Статья:

История возникновения и развития отечественных финансов

Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Козина Е.А., Прямоносова А.В. История возникновения и развития отечественных финансов // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(33).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

История возникновения и развития отечественных финансов

Козина Екатерина Андреевна
студент, Шадринский финансово- экономический колледж, РФ, г. Шадринск
Прямоносова Алёна Владимировна
студент, Шадринский финансово- экономический колледж, РФ, г. Шадринск
Азанова Надежда Николаевна
научный руководитель, Шадринский финансово- экономический колледж, РФ, г. Шадринск

 

Финансовая система - это совместность финансовых отношений, включающая в себя формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков.

Финансовая система РФ включает в себя несколько звеньев финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Через эту систему правительство влияет на формирование централизованных децентрализованных валютных фондов, фондов скопления и потребления, применяя для этого налоги, затраты муниципального бюджета, государственный кредит.

Вообще, зарождение финансовой системы началось вместе с появлением и развитием государства, а также делением людей на различные группы и классы. Сначала взимались натуральные сборы, но с развитием экономики и с переходом к капиталистическому способу производства, с населения начали собирать денежные выплаты.

Можно выделить несколько временных периодов развития финансовой системы: Русь, Российская Империя, СССР, Россия. Давайте подробнее узнаем о них.

Зарождение финансовой системы на Руси

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». То есть племена, в которые приезжали заморские гости, часто обворовывались ими, и тогда варяги поняли, что если и дальше так будут обирать местные племена, то им самим ничего не достанется. Таким образом они сделали «грабеж» законным, и сами начали собирать дань с граждан. Сначала из себя эта дань представляла натуру, так как денежное обращение еще не было развито. Размер дани традиционно был в одну шкурку с дыма (дома). В некоторых случаях, например, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных.

До 945 г. сбором дани с народа занималась варяжская дружина под руководством Свенольда. Некоторую часть из собранных средств дружина оставляла себе, в качестве выплаты за проделанную работу.

В истории выделяется не менее важный период создания налоговой системы, когда князь Игорь в 945 году, вместе со своей дружиной отправились собирать дань населения, и не просто ее собирали, а прибавляли к прежней дани новую, и творили насилие над людьми. Но князю все равно этого было мало, и когда дружина стала возвращаться назад, он отправился опять к народу. Узнав это, они собрали совет со своим князем Малом и убили Игоря и дружинников его. После этого случая страной стала править жена князя Ольга. Она установила «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора дани. Так, княжна показала, что государство нужно уважать в любом случае, а также заложила основы налогового законодательства и нормативного регулирования финансовых отношений.

В эпоху монголо-татарского ига сформировалась другая система сбора дани. Сначала дань собирали наместники-баскаки - руководители боевых отрядов монголо-татар. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения - «запись в число». В города отправлялись бесермяне. Но эта перепись не дала никаких хороших результатов, и это привело к тому что с конца XIII века сбор дани был передан в руки князей. А они в свою очередь должны были отдавать дань Орде.

В октябре 1480 г. Россия полностью освободилась от захватчиков, и на этом закончился долгий период раздробленности, начался процесс укрепления власти Московского княжества. Сначала создания централизованного государства действовала дворцово-вотчинная система управления, де важную роль занимал княжеский двор, во главе с дворецкими и дворцовыми путями. Существовали конюший, стольничий, сокольничий и другие «пути» под началом «путных» бояр. Появилась Казна, где накапливались все сбережения.

Министерство Финансов Российской империи.

8 сентября 1802г. был издан царём Александром I манифест «Об учреждении министерств». Были учреждены должности министров и небольшие канцелярии при них.

Канцелярии были созданы не для заведования делами, а только для работы с коллегиями. Сущностью на этом этапе было поручение каждой отрасли управления министру. Штат министерства финансов состоял из 39 человек. Главным руководителем подчиненных ведомств был министр, он подчинялся государю.

Министерства финансов, коммерции, внутренних дел занимались делами государственного хозяйства.  Министру финансов подчинялись Берг-коллегии, Монетный и Лесной департаменты и некоторые другие учреждения. На самого министра возлагались обязанности по управлению казенными и государственными частями, которые доставляли правительству нужные на содержание его доходы, и ассигнование по разным частям государственных расходов. А манифест возлагал обязанность на министра: в конце каждого года нужно было делать для наступающего подробный учет государственных расходов и доходов. Главой Министерства финансов был министр, у него был заместитель. Министр финансов подчинялся Императору и Совету Министров.

