Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ-САЙТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Конференция: CCXLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Тимошкина Э.Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ-САЙТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(243). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(243).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ-САЙТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тимошкина Элина Леонидовна
студент, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, РФ, г. Казань
Сабирова Эльвира Гильфановна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет/Институт психологии и образования, РФ, г. Казань

 

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES USING EDUCATIONAL WEBSITES IN PRIMARY SCHOOLS

 

Elina Timoshkina

Student, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan

Sabirova Elvira Gilfanovna

Scientific Supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University/Institute of Psychology and Education, Russia, Kazan

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме – применение проектной деятельности в начальной школе, данный вид деятельности повышает образовательный эффект и влияет на развитие личности младшего школьника. В статье дается характеристика проектной деятельности с применением образовательных интернет- ресурсов. Также отмечается возможность формирования ключевые компетенций младших школьников с использованием образовательных веб-сайтов в процессе проектной деятельности.

Abstract. The article is devoted to the actual problem - the application of project activity in elementary school, this type of activity increases the educational effect and affects the development of personality of junior schoolchildren. The article characterizes the project activity with the use of educational Internet resources. It also notes the possibility of forming key competencies of junior schoolchildren using educational websites in the process of project activities.

 

Ключевые слова и словосочетания: проектная деятельность, образовательные веб-сайты, обучение в начальной школе.

Keywords: project activities, educational websites, elementary school education.

 

Глобальная информатизация и цифровизация общества стала в последнее время основополагающей тенденцией развития образования, науки и общества в целом. Поэтому государство уделяет системе образования особое внимание, внедряя в нее современные технологии и методики. В ФГОС НОО прямо указывает, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [5, с.18-25]. Следовательно приоритетностью начального образования является ориентир на личность человека, на формирование образовательных умений и навыков, позволяющих человеку самосовершенствоваться и самообразовываться на протяжении всей жизни.

Применение образовательных веб сайтов в проектной деятельности позволяет младшим школьникам осваивать современные приемы работы с различными источниками информационного потока, в частности: интернет ресурсы, мультимедиа, видео и аудио материалы. В проектной деятельности в начальной школе чаще всего применяется самостоятельная работа, мотивирующая школьников к изучению предмета, к поиску нового знания. Интернет - это глобальная информационная сеть, помогающая педагогу при организации урока с включением проектной деятельности. Для того чтобы младшие школьники могли самостоятельно пользоваться ресурсами Интернет, необходимо уже с начальной школы закладывать основы компьютерной грамотности.

При создании проекта посредством образовательных веб – сайтов, учащиеся получают колоссальный практический опыт коммуникационного и межкультурного общения. В зависимости от темы проекта школьники получают новые знания, повышаются патриотические настроения, знакомятся с культурой разных народов, с их религиями и традициями. Проектная деятельность ориентирована на различные формы работы: групповую, коллективную, индивидуальную либо одна деятельность может сменять другой формой деятельности, позволяя сделать урок динамичным, интересным, увлекательным и познавательным.

Немаловажной составляющей является структура проекта – это поэтапная работа, которая прививает мировоззренческие, информационные, культурные, коммуникационные ключевые компетенции. Итак, исходя личностно – ориентированного подхода, структура проекта состоит из следующих этапов [2]:

- Первый этап объединяет в себе следующие цели и задачи: поиск и сбор информации, используя различные информационные источники;

-Второй этап предполагает изучение темы, посещение при необходимости библиотеки, музеев, экскурсий; подготовка плана и разбивка плана на блоки; изучение подобранного материала; реализация проектной деятельности;

- Третий этап предполагает осознание темы работы и полученных результатов; достижение воспитательных и образовательных целей.

Образовательные проекты классифицируются: по доминирующей составляющей; по типу предмета в образовательном процессе; по координации проекта; по коммуникации участников проекта; по количеству участников в проекте; по продолжительности.

