Отражение взаимосвязи человека и природы в философии
Секция: Философия
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Отражение взаимосвязи человека и природы в философии
Философия - одна из наук, направленная на вырабатывание системы знаний, фундаментальных принципов реальности и формирование некой общечеловеческой концепции вселенной, а также положения человека в ней. Философия считается первой из наук, именно она породила все остальные, которые, впрочем, в дальнейшем, стали ее же инструментами познания и изучения. Так если про большинство наук можно сказать, что они изучают конкретный предмет, применяя для этого строго определенный набор инструментов, так например: математика использует аксиоматическую систему как основной элемент познания. То философия, выдвигая различные предметы изучения и концепции реальности, вырабатывает методы познания на основе них самих. Возможно выделить два основных направления философии, это "Натурфилософия" и "Позитивизм", каждое из которых включает в себя множество концепций и предметов изучения.
Возникшее первым направление в философии Натурфилософия - это философия природы, направленная на ее изучение и познание основных законов. Стремление познать ее целостность, осмыслить природу как общее и на основе этого построить картину мира и изучать в дальнейшем частности. Постепенно именно из этого направления философии и произошли основные науки, такие как физика, математика, естествознание и другие. Ведь они изначально задумывались как элементы познания и создания общей картины окружающего мира. Впрочем, со временем из второстепенных направлений философии эти науки превратились в основные инструменты познания.
С течением времени и развитием точных наук, возникло новое направление философии - позитивизм. Направление, изучающее вселенную путем введения некоторого истинного знания, полученного за счет эмпирических исследований. То есть знание о мире, полученное путем различных наблюдений и опытов. Это направление отвергает познавание мира на псевдоаксиоматичных понятиях, оно основано лишь за наблюдением и осмыслением происходящих процессов.
Подводя краткий итог, можно сказать, основным отличием позитивизма от натурфилософии является система и метод познания. Так если натурфилософия старается постичь природу и ее явления, пользуясь аксиомами личного опыта человека. То позитивизм в качестве основного инструмента познания мира использует опыт, полученный путем наблюдений и экспериментов.
Под природой и ее взаимодействием с обществом обычно подразумевается неотъемлемость человека от природы. Природа оказывает непрерывное воздействие на человека, и человек также непосредственно воздействует на нее. Но основным отличием их взаимодействия служит то, что человек является малой частью природы - большей системы, и природа вмещает в себя понятия человеческого общества, как и множество других.
Так природа является источником всей жизни. Она обеспечивает общество пищей, водой, материалами для строительства и другими необходимыми для существования, элементами. Природа оказывает влияние на развитие общества в качестве окружающей среды обитания. Климат, растительный и животный мир, ландшафт, температура окружающей среды - все это оказывает существенное влияние на жизнь общества.
Помимо этого, природа является одним из движущих факторов развития общества. Из-за катастроф, изменений условий жизни, истощения или открытия новых ресурсов жизнь общества меняется - получает новые импульсы к развитию и совершенствованию.
С точки зрения философии природа - это все, что окружает общество. Формирует и изменяет его законы и строй жизни. Природа - это первичный объект для познания и изучения.
Философия с момента своего зарождения задавалась проблемой познания природы. Основной задачей было сформировать общее понятие природы на основе аксиоматичных истин. Так натурфилософия рассматривала частные элементы - природные явления, и на основе них пыталась сформировать жизнеспособную модель.
Ярким примером такого подхода может служить учение "о воде" Фалеса: "Начало и конец Вселенной - вода", "всё из воды и в воду все разлагается". Подразумевается, что вода есть во всем - это некая субстанция, которая может изменяться и создавать из себя любой элемент мира. В этом подходе за аксиоматическую единицу природы и всего сущего берется вода. И на основание этого создается общая картина природы и мира в полном его многообразие. Конечно, данный пример довольно примитивен, но он отражает всю суть натуралистического подхода к изучению природы и мира в целом. Переход от частного к общему путем одних умозаключений.
Однако с течением времени подход к изучению мира изменялся. Так натурфилософия постепенно была вытеснена новым направлением - позитивизмом. Основным отличием такого подхода к изучению природы послужило то, что общество стало рассматриваться не как один из элементов окружающей среды. Общество стало выделено как обособленный и отдельный от природы субъект. Так оно, общество, стало рассматриваться в качестве высшего, чего-то, что само определяет, изучает и изменяет мир согласно своему желанию. Так человечество стало позиционировать себя отдельно от природы, что стало означать допустимость ее изучения научными методами, изменение согласно воли и потребностям общества.
Такой подход к изучению окружающий среды и повлек за собой катастрофическое уничтожение природных ресурсов, падение экологии, множество катаклизмов.
Изменение философского взгляда на природу может оказать существенное влияние на экологическую проблему. Предоставить природу на глубокое и всестороннее осмысление и выработку оптимальной экологической стратегии. Потребность в обновленном философском подходе увеличивается в трудные и переломные периоды развития общества, и философский анализ особенно важен при возникновении экологических проблем.
Новый взгляд на природу в целом может помочь решению экологических проблем всевозможных направлений, ведь именно философия формирует отношение общества, меняет его сознание. Так преодолеть различные экологические кризисы и остановить разрушение экосистемы жизни общества возможно лишь поменяв отношение к ней в сознании каждого из членов общества.
Все это вызывает необходимость в создание некоторой новой ветви развития философии. В моем понимании, обществу необходимо осознать единство с природой. Признать, то что оно является неотъемлемой ее частью, а не чем-то, стоящем над всей вселенной. Господство разума - прекрасный подход к изучению окружающего мира, но разум не должен быть вредоносным, как то происходит в позитивизме. Разум, абстрагированный от среды обитания, является лишь разрушающим фактором, он не способен к познанию себя, так как отрекся от основ своего изначального положения и перешел в разряд чистого, божественного творца, что в корне неверно. Общество должно стать элементом познания природы, относительно отдаленным, но не утратившим метафизическую связь с природными истоками.
Несмотря на привлекательность позитивизма, в текущих реалиях обществу, как элементу природы, необходимо переосмыслить себя и подобрать новый подход к осознанию себя и природы в качестве единого организма. Одним из возможных подходов может служить абстракция единого организма с мозгом, где общество является разумом, а природа телом. Впрочем существование одного подхода в философии подразумевает возможность существования и множества других. В данном случае основой должно являться неотделимость общества от природы, что поможет решить определенный круг философских проблем.
Мы переживаем переходное время развития общества, когда оканчивается существование и развитие одного типа человека и формируются условия для возникновения другого нового типа. В этих условиях необходимо подготовить почву для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Это предполагает практическую реализацию абсолютно новых философских подходов познания, формирование нового мировоззрения общества на природу и себя в целом.