Статья:

ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС У ШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИИ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 4. Медицинские науки

Выходные данные
Шачнев Р.М. ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС У ШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИИ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/11(17).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 44 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС У ШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИИ

Шачнев Родион Михайлович
студент I курса педиатрического факультета СтГМУ, РФ, г. Ставрополь
Кучерко Надежда Ивановна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры гигиены СтГМУ, РФ, г. Ставрополь

 

В настоящее время одной из актуальных проблем здоровья школьников является проблема избыточного веса. Некоторые факторы риска избыточного веса являются управляемыми: стрессы, нерациональное питание, низкая физическая активность.

Решить любую медицинскую проблему на социальном уровне означает понять характер и природу распространения заболевания в тех или иных группах населения. Определить его связь со множеством физических, химических, биологических, психосоциальных факторов, пути его массовой профилактики.

Новизна моей работы заключается в превращении школьников из объекта исследования здоровья и заботы в субъект профилактической и экологической работы, активации ответственности учеников за свое настоящее и будущее здоровье.

Участники научно-исследовательской работы:

  • школьное объединение «Санпост»;
  • НОУ школы;
  • медперсонал Центра здоровья Советского района;
  • педагогический коллектив школы;
  • родительская общественность.

Цель работы: Изучение причин избыточной массы тела и коррекция массы тела учащихся.

Объект исследования: Масса тела учащихся.

Гипотеза: Масса тела зависит от образа жизни и питания. Избыточная масса тела поддается коррекции.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Исследовать массу тела учащихся.
  3. Выявить причины избыточной массы тела учащихся.
  4. Определить методы коррекции избыточной массы тела учащихся.

Проблема: Причины и коррекция избыточной массы тела учащихся.

Методы:

  1. Аналитический отбор материала.
  2. Измерение массы тела аппаратом.
  3. Вычисление массы тела.
  4. Опрос учащихся.
  5. Метод статистического анализа.
  1. Теоретическая часть.
  1. Проблемы избыточного веса учащихся.

Более четверти российских детей страдают от лишнего веса. Специалисты НИИ питания РАМН озвучили результаты исследования, касающегося распространенности ожирения и избыточной массы тела среди российских школьников. Выяснилось, что около 20 % детей имеют избыточный вес, а более 5 % страдают ожирением различной степени. Общая численность детей с избыточным весом в США превышает 12 миллионов человек. По сравнению с 1970-ми гг. уровень заболеваемости ожирением среди детей 10—12 лет утроился.

В нашей стране проблема ожирения детей еще не достигла таких масштабов, как в США и странах Западной Европы, полагают в НИИ питания. Однако тревожные тенденции уже прослеживаются.

Проблема избыточного веса у детей с каждым годом углубляется, приобретая катастрофические размеры в развитых странах во всём мире! Полнота и ожирение вызывают у ребенка множество проблем. Помимо того, что детское ожирение угрожает усилиться с возрастом, оно является основной причиной детской гипертонии, связано с диабетом II степени, увеличивает риск развития коронарной болезни сердца, способствует увеличению давления на суставы, несущие весовую нагрузку, понижает самооценку и влияет на взаимоотношения с ровесниками. По мнению некоторых экспертов, наиболее серьезными последствиями ожирения являются именно социальные и психологические проблемы!

  1. Чем опасен избыточный вес?

Избыточный вес — это первый шаг к ожирению — серьезному, хроническому, многофакторному заболеванию. Это не только избыточное накопление жировой ткани в организме и не только косметический дефект. Ожирение сопряжено с нарушениями, затрагивающими: опорно-двигательную систему (артрозы), желудочно-кишечный тракт (панкреатит, холецистит, желчекаменная болезнь), сердце (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь), сосуды (варикозная болезнь), половую систему (бесплодие).

Избыточный вес ускоряет старение организма, ухудшает качество жизни. Избыточный вес составляет основу эмоциональной неудовлетворенности, заниженной самооценки. Это дополнительная нагрузка на сердце, поскольку каждый килограмм жировой ткани содержит 300 километров капилляров, через которые сердцу надо прокачать кровь. Это нагрузка на позвоночник, которая провоцирует развитие остеохондроза и остеопороза позвоночника, что нарушает иннервацию различных органов и со временем приводит к разнообразной патологии.