При преобразовании министерств в 1810-1811гг.  произошла реформа государственного управления, тем самым увеличилось количество министерств до 12. А управлением доходов и расходов занимались: Министерство финансов (доход), Государственное казначейство (движение сумм), Государственный контроль (ревизия всех цен).

29 октября 1864 г.  был переименован департамент внешней торговли на департамент таможенных сборов, взамен департамента податей и сборов был учрежден департамент окладных и неокладных сборов, департамент мануфактур и внутренней торговли - в департамент торговли и мануфактур.

21 декабря 1873 г.  все части горного ведомства – горный департамент, горный совет, горный институт и горный учёный комитет - были переданы в Министерство государственных имуществ.

С переходом 1 января 1874 г.  Горного департамента из Министерства финансов в Министерство государственных имуществ Монетное отделение было остановлено в МинФине.

Министерство финансов в СССР

Начиная с 1929 года (с начала индустриализации) советская экономика стала развиваться таким способом, который был полностью противоположным рыночному. Рыночная экономика основывается на личном потреблении граждан, а в СССР потребительский сектор не был основным, он был подчиненным. Кроме этого, экономика СССР складывалась так, чтобы в ней не было никакой конкуренции. Создавалось столько предприятий, сколько нужно для потребностей экономики страны. Такое управление исключает любую конкуренцию.

Предприятия наделялись собственными оборотными средствами, в размерах, необходимых для обеспечения бесперебойного (нормального) хода производства. В условиях сезонного характера производства, образования сезонных запасов товарно-материальных ценностей, долевого участия средств в нормируемых активах и тому подобных причин объективного характера привлекались заемные средства банка. При этом ссуды банка не уравнивались, а имели целевое назначение и выдавались на срок, который был плановым кругооборотом материальных и денежных средств.

В 1947 году была проведена денежная реформа. Ее главной целью было изъятие из обращения избыточного количества денег и замена новыми деньгами старых, которые были обесценены в ходе Великой Отечественной Войны.

В военное время очень возросли расходы страны на содержание армии и на расходы на военную промышленность, одновременно было сокращено производство потребительских товаров. Огромные военные расходы потребовали выпуск в обращение большое количество денег. И в то же время сократилась производимость товаров, предназначенных для продажи населению, уменьшился розничный товарооборот. Количество денег, находившиеся в обращении СССР значительно увеличились, как и в других государствах, которые участвовали в войне. Кроме того, на временно оккупированных советских территориях выпускались фальшивые деньги. Из-за этого их было много в руках спекулянтов. После того, как была отменена карточная система, государственные цены в 1948 г. Уменьшились на 17% по сравнению с ценами до реформирования, а рыночные уменьшились более чем в 3 раза. Итак, реформа укрепила систему государственного кредита, появился большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения.

Руководство финансовой системой осуществлялось централизованно, и это позволяло обеспечивать единство финансовой политики, плановое распределение и перераспределение денежных ресурсов, а также образование необходимых фондов денежных средств. Именно благодаря такой централизации финансов, была предоставлена возможность соблюдать пропорции в народном хозяйстве, и распределять средства по различным отраслям, экономическим и административным районам.

Финансовая система России.

Финансовая система Российской федерации – это структура различных сфер, и областей финансовых отношений, которые отличаются по различным признакам между собой, характеризуются тем, что формируют и используют фонды денежных средств и выполняют определенные роли в общественном производстве.

Через такую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Финансовая система – это очень значимая часть финансовых отношений, связанная с перераспределением, формированием, и использованием фондов денежных средств государства, домашних хозяйств, хозяйствующих субъектов. Каждая часть финансовой системы выполняет свои определенные задачи, обслуживает определенную группу финансовых отношений. Финансовая система играет важную роль в экономике нашей страны.

 

Список литературы:
1. Статья «Финансовая система РФ и ее структура, финансовая политика». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://helpiks.org/8-2454.html
2. Статья «История налогов. Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/istoriia-naloghov-chast-1-podati-drievniei-rusi-i-ordynskii-vykhod)
3. Интернет – энциклопедия Википедия «Министерство финансов Российской империи». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Министерство_финансов_Российской_империи 
4. Информационный студенческий ресурс Студопедия «Формирование финансовой системы». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: studopedia.su/12_15590_formirovanie-finansovoy-sistemi.html