Статья:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 6. Науки о Земле

Выходные данные
Балынин К.А. ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/5(23).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ

Балынин Кирилл Алексеевич
студент Российского государственного университета туризма и сервиса, РФ, г. Москва

 

На рынке туристских услуг образовательный туризм уже давно занял свою нишу и нашел свой контингент потребителей. Однако выездной образовательный туризм преобладает над всеми остальными видами (въездным и внутренним). Рынок выездного туризма сейчас переполнен языковыми и образовательными турами, программами стажировок и практик на конкретных профильных предприятиях [1]. Основными дестинациями образовательного туризма являются такие страны, как США, Великобритания, Испания, Франция, Германия, Нидерланды, Венгрия [1].

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» рекомендует туроператорам, занимающимся организацией внутреннего туризма, исследовать туристский потенциал российских регионов. Образовательный туризм не стал исключением. На рынке внутреннего туризма стали появляться новые туристские продукты. Туристы с удовольствием посещают разнообразные краткосрочные курсы, а иностранным языкам можно учиться в специализированных языковых лагерях по всей стране [4]. Мотивация потребителя образовательных услуг опирается на стремление личности к познанию и самосовершенствованию. Согласно мотивационной модели Портера-Лаулера результаты деятельности зависят от приложенных усилий. Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степени уверенности в том, что пройденный этап действительно повлечет за собой положительные, позитивные последствия для человека. Человек с высоким уровнем потребности достижения предпочитает ставить себе прорывные цели и добиваться их. Не следует также забывать об иерархии потребностей А. Маслоу, в которой потребности в самоудовлетворении и самореализации занимают особое место [5].

Профориентационный туризм сегодня — совершенно новое явление на рынке образовательных услуг. Его возникновение можно связать с внутренними процессами, происходящими в обществе, с ростом мобильности населения. В связи с введением Единого государственного экзамена наблюдается увеличение потока абитуриентов из российских регионов в крупные города, являющиеся образовательными центрами. Это происходит из-за того, что в сознании выпускников российских школ крупные города видятся центрами науки, культуры, досуга, считается, что в них проще устроиться, найти работу по интересам. Учебные заведения таких городов ассоциируются с определенным уровнем престижа. Москва традиционно позиционируется на рынке образовательных услуг как центр образовательного туризма. Для Москвы и Московской области, например, характерен приток абитуриентов из Владимирской, Ярославской, Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской и Рязанской областей. На самом деле, география абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения Москвы и Московской области, является более широкой. Проблемы, с которыми сталкиваются абитуриенты при поступлении, разнообразны: незнание города и месторасположения учебных заведений; невозможность подачи документов в несколько учебных заведений из-за отсутствия жилья; невозможность ознакомления с учебным заведением из-за отсутствия времени; низкая степень осведомленности о будущей профессии и возможном месте работы. Профориентационный тур может помочь абитуриентам в решении этих проблем.

Профориентационный туризм — вид образовательного туризма, направленный на удовлетворение потребностей туристов в информации о будущем учебном заведении, будущей профессии, возможном трудоустройстве, а также о возможностях переквалификации и перемены места работы. Потребителями услуг профориентационного туризма могут быть школьники, ученики старших выпускных классов, а также взрослые работающие люди, которые хотят повысить свою квалификацию или переобучиться. Школьникам, выпускникам старших классов, профориентационный тур может помочь определиться с наиболее подходящими направлениями профессиональной деятельности («человек-человек», «человек-знак», «человек-техника», «человек-художественный образ»), выбрать соответствующее учебное заведение, ознакомиться с его материально-технической базой, профессорско-преподавательским составом, дополнительными возможностями для образования. Как правило, за несколько минут при подаче документов в приемную комиссию ни абитуриент, ни его родители не в силах определить, выгодное ли географическое положение имеет учебное заведение, развитая ли у него инфраструктура, как расположены корпуса. Ведь жителям малых провинциальных городов, приехавшим на учебу в крупный город, необходимо много времени для адаптации. Тем более, что в литературе встречается такой термин, как «провинциальный шок». При организованном туре будущие абитуриенты не только смогут познакомиться с учебным заведением, но и пообщаться непосредственно с представителями студенчества и профессорско-преподавательского состава, посетить научные лаборатории, совершить экскурсию в общежития, познакомиться с условиями проживания. Если учебное заведение имеет договорные связи с профильными предприятиями, на которых студенты проходят практику, то целесообразно посетить эти предприятия и рассказать абитуриентам об их будущей профессиональной деятельности. На сегодняшний день успешно проявила себя практика организации тренингов для будущих студентов на днях открытых дверей. Большой популярностью пользуются учебные тренинги «Будущий экскурсовод», «Я — учитель». В свободное время туристам-школьникам предоставляется возможность познакомиться с местностью, погулять по городу, посетить музеи, кинотеатры, выставки.