  1. Причины избыточного веса учащихся.

Причину ожирения можно сформулировать одной фразой, это нарушение (ослабление или замедление) обмена веществ, когда энергии, в виде калорий, поступает в организм больше, чем тратится (сгорает). Но это уже вторичная причина. Традиционная медицина считает, что первичных причин вызывающие ожирение четыре:

Нерегулярное, гиперкалорийное питание с высоким содержанием жиров и легкоусвояемых углеводов. Питание вне дома (фаст-фуд), переедание.

Недостаточная подвижность и малая физическая активность (недостаточные физические нагрузки).

Нарушение режима сна, труда и отдыха.

Малоподвижный образ жизни, занятия на компьютере, отсутствие спортивных нагрузок.

  1. Здоровое питание.

Школьные годы — это не только постоянная умственная нагрузка, но и время активного роста, поэтому для нормального развития ребенка необходимо следовать нескольким правилам.

Первый закон здорового питания: соответствие между калорийностью пищи и энергией, которую организм расходует. Энергетическая ценность жиров в 2 раза выше, чем белков и углеводов. Жиры являются строительным материалом организма. Жирные кислоты участвуют в синтезе соединений регулирующих механизмы иммунитета, аллергии. Однако употребление жиров животного происхождения (насыщенных) приводит к ожирению, диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям, поэтому их следует ограничивать. Растительные жиры (ненасыщенные) богаты жирными кислотами омега-3 и омега-6, их потребление способствует профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, благотворно действует на ткани организма. Потребность организма в жирах могут удовлетворить 2 столовые ложки растительного масла в день и 3 порции рыбы в неделю.

Белки — важнейшие компоненты пищи. В организме человека белки расщепляются на аминокислоты, из которых организм синтезирует необходимые ему белки. Но по содержанию аминокислот животные белки (мясо, рыба, яйца) более цены чем растительные, так как содержат незаменимые аминокислоты. Полноценные белки присутствуют и в растительной пище — бобовых, орехах, семечках.

Углеводы. Функции углеводов в организме в основном сводится к снабжению энергией. Они находятся в растительной пище — крахмал, глюкоза, фруктоза. Мука, крупы, макароны, — содержат в основном крахмал, а фрукты и овощи — простые сахара. Рафинированный сахар приводит к диабету, ожирению, кариесу, сердечно-сосудистым заболеваниям, поэтому необходимо ограничивать продукты с его содержанием. Норма потребления простых углеводов в день — 50 г.

Клетчатка или пищевые волокна, в организме практически не перевариваются, но существенно влияют на процессы: переваривания, усвоения и эвакуации пищи и поддержания микрофлоры кишечника. Содержатся в овощах, фруктах, «неочищенных» зерновых.

Второй закон здорового питания. Организму необходимы витамины и микроэлементы, которые участвуют в различных процессах метаболизма. Они содержатся в различных продуктах: мясо, молоко, зерновые, овощи и фрукты.

Принципы рационального питания:

  1. Энергетическое равновесие
  2. Сбалансированность питания по воздержанию основных пищевых веществ.
  3. Низкое содержание жира.
  4. Ограничение в рационе простых углеводов (сахаров).
  5. Повышенное потребление овощей и фруктов
  6. Использование цельнозерновых продуктов.
  7. Снижение потребления поваренной соли.
  1. Определение индекса массы тела (ИМТ или индекс Кетля).

Оценка наличия избыточного веса и определения степени ожирения проводится в соответствии с рекомендациями Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) на основании определения нескольких показателей:

Индекс массы тела (ИМТ или индекс Кетля) рассчитывается по формуле:

ИМТ = Вес (кг) / Рост (м2).

Например: масса тела человека = 80 кг, рост — 1,8 м.

ИМТ = 80 кг / (1,8 ´ 1,8) м2 = 80 кг / 3,24 м2 = 24,69 кг.

Таблица 1.

