Статья:

СРАВНЕНИЕ СТАНДАРТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Блинов Р.В., Бычков К.В., Кирчева А.С. [и др.] СРАВНЕНИЕ СТАНДАРТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(235). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(235).pdf (дата обращения: 04.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНЕНИЕ СТАНДАРТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Блинов Роман Викторович
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Бычков Кирилл Вячеславович
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Кирчева Алина Сергеевна
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Мамедов Илькин Вахид оглы
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Лебеденко Татьяна Петровна
научный руководитель, старший преподаватель, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк

 

Исследование и сравнение стандартов физической культуры на разных уровнях образования помогает сгладить переходные моменты и обеспечивает более качественное физическое образование и развитие студентов на каждом этапе их учебного пути. Цель исследования состоит в выявлении различий в стандартах физической культуры на разных уровнях образования (школа, колледж и университет) и в описании физических особенностей каждого уровня. Также необходимо выявить, какое влияние имеет физическая культура на каждом уровне обучения. На основе этих данных будут предложены советы обучающимся для адаптации к новому уровню обучения.

Физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей [1].

Задачи физической культуры включают в себя:

  1. осознанное стремление к физической культуре и здоровому образу жизни можно, внушая эту потребность;
  2. обучение практическим двигательным навыкам и умениям, необходимым в повседневной жизни, профессиональной деятельности и при исполнении военных обязанностей, является ключевым аспектом;
  3. стремление к разностороннему развитию физических характеристик и обеспечивание крепкого здоровья и высокой работоспособности учащихся;
  4. улучшение уровня мастерства в выбранном виде спорта – важный аспект достижения данных задач.

Для решения этих задач необходимо систематически использовать средства физического воспитания, включая физические упражнения, природные лечебные процедуры и соблюдение гигиенических норм.

Необходимо выделить физические особенности на разных уровнях образования. Следует делить школьный возраст на три основных периода – младший (7-11 лет), средний (подростковый, 12-15 лет) и старший (юношеский, 16-18 лет). Физические особенности детей и подростков существенно изменяются с наступлением периода школьного возраста. Основные характеристики каждого периода школьного возраста:

  1. младший школьный возраст (7-11 лет):
  • дети продолжают расти и развиваться, однако происходит в медленном темпе по сравнению с первыми годами жизни;
  • они имеют более нормализованные пропорции тела, их двигательные навыки становятся более уверенными;
  • происходит развитие зрения, слуха и координации движений;
  1. средний (подростковый) школьный возраст (12-15 лет):
  • происходит активное физическое развитие подростков, включая увеличение роста и изменения в теле;
  • половое созревание начинается с появлением первых признаков половой зрелости, таких как рост волос, изменение голоса, начало изменений в мужской и женской фигуре;
  • увеличивается активность подростков в физических занятиях и спорте;
  1. старший (юношеский) школьный возраст (16-18 лет):
  • подростки находятся ближе к завершению физического роста, хотя индивидуальные вариации могут быть значительными;
  • созревание половых характеристик завершается, то есть становятся более сходными с взрослыми внешне;
  • физическая активность и спорт могут продолжаться, то есть повышается стремление к достижению высоких результатов в спорте.

Физическое развитие школьников тесно связано с психологическими и эмоциональным развитием, так как они взаимодействуют друг с другом в процессе становления личности ребенка.

Подростковый период, в свою очередь, отличается наличием особой структуры потребностей и интересов, связанных с социальным статусом подростка. Эта фаза жизни оказывает значительное влияние на все психологические функции человека, поскольку интересы, формирующиеся в этот период, систематизируют и направляют эти функции. Кроме того, в подростковом возрасте активно развивается логическое мышление, возникают теоретические размышления, а также самоанализ и самопознание [2].

Способность к работе с гипотезами и применение дедукции и индукции становятся ключевыми интеллектуальными достижениями в этом возрасте. Процесс самопознания проявляется через активную деятельность, такую как учеба, труд и общение. Подростки начинают активно развивать навыки самоконтроля, что помогает им контролировать результаты своей деятельности, а затем – каждый этап этой деятельности.

