Статья:

ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сластин М.А. ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(71).pdf (дата обращения: 30.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сластин Максим Алексеевич
студент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток
Мусиенко Инесса Михайловна
научный руководитель, канд. полит. наук, доцент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток

 

Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является основополагающим элементом системы органов государственной власти субъектов РФ и занимает центральное место в политической, экономической и общественной жизни регионов. В настоящее время данный институт претерпевает изменения и адаптируется к новым обстоятельствам и условиям, продолжая развиваться. Он служит связующим звеном между федеральными и региональными интересами, играя важнейшую роль в международном сотрудничестве, экономическом росте субъектов и осуществлении социальных проектов.

Законодатель в статье 20 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» закрепил понятие высшего должностного лица субъекта РФ, из которого становится ясно, что высшее должностное лицо субъекта является основополагающим элементом системы публичной власти, представляющее интересы соответствующего субъекта в отношениях с Президентом РФ и федеральными органами [2]. Условия данного положения, обеспечиваемого демократическим механизмом избрания на пятилетний срок, требуют от кандидатов четкого соблюдения определённых требований таких, как исключительное гражданство РФ и отсутствие иностранного гражданства, достижение тридцатилетнего возраста, отсутствие вида на жительство и открытых счетов в иностранном государстве. Должность Губернатора или Главы, имеет в себе множество особенностей и исторических традиций. Это помогает подчеркнуть важность местной идентичности в рамках федеральной системы. В момент вступления в должность, лицо приносит присягу на верность народу, Конституции РФ и уставу соответствующего субъекта, что является символом их обязательств перед обществом и законом. Соответственно, законодатель подчёркивает необходимость исполнения  условий и порядка вступления в должность высшего должностного лица субъекта РФ. В результате, статус и полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выступают в качестве инструментов для обеспечения стабильного и эффективного взаимодействия между федеральным центром и региональными властями, способствуя тем самым стабильности и представительной роли России в международном федеративном устройстве.

В обеспечение региональной стабильности и функционирования в рамках федерального центра, институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации играет ключевую роль. Данный институт имеет ряд проблем: он не обладает достаточной четкостью, а также может быть вовлечен в процесс централизованного вмешательства. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование института, что будет способствовать укреплению федерализма и улучшению взаимодействия между федеральным центром и региональными властями, в том числе, как указывает Малышевский Д.В., проведение унификации  законодательства для установления единой модели организации власти в субъектах РФ, что обеспечит единообразное понимание полномочий и статуса высших должностных лиц по всей стране. Это позволит усилить эффективность государственного управления и способствовать более гармоничному взаимодействию между федеральным центром и региональными органами власти [3, с. 48].

Следует признать справедливым замечание Трифонова Д.С. о том, что в отличие от федеральной структуры власти, где Президент РФ отделяется от системы исполнительной власти и занимает арбитражное положение, в регионах глава субъекта РФ является частью системы исполнительной власти, что оказывает значительное влияние на его конституционно-правовый статус. Однако, существуют исключения, как, например, в Республике Башкортостан, где глава республики, будучи высшим должностным лицом, не возглавляет исполнительную власть. Это обстоятельство вносит существенные коррективы в понимание конституционно-правового статуса данного лица и его роли в системе государственного управления [4, с. 107].

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации осуществляет свои полномочия непосредственно или через структуры исполнительной власти региона. Это лицо представляет интересы субъекта в отношениях как с федеральными и другими региональными органами государственной власти, так и с органами местного самоуправления, а также в контексте внешнеэкономических связей, имея полномочия подписывать международные договоры и соглашения от имени субъекта РФ.

В роли руководителя исполнительной власти региона, высшее должностное лицо выполняет функции не только как руководитель исполнительных органов, но и как представитель интересов всего субъекта федерации, реализуя таким образом свои представительские компетенции. К его полномочиям относится право обнародования или отклонения законов субъектов Федерации, принятых региональным парламентом. Также высшее должностное лицо формирует высший орган исполнительной власти субъекта и принимает решения о его отставке.

Осуществляя принцип разделения властей, высшее должностное лицо информирует региональный парламент по ключевым вопросам, что позволяет оказывать влияние на его решения. Это право служит одним из механизмов обеспечения согласованной работы всех органов государственной власти субъекта РФ.

Соответственно, можно выделить три группы полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. Представительские, а именно полномочия высшего должностного лица как главы субъекта РФ, связанные с представлением региона в отношениях с Главой государства и высшими федеральными органами. Законодательные, направленные на осуществление права принятия или отклонения законов субъекта РФ и их обнародования. К данной группе следует отнести возможность участия высшего должностного лица в деятельности по выработке законов с применением права законодательной инициативы и совещательного голоса. Исполнительные, связанные с обеспечением координации деятельности региональных и местных исполнительных органов. Кроме того, высшее должностное лицо организует систему этих органов и осуществляет их руководство.

Подводя итог, следует отметить важность данного правового института на современном этапе развития государственности. Высшее должностное лицо субъекта РФ играет ключевую роль в политической и административной структуре определённого региона, является важнейшим звеном федеративного устройства России, обеспечивает баланс между централизованной властью и региональной автономией.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. – Текст : электронный // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.01.2024).
2. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федер. закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ. –правовой системы «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/c3dc1bae742d3abff618d08723f4f46a03080c4c/?ysclid=lok51sjme4320874384
3. Малышевский, Д. В. Соотнесение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ / Д. В. Малышевский // СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ и ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ современной юриспруденции : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 27 июня 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 45-49.
4. Трифонов, Д. С. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации / Д. С. Трифонов // Право и управление. XXI век. – 2013. – № 2(27). – С. 103-109.