Классификация степени ожирения (ВОЗ):

ИМТ

Степень выраженности

Оценка ИМТ

18,5—23,9

Норма Нормальный вес

Нормальный вес

24,0—29,9

Избыточный вес

Избыточная масса тела

30,0—34,9

1-я степень ожирения

Ожирение

35,0—39,9

2-я степень ожирения

Сильное ожирение

Более 40,0

3-я степень ожирения

Чрезвычайное ожирение

  1. Практическая часть.
  1. Обследование учащихся на предмет избыточной массы тела.

Работу по изучению проблемы избыточного веса учащихся я проводил на базе Центра здоровья ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» детская поликлиника с 1 декабря 2013 года по 5 сентября 2014 года, который проводит скрининг детского населения по выявлению нарушений здоровья, тщательное обследование и проведение мероприятий направленных на снижение риска возникновения ССЗ и коррекции избыточного веса. В Центре здоровья имеется зал ЛФК и кабинеты инструментального обследования, бассейн.

В выполнении работы мне оказывала помощь заведующая Центром здоровья Цховребова Вера Петровна врач высшей категории.

Свою работу я начал с исследования массы тела учащихся 10х классов школы.

Исследования массы тела производилось на аппарате АБС-01 «Медас», который осуществляет исследование состава тела.

Результаты исследования массы тела представлены в виде таблицы.

Таблица 2.

Индекс массы тела обследованных школьников

Число определений 10 класс

Норма ИМТ

18,5—23,9

Избыточный вес ИМТ 24—29,9

Ожирение

ИМТ 30 и выше

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

43

33

76,7

6

13,9

3

9,3

Исходя из результатов исследования, я определил, что среди учащихся 10х классов избыточный вес наблюдается у 6 учащихся, что соответствует 13,9 % ,ожирение у 3 учащихся, что соответствует 9,3 % от числа обследованных учащихся, таким образом, проблема избыточного веса среди учеников нашей школы существует и нуждается в профилактических мероприятиях.

Мы провели круглый стол и анонимное анкетирование.

  1. Анкетирование учащихся исследуемой группы.

Я провел анкетирование учащихся с избыточным весом.

Таблица 3.

Анкета

Вопрос анкеты

Ответ

1

Сколько приемов пищи в день?

 

2

Соблюдаешь ли ты режим питания?

 

3

Состав пищи: супы, мясо, рыба, сыр, колбаса, сосиски, каши, макароны, овощные салаты, молочные продуктыи др?

  1. часто:
  2. иногда

4

Как часто ты употребляешь бутерброды, фаст-фуды, газированные сладкие напитки, сладости, мучные изделия?

  1. один раз в день
  2. несколько раз в день

В) 1—2 раза в неделю

5

В какое время бывает последний прием пищи?

 

6

Занимаешься ли ты спортом?

 

7

Сколько времени проводишь в день за просмотром телевизора и компьютером?

 

8

Что ты знаешь о рациональном питании?

 

9

Доволен ли ты своей внешностью, хотел бы ты похудеть?

 

10

Испытываешь ли ты эмоциональный дискомфорт из за лишнего веса?

 

11

Готов ли ты для снижения веса

  1. пересмотреть свое питание;
  2. заняться физическими упражнениями?

 

По результатам анкетирования, я определил основные причины развития избыточной массы тела у учащихся (все учащиеся соматически здоровы, т. к. на диспансерном учете не состоят).

Причины развития избыточной массы тела у исследуемой группы учащихся:

  • нерациональное питание;
  • избыточное употребление углеводов;
  • малоподвижный образ жизни;
  • слабая информированность о здоровом питании.

Из 9 учащихся осознают наличие избыточной массы тела и хотели бы похудеть все 9, пересмотреть питание и заняться физическими упражнениями готовы 9 учащихся.

  1. Самостоятельное определение массы тела группой испытуемых учащихся.

Работу с испытуемой группой учащихся я начал с объяснения расчета индекса массы тела (ИМТ или индекса Кетля). Каждый ученик самостоятельно вычислил для себя ИМТ по формуле: ИМТ = Вес (кг) / Рост (м2).

Таблица 4.