Другим важным аспектом в развитии в подростковом возрасте является изменение памяти, которая становится менее механической и более логической. Процесс мышления сравнивается с процессом усвоения и запоминания информации и используется для восстановления ранее запомненных результатов. Чтение и речь становятся основополагающими функциями в этом контексте.

Система физического развития в колледже должна отражать уровень личной физической активности студентов, служить показателем эффективности их учебной деятельности, и в целом, отображать степень развития профессиональной культуры будущего специалиста. Эта система также должна мотивировать студентов на самосовершенствование и саморазвитие.

Для повышения эффективности физического воспитания можно привлечь студентов и общественность к участию в культурно-массовых спортивных мероприятиях. Важно определить, как сделать так, чтобы каждый человек, начиная с детей и заканчивая взрослыми, осознавал важность физических упражнений и спорта. Мотивация играет ключевую роль в привлечении студентов к занятиям спортом.

Направление студентов на творческое освоение программы по физической культуре требует системного воздействия на их интеллектуальную, эмоционально-волевую и идеологическую сферы, потому что современное представление о физической культуре не ограничивается только формированием физических навыков и поддержанием здоровья, но также включает в себя глубокие знания, мотивацию и мировоззрение в области физкультурно-спортивной деятельности.

Основной задачей в физической активности является привлечение широких масс к занятиям спортом, учитывая, что показатели здоровья с каждым годом становятся все менее удовлетворительными. Поэтому необходимо заинтересовать общество в здоровье сберегающих мерах и технологиях для улучшения личного здоровья.

В процессе общения подростки формируют и развивают навыки вступления в контакт с другими, взаимопонимание и свое место в обществе. Развитие мышления также включает в себя способность к творческому мышлению и фантазии, а также развитие рефлексии. Самостоятельность мышления и независимость в поведении становятся заметными чертами подростков.

Студенчество представляет собой особую социальную группу, в рамках которой подготовка к профессиональной деятельности стала видом сложного и интеллектуально напряженного труда, неотъемлемого от общественной потребности. Общество проявляет заинтересованность в формировании высококвалифицированных специалистов путем предоставления различных преимуществ (бесплатное обучение, государственные стипендии, обеспечение жильем, спортивным объектам и оборудованию,  возможности участия в клубах, спортивных секциях, кружках).

Все эти меры создают благоприятные условия, которые позволяют студентам вкладывать значительные усилия в учебу и общественную деятельность, проводить свободное время активно и интересно, а также активно заниматься физической культурой и спортом благодаря систематическим занятиям.

В процессе обучения в высшем учебном заведении происходит раскрытие способностей и потенциала студентов, наиболее активно развиваются их моральные и эстетические качества, происходит формирование и укрепление характера, а также интересов. Студенты развивают свои сенсорно-перцептивные, психомоторные функции. Этот период характеризуется наивысшей пластичностью и способностью к обучению в формировании навыков. Кроме того, в это время достигается оптимальное физическое и психологическое развитие.

Все эти аспекты подчеркивают как наличие у студенческой молодежи значительного потенциала и возможностей, так и важность этого периода в их жизни. Физическая культура и спорт в современном обществе являются сложным и многофункциональным явлением, выполняющим ряд важных социальных функций.

В современном образовании роль физической культуры становится все более важной. Физическая активность имеет положительное влияние на академическую успеваемость и способствует более успешной адаптации к новым уровням образования. Чтобы показать данное влияние, для этого был проведен опрос. Количество опрошенных составило 75 человек, где среди них 25 школьников, по 25 студентов колледжа и университета.

Таблица 1.

Результаты проведенного опроса среди обучающихся

Вопрос

Школьник

Студент колледжа

Студент университета

Насколько важно включать физическую культуру в образовательную программу на вашем уровне образования?

Важно (84%)
Нейтрально (16%)
Нет важности (-) 

Важно (76%)
Нейтрально (20%)
Нет важности (4%) 

Важно (80%)
Нейтрально (12%)
Нет важности (8%) 

Считаете ли вы, что физическая активность и занятия спортом могут улучшить академическую успеваемость?

