Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Кулиш В.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(61).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кулиш Владимир Витальевич
магистрант, ОЧУВО Международный инновационный университет, кафедра психологии и гостиничного дела, РФ, г. Красноярск

 

Современное общество с его постоянно ускоряющимся темпом развития ставит перед школой основную проблему - проблему воспитания активной личности, способной к «авторству» собственной жизни. Такая позиция основывается на субъектном отношении человека к осуществлению деятельности рефлексии, собственного осознания, к различным видам деятельности, в том числе предметной деятельности, деятельности общения. Поэтому в образовательном процессе необходимо решить задачу становления личности ребенка как субъекта учебной деятельности.

Важную роль в становлении субъекта учебной деятельности играет самооценка в структуре личности. Именно возраст 7-10 лет исследователи считают значимым этапом в становлении личности и формирования адекватной самооценки как отношения к самому к себе. В младшем школьном возрасте возникают личностные новообразования, происходит расширение видов деятельности ребенка, в том числе ребенок начинает осваивать новый вид деятельности – деятельность учения, ребенок вступает в новые социальные отношения, что способствует становлению дифференцированной, адекватной, устойчивой самооценки.

Поступление ребенка в первый класс школы подразумевает обогащение его рефлексивных способностей новыми качествами. Развитие умения оценивать, выделять и анализировать, происходит параллельно с началом обучения ребенка в школе. Его по праву называют основным критерием готовности к школе, примечательно, но оно развивается на протяжении всего периода обучения в начальных классах.

Самооценка является структурной составляющей самосознания, которая имеет непосредственное отношение к себе (аффективный элемент). Если рассмотреть любую автобиографию, где человеку предоставлена свобода слова, сильный оценочный момент будет присутствовать в подавляющем большинстве случаев. Выражаясь другими словами, в понятие «Я - концепции» входит не только описание общих черт своей личности, констатация фактов, но и весь перечень оценочных характеристик, а также переживаний, связанных с ним. В свою очередь, источником этих переживаний выступает субъективная интерпретация личностью реакций других людей на данные качества, включая такой момент, что человеком они воспринимаются в зависимости от общепринятых стандартов и под воздействием общекультурных групповых или индивидуальных ценностей, представлений, усвоенных им на протяжении всей жизни [1, с. 15].

В. С. Мухина придерживается мнения, что с помощью самооценки человек получает возможность ориентироваться в окружающей социальной среде, появляется гармония между его внутренними требованиями к себе и внешними условиями. Одним из важнейших условий психологической цельности индивида [3, с. 87].

Следовательно, самооценкой является некая установка, как позитивная, так и негативная, которая направлена на специфический объект, называемый Я, с помощью нее отражается уровень развития у человека чувства собственного достоинства, самоуважения, понимание самоценности и положительного отношения ко всему, что является частью его Я.

Исследования показали, что, самооценка ребенка развивается под влиянием успешности в деятельности, а затем, в старшем школьном возрасте - под влиянием взаимоотношений со сверстниками, взрослыми людьми. По мере того, как ребенок получает информацию об определенных нормах и ценностях, преимущественно в рамках системы обучения, под влиянием оценочных суждений он подстраивается под мнение окружающих, реальные результаты собственной деятельности он воспринимает по некоему шаблону, восприятие самого себя как личности также претерпевает изменения.

Самооценка формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности.

На основании проведенной работы напрашивается вывод, что в рамках современной образовательной системы ребенок младшего школьного возраста способен конструктивно решать образовательные задачи, при условии, что этот период будет сопровождаться возникновением и постоянным развитием следующих новообразований: учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления мышлением.

За основу психического развития учеников начальной школы принято считать формирование учебной деятельности в процессе выполнения учащимися определенных познавательных действий при помощи анализа, рефлексии, планирования.

Развитие субъекта происходит на начальном этапе его становления, когда происходит постепенное превращение из школьника в учащегося, иными словами, в этот период ребенок учится изменять в себе различные качества и прилагает усилия, направленные на совершенствование самого себя [2, с. 108].

Выполнение этой задачи возможно в том случае, если ребенок не отрицает существования ограниченных возможностей в какой-либо из сфер, он стремится всерьез преодолеть свою собственную ограниченность. Развитие всей познавательной и личной сферы ученика определяется умением рефлексировать, то есть трезво оценивать свои собственные действия и знания.

Таким образом, обобщение теоретических источников позволяет охарактеризовать особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте следующим образом:

- ребенок младшего школьного возраста способен конструктивно решать образовательные задачи, при условии, что этот период будет сопровождаться возникновением и постоянным развитием следующих новообразований: учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления мышлением;

- самооценка младшего школьника отражает действительные достижения ребенка, а также его дальнейшие цели, пусть они еще не до конца спланированы, все равно играют большую роль в самоконтроле и учебной деятельности в целом. Самооценка также отражает данные о других, сравнивает их с собственной активностью, с целью осознать свои поступки и личностные особенности;

- у младших школьников встречаются абсолютно все виды самооценок: устойчивая адекватная, устойчивая завышенная, неустойчивая завышенная или неустойчиво заниженная.

 

Список литературы: 
1. Давыдов В.В., Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2022. - №3. - С. 14 -19.
2. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. - М.: Издательства: Флинта, Наука, 2021. - 426 с. 
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 456 с.