Жданова Р.В. Особенности нормативно-правового регулирования госу-дарственной кадастровой оценки объектов недвижимости на современном этапе.
6. Ширина Н.В., Кононов А.А., Севрюков И.С Мониторинг рынка недвижи-мости при проведении кадастровой оценки объектов недвижимости.