Да (92%)
Нет (8%)

Да (84%)
Нет (16%)

Да (76%)
Нет (24%)

Какое время уделяете внимание физической культуре и спорту в учебных программах на вашем уровне образования?

Значительное (60%)

Незначительное (24%)

Нисколько (16%)

Значительное (52%)

Незначительное (36%)

Нисколько (12%)

Значительное (44%)

Незначительное (48%)

Нисколько (8%)

Чувствуете ли вы, что обучающиеся на разных уровнях образования имеют разное отношение к физической культуре?

Да (88%)
Нет (12%)

Да (80%)
Нет (20%)

Да (72%)
Нет (28%)

Как вы считаете, помогает ли физическая культура справиться с переходом на новый этап образования?

Да (60%)
Нет (4%)

Не знаю (36%)

Да (88%)
Нет (8%)

Не знаю (4%)

Да (96%)
Нет (-)

Не знаю (4%)

 

На основе исходных результатов можно сделать следующие выводы:

  1. Большинство обучающихся придают значимость физической активности в своей учебной программе.
  2. Школьники более уверенно считают физическую активность важной, чем студенты колледжа и университета. Данные результаты можно объяснить изменением их образа жизни и академическими нагрузками на более высоких уровнях образования.
  3. Небольшой процент опрошенных не знают, является ли физическая культура важной или может ли она помочь с переходом на новый этап образования. Для этого необходимо больше информативности и образования на данную тему.
  4. Результаты опроса подчеркивают важность поддержки физической активности и физической культуры в учебных заведениях. Финансирование спортивных программ и разнообразные спортивные мероприятия – ключ к созданию здоровой и поддерживающей среды в образовательной сфере.

Стандарты физической культуры на разных уровнях образования имеют свои особенности, так как требования к ним различаются в зависимости от возраста и целей обучения. Для поддержки баланса между переходами рекомендуется следовать некоторым советам.

Каждая школа имеет свои определенные требования к физической культуре, для этого существуют образовательные программы, учебные планы. В процессе обучения школьникам рекомендуется следовать им. Благодаря расписанию занятий они узнают количество часов физической культуры в неделю, и на основе этого обучающие могут грамотно выстроить свой учебный план.

Многие школы предлагают дополнительные возможности для участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях. Рекомендуется школьникам воспользоваться этими возможностями, чтобы разнообразить свою физическую активность. Важно также вести активный образ жизни вне школы. Регулярные занятия физической активностью помогут школьникам поддерживать здоровье и физическую форму для перехода на другой уровень образования.

После школьного этапа наступает студенческий, который имеет свои отличия. Колледжи и университеты имеют свои правила и стандарты к физической активности, отличные от школьных. Данные заведения предлагают студентам доступ к спортивным залам, тренажерным залам, бассейнам и клубам. Следует воспользоваться данными ресурсами для поддержания своей физической активности.

На данных уровнях образования наблюдается повышенная нагрузка, лучше создать собственный график физической активности, учитывая при этом свои учебные обязанности, что позволит более эффективно управлять временем и сохранять баланс между учебой и здоровым образом жизни. Нужно помнить, что здоровый образ жизни включает в себя не только физическую активность, но и здоровое питание, достаточный сон и управление стрессом, для этого необходимо иметь здоровые привычки.

Таким образом, стандарты физической культуры на разных уровнях образования нацелены на достижение разных целей, учитывая возрастные, физические и образовательные особенности обучающихся. На более высоких уровнях образования стандарты могут быть более строгими и ориентированы на развитие продвинутых физических навыков и здорового образа жизни. Обычно на начальном уровне больше внимания уделяется развитию базовых двигательных навыков и физической активности в целом, чем на более продвинутых уровнях образования. Будучи студентом важно грамотно понимать и применять принципы физической активности и заботиться о своем физическом состоянии.

 

Список литературы:
1. Евсеев Ю. И. Физическая культура:[учеб. пособие для вузов]. – 2003. – 384 C.
2. Мордяшова И. Л. Формирование физической активности студентов СПО с учетом индивидуальных особенностей средствами легкоатлетических упражнений : дис. – 2019.