Расчет ИМТ и оценка массы тела

Участник эксперимента

вес

рост

Индекс массы тела

Оценка массы

тела

1

Испытуемый «А»

83

165

30,5

Ожирение 1 степени

2

Испытуемый «Б»

80

175

26,1

Избыточный вес

3

Испытуемый «В»

95

178

30

Ожирение 1 степени

4

Испытуемый «Г»

69

162

26,3

Избыточный вес

5

Испытуемый «Д»

73

174

24,1

Избыточный вес

6

Испытуемый «Е»

83

173

27,7

Избыточный вес

7

Испытуемый «Ж»

85

167

30,5

Ожирение 1 степени

8

Испытуемый «З»

72

165

26,3

Избыточный вес

9

Испытуемый «И»

79

173

26

Избыточный вес

Так же мы изучили калорийность продуктов питания, сбалансированность питания, правильный режим питания.

  1. Определение правил для желающих снизить свою массу тела.

Изучив литературу, я предложил испытуемым несколько правил, которых следует придерживаться для уменьшения массы тела:

  1. Питание должно быть сбалансированным: 55—70 % углеводов (предпочтение цельнозерновым продуктам), 10—15 % белков, 20—30 % жиров.
  2. Снизить калорийность пищи: исключить жареные и жирные блюда.
  3. Исключить из рациона продукты, богатые углеводами: конфеты, сдобную выпечку, чипсы, сухарики, газированные напитки.
  4. В рационе питания должно быть много овощей и фруктов.
  5. 5.Необходимо употреблять продукты с высоким содержанием белка нежирные сорта рыбы, мяса, курицу, яйца, творог.
  6. Соблюдать режим питания: 6.00—9.00 — завтрак, 11.00—14.00 — обед, до 19.00 — ужин, вечером можно выпить кефир или молоко.
  7. Правильно распределять калорийность рациона: завтрак — 30 %, обед — 45 %, ужин — 25 %.
  8. Перекус может иметь место, но должен быть здоровым: фрукты, сок, зерновой батончик, салат, кисломолочные продукты, орехи.
  9. Исключить употребление шоколадных батончиков, чипсов, сухариков, газированных напитков.
  10. Увеличить физическую нагрузку: заняться спортом, отказаться от поездок на транспорте, использовать пешие прогулки.
  11. Ведение дневника питания.

Все правила активно обсуждались, в их пользу были приведены неоспоримые доказательства, в результате чего был сделан вывод: данным правилам необходимо следовать не только для уменьшения массы тела, но и для сохранения здоровья в целом!

  1. Физические нагрузки, способствующие расщеплению жира и сохранению мышечной массы.

Физические нагрузки за счет увеличенного расхода энергии приведут к расщеплению жировой составляющей массы тела, что приведет к ее уменьшению.

График физических нагрузок для участников:

Бассейн (плавание) — 3 раза в неделю.

Велотренажер — 2 раза в неделю.

Аэробика — 2 раза в неделю.

Прогулки — ежедневно.

Таблица 5.

Таблица расхода калорий при различных видах физической активности

Вид физической активности

Потребление калорий

Бассейн (плавание)

268 ккал/30 мин

Прогулки

134 ккал/30 мин

Аэробика

168 ккал/30 мин

Велотренажер

134ккал/30мин

  1. Мониторинг.

В процессе мониторинга производилось:

  1. Анализ дневников питания участников.
  2. Отслеживалась регулярность посещений бассейна, занятий на тренажерах.
  3. Питание в школьной столовой и буфете.
  4. Контрольное взвешивание.
  5. Беседы по питанию и уровню физической активности.

Мониторинг осуществлялся каждые 2 недели в течение первых 3 месяцев, а последующие 6 месяцев 1 раз в месяц.

Участники «Д» и «И» выбыли из группы исследования, по причине нарушения в питании, нерегулярного посещения тренажерного зала и бассейна и отсутствии мотивации. Дальнейшие наблюдения мною проводились по оставшимся участникам (3 мальчика и 4 девочки).

Таблица 6.