Необходимый набор ресурсов для организации профориентационного туризма будет состоять, в основном, из экономических и экскурсионных туристских ресурсов. Как известно, экономические туристские ресурсы представлены ресурсами материально-технического обеспечения (оборудование и снаряжение) и организационного сопровождения (предприятия и учреждения). В профориентационном туризме, естественно, в большей степени будут задействованы ресурсы организационного сопровождения — высшие и средние учебные заведения, и их инфраструктурные составляющие (общежития, учебные корпуса, аудитории и лаборатории), центры занятости, биржи труда, профильные места практики. Состав экскурсионных ресурсов довольно сложен: культурно-исторические (историко-культурные), социально-культурные, социальные, этнографические и археологические ресурсы [3]. Социально-культурные и социальные ресурсы делятся на ресурсы наследия и ресурсы настоящего. Для профориентационного туризма, несомненно, наибольший интерес представляют социально-культурные ресурсы настоящего. К их числу относятся художественные учреждения, учреждения индустрий досуга и развлечений, учреждения науки и образования, художественные промыслы и ремесла, творческие (художественные) коллективы, выдающиеся деятели в мире художественной культуры.

При организации профориентационных туров важно учесть некоторые требования к обслуживанию туристов. Шкала требований для профориентационного тура должна проектироваться по экономическому классу обслуживания. Пакет услуг профориентационного тура должен включать в себя проживание в гостиницах экономического класса или студенческих общежитиях (хостелах), питание — полупансион или только завтрак (студенческая столовая), экскурсии недорогие, групповые, досуг социального характера. Трансфер, как правило, осуществляется самостоятельно на общественном транспорте. Требования к условиям размещения — гостиницы упрощенного типа (2 звезды, пансион, студенческое общежитие), 2—3 местные номера. Столовые самообслуживания, шведский стол или буфет с ограниченным меню, спортивные помещения, залы, помещения для отдыха (уголки, фойе) [2]. Рекреационные условия — досуговые мероприятия (посещение киноконцертных залов, зоопарков, театров, океанариев, ботанических садов), наличие удобного общественного транспорта до мест отдыха, туристских достопримечательностей и центров индустрии образования и досуга [2]. Для обеспечения этих требований требуются следующие поставщики услуг: пансион, студенческое общежитие или отель экономического класса (1—2 звезды), автотранспортное предприятие, предоставляющее автобусы недорогих марок (для авиакомпании — перелет туристским классом), кафе самообслуживания, шведский стол, учреждения индустрий досуга и развлечений, учреждения науки и образования, их аудитории и лаборатории.

Практика профориентационных туров может помочь выпускникам школ самоопределиться и принять правильное решение по поводу своей будущей профессии. Профориентационные туры помогут школьникам в адаптации к жизни большого города, преодолеть психологические барьеры боязни метро, больших скоплений людей, потоков транспорта. Для учебного заведения профориентационный тур может служить своеобразным инструментом маркетинга и использоваться для привлечения студентов. В учебном заведении из числа студентов могут быть подготовлены соответствующие кадры — гиды-экскурсоводы, вожатые, кураторы. Они выполняли бы консалтинговые функции — рассказывали будущим студентам об учебном заведении, практиках, стажировках, возможностях трудоустройства, возможностях активной студенческой жизни. Таким образом, через некоторое время принимающая сторона получит в лице бывших довольных туристов будущих студентов. А причиной их выбора станет правильно организованный профориентационный тур.

 

Список литературы:

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 470 с.
  2. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 250 с.
  3. Кабушкин Н.И. Организация туризма. — М.: Финансы и Статистика, 2005. — 225 с.
  4. Новиков В.С. Инновации в туризме. — М.: Издательский центр Академия, 2007. — 235 с.
  5. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. — М.: Альфа — М: ИНФРА-М, 2008. — 432 с.