Статья:

Формирование речевой культуры школьников на уроках русского языка

Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Староселова Ю.Е., Тюренкова Е.М. Формирование речевой культуры школьников на уроках русского языка // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(32).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование речевой культуры школьников на уроках русского языка

Староселова Юлия Егоровна
студент, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, РФ, г. Биробиджан
Тюренкова Екатерина Максимовна
студент, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, РФ, г. Биробиджан
Гузева Наталья Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, РФ, г. Биробиджан

 

В данной статье рассматривается сущность речевой культуры. Авторами обосновывается значимость ее формирования на уроках русского языка в начальной школе. Путем анализа УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, актуализированы базовые упражнения, формирующие культуру младших школьников.

Ключевые слова: речевая культура, развитие речи, методы и приемы формирования речевой культуры, орфоэпия, русский язык.

Актуальность данной темы состоит в том, что младшим школьникам необходимо формировать привычку произносить слова правильно, ведь грамотная речевая культура поможет в дальнейшем поддерживать диалог, коммуникацию и решать предстоящие трудности. В настоящее время можно встретить много молодых людей, допускающих элементарные ошибки в словах, такие ошибки должны быть исключены на этапе обучения в начальной школе.

Существуют различные точки зрения к определению речевой культуры. Л.А. Введенская считает, что речевая культура – это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором происходит осуществление выбора и организации языковых средств, которые позволяют обеспечить нужный эффект в достижении поставленных задач коммуникации при соблюдении этики общения в определенной ситуации.

Л.А. Бебешко рассматривает речевую культуру как совокупность основных качеств (ясность, точность, логичность, системность, содержательность, богатство словарного запаса, эмоциональность, образность, выразительность и правильность произношения), позволяющая говорящему оказать влияние на адресата наиболее действенным способом, принимая во внимание цели высказывания, место, ситуацию и условия общения.

Ю.В. Рождественский писал, что речевой культурой называется хранение, собирание и отбор лучших образцов речевой деятельности и следование нормам литературного языка.

Речевая культура младших школьников считается одной из важных проблем обучению русскому языку. Данное направление актуализирует ФГОС НО, в котором говорится о современной методике русского языка, она подразумевает формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению; формирование способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.

Развитие речи учащихся начальных классов по методическим исследованиям В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова, Н.И. Политовой нацелены на обеспечение преемственности и непрерывности в развитии речи школьников на соответственных уровнях обучения.

Развитие речи у младших школьников осуществляется в двух основных направлениях: интенсивное пополнение словарного запаса и обеспечение преобразования познавательных процессов.

Формирование речи происходит не только из-за лингвистических способностей, выражающихся в чутье самого ребенка по отношению к языку, но и за счет того, что ребенок прислушивается к тому, как звучит слово и оценивает это звучание.

Ребенку, который поступил в школу необходимо перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, требуемой школой. Учащиеся применяют ситуативную речь, которая уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но преподавателя интересует, преимущественно, контекстная речь, т.к. она показатель уровня развития речи ребенка. При достаточном освоении основ контекстной речи, у детей 7-9 лет рассматривается некая особенность: говорить для того, чтобы удержать внимание собеседника, а не для выражения своих суждений. Чаще всего такое происходит с близкими людьми или сверстниками во время игрового общения.

Учебная речевая деятельность отличается от речевой деятельности в естественных условиях тем, что содержание, цели, мотивы учебной речи не исходят только из деятельности, мотивов и желаний индивида в широком смысле слова, а задаются искусственно. Одной из важных проблем улучшения системы развития речи является правильно заданная тема, заинтересованность в ней, желание принять участие в ее обсуждении, а также стимуляция работы школьников [3].

Развитие речи ребенка требует постоянного педагогического руководства и для этого нужно создать оптимальные условия, которые способствуют благополучному развитию речи.

Так, например, М.С. Соловейчик считает, что у учащихся необходимо сформировать определенные знания о речи, то есть при помощи разговора можно повествовать, рассуждать, что-то оценивать и описывать. Также в суждении должна быть тема и основная мысль, при помощи которых строятся предложения.

Существует множество приемов и методик, которые направлены на развитие речи. В методике начальной школы используются следующие типы упражнений: вопросы с развернутым ответом, разнообразные текстовые упражнения, ведение различных дневников, устный пересказ прочитанного материала, устный или письменный рассказ по картинке, театрализация сказок, письменное изложение текстов по образцу, диалоги в виде пересказа и самостоятельные диалоги между учениками, устное рисование, проектирование, составление рассказов на заданную тему, составление кроссвордов, письма [7].

По отношению к методам приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую решает данный метод. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах и наоборот, один и тот же метод можно реализовать с помощью различных приемов.

Существуют следующие группы приемов формирования речевой культуры: словарная работа (работа со словарями; включение в текст синонимов, паронимов, фразеологизмов, антонимов; толкование значений слов), работа над словосочетанием (составление, добавление в предложение и текст, исправление ошибок), работа над предложением (создание, составление, распространение, интонирование, редактирование), работа над логикой (определение и сравнение понятий; обобщение, рассуждение, доказательство; исправление логических ошибок), работа с теорией текста (редактирование своего текста; составление текстов рассуждения, повествования и описания) [4].