Итоговая таблица мониторинга

Участник эксперимента

Оценка ведения дневника питания

Посещение занятий в бассейне

Посещение тренажерного зала

Питаний в школьной столовой

Масса

тела

кг

 

1

Испытуемый «А»

+

+

+

+

78

2

Испытуемый «Б»

+

+

+

+

76

3

Испытуемый «В»

+

+

+

+

91

4

Испытуемый «Г»

+

+

+

+

62,5

5

Испытуемый «Е»

+

+

+

+

80

6

Испытуемый «Ж»

+

+

+

+

81

7

Испытуемый «З»

+

+

+

+

66

 

Таблица 7.

Сравнительная итоговая таблица индекса массы тела

Участник эксперимента

ИМТ начальный

 

ИМТ итоговый

 

1

Испытуемый «А»

30,5 (ожирение)

28,6 (избыточный вес)

2

Испытуемый «Б»

26,1 (избыточный вес)

22,8 (нормальный вес)

3

Испытуемый «В»

30 (ожирение)

28,7 (избыточный вес)

4

Испытуемый «Г»

26,3 (избыточный вес)

23,85 (нормальный вес)

5

Испытуемый «Е»

27,7 (избыточный вес)

26,7 (избыточный вес)

6

Испытуемый «Ж»

30,5 (ожирение)

29,13 (избыточный вес)

7

Испытуемый «З»

26,3 (избыточный вес)

24,2 (избыточный вес)

 

В результате проведенной работы, за 9 месяцев, 2 учащихся «Б» и «Г» достигли ИМТ нормальный вес. У учащихся «А» и «Ж» показатель ИМТ «ожирение» изменился до ИМТ «избыточный вес». Учащиеся: «В», «Д», «Е» и «З» остались в показателях ИМТ «избыточный вес», но ИМТ снизился. Улучшилось физическое и психологическое состояние учащихся.

  1. Выводы.

Выдвинутая гипотеза: «Масса тела зависит от образа жизни и питания. Избыточная масса тела поддается коррекции» подтвердилась. Доказана актуальность проблемы лишнего веса среди учеников 10 класса МОУ СОШ № 2. В ходе анонимного вопроса учащихся выявлены проблемы избыточного веса, которые наблюдаются у 23,2 % учащихся 10 классов школы.

Выводы:

  1. Причинами избыточного веса являются: избыточное питание и недостаточная двигательная активность.
  2. Избыточная масса тела поддается коррекции за счет рационального питания и увеличения двигательной активности.

Практическое значение моей работы:

  1. Повышение информированности учащихся о проблеме лишнего веса и риска развития заболеваний: атеросклероза, гипертонической болезни, почечно-каменной болезни, сахарного диабета, заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний ЖКТ.
  2. Активизация личного участия в формировании здорового образа жизни.
  3. Обучение самодиагностики и профилактики малоподвижности, неправильного питания.
  4. Формирование нового взгляда на мир, заключающегося в бережном отношении к своему здоровью и формированию нового экологического мышления.
  5. Материалы работы использованы в школьном курсе изучения ЗОЖ, для привлечения внимания учеников к проблеме возникновения избыточного веса у школьников и способов ее решения.

В процессе изучения данной проблемы были подготовлены: беседа «Здоровое питание», презентация «Движение это жизнь», заседание НОУ по теме: «Углеводы насыщают, белок дает силы, жир производит жир».

 

Список литературы:

  1. Байтимирова Э. «Здоровый образ жизни. Вопросы теоретической и практической медицины» Уфа, 2010 г.
  2. Гаджиев Р.С. «Образ жизни подростка в условиях крупного города», Здравоохранение РФ, 2008 г.
  3. Дитриев А.Н. «Ожирение и метаболический синдром», Екатеринбург, 2001 г.
  4. Жеребик В.М. «Уровень жизни населения», М. ЮНИТИ, 2002 г.
  5. Ладнова Г.Г., Истомина А.В. «Фактическое питание и витаминный статус школьника Орловской области», «Гигиена и санитария» 2001 г. № 3.
  6. «Политика в области здорового питания в России» «Международная конференция. Вопросы питания» 1997 г. № 2, С. 44—47.