Статья:

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Конференция: CCXLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Золотухина А.П. ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(246). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(246).pdf (дата обращения: 30.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Золотухина Анна Павловна
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Рыбальченко Татьяна Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В данной статье исследуется взаимосвязь между физической активностью и интеллектуальным развитием у детей, рассматриваются значимость наиболее эффективные виды спорта для стимулирования интеллектуального роста.

 

Ключевые слова: физическая активность, нейрогенез, интеллектуальное развитие, спорт.

 

Физическая активность играет ключевую роль в поддержании здоровья человека во всех возрастных группах. Однако, научные исследования последних десятилетий показали, что ее влияние на когнитивные функции, включая интеллектуальные способности, также неоспоримо. Особенно важно понимать это в контексте детского развития, когда формируются основы для будущей академической и профессиональной успеваемости.

Взаимосвязь интеллектуального и физического развития осознавали ещё во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета специально физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами.

Учеными по всему миру проведено множество исследований для выяснения взаимосвязи между двигательной активностью и интеллектуальным развитием детей. Выяснено, что регулярная физическая активность способствует улучшению функционирования мозга, усилению памяти, повышению концентрации внимания и развитию когнитивных способностей у развивающегося организма. Этот факт связан с тем, что для нормального функционирования мозга необходима постоянная поступательность импульсов, генерируемых различными системами организма. Особенно важно, чтобы большинство этих импульсов происходило от мышц, поскольку их масса составляет значительную часть тела. Работа мышц порождает поток нервных импульсов, которые непосредственно влияют на мозг, поддерживая его в активном состоянии. [1]

В свою очередь, умственная активность усиливает электрическую активность мышц, проявляющуюся в форме напряжения скелетной мускулатуры. Например, сосредоточенное выражение лица, неосознаваемые сокращения мышц и напряжение в области шеи и плеч, поясницы. Все это происходит потому, что импульсы, исходящие от напряженных мышц, стимулируют мозг, поддерживая его в тонусе.

Однако продолжительная умственная работа вызывает привыкание к раздражающим процессам и приводит к ухудшению работоспособности, поскольку кора мозга уже не может справиться с нервным возбуждением, которое распространяется на всю мускулатуру. Физические упражнения или активные движения могут помочь избавиться от излишнего напряжения.

Верна фраза знаменитого биолога и физиолога И. Павлова: «Лучший отдых – это смена вида работы». Головной мозг будет работоспособен, а нервная система будет находиться в тонусе долгое время, если будет происходить чередование нескольких видов деятельности. Именно по этой причине Федеральная основная общеобразовательная программа основного общего образования  подразумевает не менее трех часов занятий физической культурой в неделю.[2]

Хотя любая форма физической активности полезна, некоторые виды спорта особенно эффективны для стимулирования когнитивных функций ребенка. Родители и тренеры должны придавать особое значение безопасности при выборе видов спорта для детей. Высокорискованные виды спорта, которые могут привести к серьезным травмам, не рекомендуются , так как это может негативно сказаться на физическом и психическом здоровье. [3]

С учетом безопасности и полезности для интеллектуального развития, исследователями рекомендуется следующие виды спорта:

  • Плавание – уникальный вид спорта, который оказывает благоприятное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Он способствует укреплению иммунитета, развитию всех групп мышц, а также снятию стресса, что особенно важно для современных школьников, испытывающих на себе психологические нагрузки.
  • Танцы предоставляют умеренную физическую активность, при этом развивая координацию движений и улучшая контроль над собственным телом. Кроме того, танцы стимулируют творческое мышление и способствуют развитию социальных навыков.
  • Гимнастика. Сравнительно легкие гимнастические упражнения способны значительно улучшить кровообращение, что особенно важно для детей, привыкших к сидячему образу жизни. Гимнастика помогает нейтрализовать негативное влияние малоподвижного жизни и способствует развитию гибкости и силы.
  • Командные виды спорта: Футбол, волейбол и баскетбол предоставляют организму полезную физическую нагрузку и способствуют развитию социальных навыков. Работа в команде помогает детям научиться взаимодействовать с другими людьми, что является важным аспектом их развития.

Таким образом, двигательная активность улучшает кровоснабжение головного мозга, стимулирует процессы рождения новых нейронов, и обеспечивает их связывание с существующими сетями. Это помогает повысить эффективность работы мозга и способствует развитию когнитивных навыков. Поэтому важно включать в режим ребенка регулярные физические упражнения и игры, чтобы обеспечить его полноценное развитие.

 

Список литературы: 
1. Меренкова В.С., Николаева Е.И. РОЛЬ РАННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА // ТиПФК. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ranney-fizicheskoy-aktivnosti-v-formirovanii-intellekta-detey-na-raznyh-etapah-ontogeneza (дата обращения: 06.04.2024).
2. Федеральная образовательная программа основного общего образования. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-370/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego/
3. Никонова Н.С., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ ПОДРОСТКОВ И ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13819 (дата обращения: 06.04.2024).