Выше перечисленные методы и приемы, необходимы младшему школьнику на выходе из начальной школы для того, чтобы он умел использовать свои знания в жизни, умел общаться; обладал внутренней культурой, а также действовал и решал проблемы в любых ситуациях.

Методы и приемы формирования речевой культуры младших школьников направлены, прежде всего, на формирование коммуникативных умений – это умение слушать и слышать других; умение участвовать в свободной беседе; умение быть внимательным к самому себе и к окружающим; умение понимать чувство и настроение других; умение осознавать свои поступки и поступки других.

Теперь после того, как рассмотрели, что такое речевая культура, как осуществляется развитие речи в младшем школьном возрасте, какие существуют методы и приемы, поговорим об орфоэпических нормах. Ведь грамотная речевая культура не может обходиться без знаний орфоэпии.  И в зависимости от того, как школьники будут произносить то или иное слово, где будут ставить ударение, так и будут воспринимать и понимать их речь окружающие люди. Поэтому существует множество правил правильного произношения гласных и согласных звуков в зависимости от их позиции в слове. В связи с этим для чистоты и правильности речи необходимо соблюдать орфоэпические нормы.

Упражнения по развитию речевой культуры входят в школьную программу. Проанализируем дидактические материалы УМК по русскому языку под редакцией В.П. Канакина, В.Г. Горецкого.

В Таблице 1 представлены примеры базовых упражнений.

Таблица 1.

Базовые упражнения для формирования речевых навыков на уроке

Тема

Класс

Базовые упражнения школьного учебника УМК по русскому языку

Суть задания

Ударение

1

упр. 1, 4, 5

Определение места ударения в слове, его произношение, работа с орфоэпическим словарем, изменение безударного слога на ударный

2

 

упр. 100, 102, 105

3

 

упр. 10, 127, 173

4

упр. 1, 2, 4

Звуки и буквы

1

упр. 1, 2, 5

Определение количества звуков и букв, сравнение звуковых и буквенных обозначений слов, определение одинаковых и различающихся звуков, звуковое обозначение слов, произношение звуков

2

 

упр. 116, 117, 118

3

 

упр. 136, 193, 218

4

упр. 94, 96, 109

Гласные звуки

1

упр. 1, 2, 5

Произношение гласных звуков, отличие гласных звуков от согласных, звуко-буквенный анализ, выбор буквы для обозначения безударного гласного звука в каждом слове, произношение слов с безударными гласными звуками в корне каждого слова

2

 

упр. 134, 135, 136

3

 

 

 

упр. 112, 113, 114, 196, 198, 200

4

упр. 323

 

 

 

 

 

 

Согласные звуки

1

 

 

 

 

 

2

с. 74 – 75 упр. 1, 4, 5

с. 81 – 82 упр. 1, 2, 3

с. 92 – 93 упр. 1, 2, 3

с. 104 – 106 упр. 1, 2, 5

 

 

с. 112 – 113 упр. 178, 179, 180

с. 16 – 18 упр. 24, 25, 28

Определение особенностей произношения и звучания согласных звуков, нахождение сходств и различий в значении и написании согласных звуков, звуковой анализ, определение глухих (звонких) согласных звуков, нахождение слов с шипящим звуком, разделение шипящих согласных звуков на твердые и мягкие, обозначение парного согласного звука, отображение буквенных моделей в звуковые, сравнение произношения и написания слов с непроизносимыми согласными звуками

 

3

 

4

 

упр. 209, 210, 219, 223, 225, 226

 

упр. 93, 98, 323

 

Анализ дидактических материалов позволяет сделать вывод о том, что базовые упражнения содействуют формированию речевой культуры. Безусловно, речевая культура зависит и от общей культуры человека, то есть от его воспитания и социума.  При выполнении базовых упражнений у ребенка совершенствуются умения слышать гласные и согласные звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, определять качественную характеристику звуков русского языка, проводить звуко-буквенный анализ слова, проводить работу на основе орфоэпического словаря. Таким образом, можно утверждать, что на уроках русского языка формируется речевая культура.

 

Список литературы:
1. Бебешко Л.А. Учебная ситуация как средство воспитания речевой культуры // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 8. С. 3-7.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи; Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю, Кашаева. 17-е изд. Ростов н/Д; Феникс, 2006. – 544 с. (Высшее образование.)
3. Каземирова Е.В., Шатохина И.В. Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2015. С. 1-4.
4. Рамазанова Д.А., Султанахмедова К.А., Хасбулатова Х.М. Некоторые методические приемы формирования культуры речи у учащихся начальных классов национальной школы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 3. С. 107-111.
5. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию [Текст]: Учебное пособие для вузов / Ю.В. Рождественский. – 2-е изд. – Москва: Добросвет, 2000. – 343 с.
6. Русский язык. Рабочие программы:. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2014.
7. Сухарева О.А. Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников // Социальная сеть работников образования. 2014. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/22/sovremennye-metody-i-priemy-raboty-po-razvitiyu-rechi (дата обращения: 22.02.2014).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010 – 48с. URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.