Статья:

Отражение взаимосвязи человека и природы в философии

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Философия

Выходные данные
Вахнина Е.С. Отражение взаимосвязи человека и природы в философии // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(51).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Отражение взаимосвязи человека и природы в философии

Вахнина Елена Сергеевна
студент, Ухтинский технический государственный университет (УГТУ), РФ г. Ухта
Бабыкина Наталья Николаевна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Ухтинский технический государственный университет (УГТУ), РФ, г. Ухта

 

Философия - одна из наук, направленная на вырабатывание системы знаний, фундаментальных принципов реальности и формирование некой общечеловеческой концепции вселенной, а также положения человека в ней. Философия считается первой из наук, именно она породила все остальные, которые, впрочем, в дальнейшем, стали ее же инструментами познания и изучения. Так если про большинство наук можно сказать, что они изучают конкретный предмет, применяя для этого строго определенный набор инструментов, так например: математика использует аксиоматическую систему как основной элемент познания. То философия, выдвигая различные предметы изучения и концепции реальности, вырабатывает методы познания на основе них самих. Возможно выделить два основных направления философии, это "Натурфилософия" и "Позитивизм", каждое из которых включает в себя множество концепций и предметов изучения.

Возникшее первым направление в философии Натурфилософия - это философия природы, направленная на ее изучение и познание основных законов. Стремление познать ее целостность, осмыслить природу как общее и на основе этого построить картину мира и изучать в дальнейшем частности. Постепенно именно из этого направления философии и произошли основные науки, такие как физика, математика, естествознание и другие. Ведь они изначально задумывались как элементы познания и создания общей картины окружающего мира. Впрочем, со временем из второстепенных направлений философии эти науки превратились в основные инструменты познания.

С течением времени и развитием точных наук, возникло новое направление философии - позитивизм. Направление, изучающее вселенную путем введения некоторого истинного знания, полученного за счет эмпирических исследований. То есть знание о мире, полученное путем различных наблюдений и опытов. Это направление отвергает познавание мира на псевдоаксиоматичных понятиях, оно основано лишь за наблюдением и осмыслением происходящих процессов.

Подводя краткий итог, можно сказать, основным отличием позитивизма от натурфилософии является система и метод познания. Так если натурфилософия старается постичь природу и ее явления, пользуясь аксиомами личного опыта человека. То позитивизм в качестве основного инструмента познания мира использует опыт, полученный путем наблюдений и экспериментов.

Под природой и ее взаимодействием с обществом обычно подразумевается неотъемлемость человека от природы. Природа оказывает непрерывное воздействие на человека, и человек также непосредственно воздействует на нее. Но основным отличием их взаимодействия служит то, что человек является малой частью природы - большей системы, и природа вмещает в себя понятия человеческого общества, как и множество других.

Так природа является источником всей жизни. Она обеспечивает общество пищей, водой, материалами для строительства и другими необходимыми для существования, элементами.  Природа оказывает влияние на развитие общества в качестве окружающей среды обитания. Климат, растительный и животный мир, ландшафт, температура окружающей среды - все это оказывает существенное влияние на жизнь общества.

Помимо этого, природа является одним из движущих факторов развития общества. Из-за катастроф, изменений условий жизни, истощения или открытия новых ресурсов жизнь общества меняется - получает новые импульсы к развитию и совершенствованию. 

С точки зрения философии природа - это все, что окружает общество. Формирует и изменяет его законы и строй жизни. Природа - это первичный объект для познания и изучения.

Философия с момента своего зарождения задавалась проблемой познания природы. Основной задачей было сформировать общее понятие природы на основе аксиоматичных истин. Так натурфилософия рассматривала частные элементы - природные явления, и на основе них пыталась сформировать жизнеспособную модель.

Ярким примером такого подхода может служить учение "о воде" Фалеса: "Начало и конец Вселенной - вода", "всё из воды и в воду все разлагается". Подразумевается, что вода есть во всем - это некая субстанция, которая может изменяться и создавать из себя любой элемент мира. В этом подходе за аксиоматическую единицу природы и всего сущего берется вода. И на основание этого создается общая картина природы и мира в полном его многообразие. Конечно, данный пример довольно примитивен, но он отражает всю суть натуралистического подхода к изучению природы и мира в целом. Переход от частного к общему путем одних умозаключений.

Однако с течением времени подход к изучению мира изменялся. Так натурфилософия постепенно была вытеснена новым направлением - позитивизмом. Основным отличием такого подхода к изучению природы послужило то, что общество стало рассматриваться не как один из элементов окружающей среды. Общество стало выделено как обособленный и отдельный от природы субъект. Так оно, общество, стало рассматриваться в качестве высшего, чего-то, что само определяет, изучает и изменяет мир согласно своему желанию. Так человечество стало позиционировать себя отдельно от природы, что стало означать допустимость ее изучения научными методами, изменение согласно воли и потребностям общества.

Такой подход к изучению окружающий среды и повлек за собой катастрофическое уничтожение природных ресурсов, падение экологии, множество катаклизмов.

Изменение философского взгляда на природу может оказать существенное влияние на экологическую проблему. Предоставить природу на глубокое и всестороннее  осмысление и выработку оптимальной экологической стратегии. Потребность в обновленном философском подходе увеличивается в трудные и переломные периоды развития общества, и философский анализ особенно важен при возникновении экологических проблем.

Новый взгляд на природу в целом может помочь решению экологических проблем всевозможных направлений, ведь именно философия формирует отношение общества, меняет его сознание. Так преодолеть различные экологические кризисы и остановить разрушение экосистемы жизни общества возможно лишь поменяв отношение к ней в сознании каждого из членов общества.

Все это вызывает необходимость в создание некоторой новой ветви развития философии. В моем понимании, обществу необходимо осознать единство с природой. Признать, то что оно является неотъемлемой ее частью, а не чем-то, стоящем над всей вселенной. Господство разума - прекрасный подход к изучению окружающего мира, но разум не должен быть вредоносным, как то происходит в позитивизме. Разум, абстрагированный от среды обитания, является лишь разрушающим фактором, он не способен к познанию себя, так как отрекся от основ своего изначального положения и перешел в разряд чистого, божественного творца, что в корне неверно. Общество должно стать элементом познания природы, относительно отдаленным, но не утратившим метафизическую связь с природными истоками.

Несмотря на привлекательность позитивизма, в текущих реалиях обществу, как элементу природы, необходимо переосмыслить себя и подобрать новый подход к осознанию себя и природы в качестве единого организма. Одним из возможных подходов может служить абстракция единого организма с мозгом, где общество является разумом, а природа телом. Впрочем существование одного подхода в философии подразумевает возможность существования и множества других. В данном случае основой должно являться неотделимость общества от природы, что поможет решить определенный круг философских проблем.

Мы переживаем переходное время развития общества, когда оканчивается существование и развитие одного типа человека и формируются условия для возникновения другого нового типа. В этих условиях необходимо подготовить почву для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Это предполагает практическую реализацию абсолютно новых философских подходов познания, формирование нового мировоззрения общества на природу и себя в целом.

 

Список литературы:
1. Взаимодействие природы и общества в современную эпоху.- [Электронный ресурс] -  режим доступа. - URL: https://revolution.allbest.ru/philosophy/00269785_0.html 
2. Взаимосвязь экологии и философии.- [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://diplomba.ru/work/118311