При организации проектной деятельности посредством веб-сайтов в начальной школе необходимо учитывать возраст ребенка, психологические и физиологические особенности младших школьников. Младший школьный возраст – это специфический возраст, когда происходит становление личности ребенка, переход от дошкольного к школьному образованию. Дети весьма неусидчивы, быстро теряют интерес, поэтому школьнику начальной школы необходимо сформировать условия, способствующие не только умственному развитию, но и физиологическому развитию. К моменту поступления в первый класс ребенок приобретает зачатки познавательной активности, которая выражена в стремлении ребенка познавать новое. Основополагающим в развитии ребенка является развитие мышления, памяти, воображения, внимания. От данных характерных явлений, в частности мышления зависит вектор развития познавательного процесса. Для выполнения школьниками начальной школы образовательных проектов необходимо иметь определенный багаж знаний, умений и навыков.

Школьник готов к проектной деятельности, если он может реализовывать следующие умения и навыки [3, с.363-364]

1. коммуникативные умения и навыки, в частности: умение слушать, уважительно относительно к речи одноклассника, педагога; умение вести диалог и высказывать свою точку зрения; умение обмениваться информацией; умение управлять голосом, например менять интонацию, тембр, силу и громкость; умение обращаться к оппоненту; умение обосновывать и аргументировать свои ответы; умение быть компромиссным;

2. проектные умения и навыки, которые необходимы для выполнения всех этапов проекта. Младшие школьники должны уметь прогнозировать; думать и анализировать; уметь составлять план и реализовывать его; умение представлять результат своей работы.

Выполнение образовательных проектов предполагает рефлексию, самоконтроль, самооценку своей работы, накопленный ранее практический опыт выполнения проектов.

3. рефлексивные умения и навыки, позволяющие оценить и осознать выполнение работы, оценить свою работу в соответствии с критериями: умение обосновать свое решение; отметить свои слабые и сильные стороны в своей деятельности; умение найти ошибки; умение находить пути решения и преодоления своих неудач.

Организуя проектную деятельность с использованием веб – сайтов в начальной школе, необходимо соблюдать поэтапный алгоритм заданий [2]:

  1. Необходимо постепенно увеличивать время работы над проектом, переходить от простого к сложному;
  2. Увеличение фактора самостоятельности при выполнение проектов, начиная от проектов с участием педагога к проектам, которые выполнялись без участия педагога;
  3. Расширение коммуникационной составляющей, например от индивидуальных и групповых проектов к проектам коллективного характера.

При этом основными требованиями к проекту являются:

- наличие проблемы (исследовательского, информационного или практического характера;

- планирование деятельности и действий;

- поиск информации, исследовательская работа учащихся;

- наличие продукта, результативность;

- презентация проекта.

Итак, в проектной деятельности формируются следующие ключевые компетенции [1, с.58-65]:

-компетенции коммуникативного характера, в частности навыки индивидуального или коллективного планирования; умение работать в коллективе; навыки взаимопомощи и взаимоподдержки; умение находить ошибки и исправлять их;

-компетенции регулятивного характера: умение проектировать, планировать, умение принимать решения; умение прогнозировать; умение целесообразно рисковать;

-компетенции исследовательского характера: умение самостоятельного поиска; умение видеть проблему и решить ее; умение выдвигать гипотезы;

- компетенции презентационного характера: умение публично выступать; навык монологической и диалогической речи;

-компетенции рефлексивного характера: навык осмысления; умение отвечать на вопросы и задавать вопросы.

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе влияет на формирование компетенций младших школьников. Применение на уроках метод проектов с использованием образовательных веб-сайтов позволяет совершенствовать личностные качества младших школьников, мотивирует изучение предмета, развивает у них познавательный и интеллектуальный потенциал.

 

Список литературы:
1. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65
2. Гребенщикова В.Ю. Проектная деятельность в контексте личностно- орентированного подхода // Человек и образование, 2005. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-kontekste-lichnostno-orentirovannogo-podhoda (дата обращения 16.03.2024).
3. Перевозова Н. А. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 363-364
4. Смирнова О.Ю. Дидактические условия организации самостоятельной работы обучающихся // Проблемы современного педагогического образования, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-usloviya-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-obuchayuschihsya (дата обращения 15.03.2024).
5. Шумейко О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (Г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 18-25.