Статья:

Реабилитационные программы для несовершеннолетних в воспитательных колониях

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Бисенгулова А.Р. Реабилитационные программы для несовершеннолетних в воспитательных колониях // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 43 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Реабилитационные программы для несовершеннолетних в воспитательных колониях

Бисенгулова Альфия Рашитовна
студент БГПУ им. М.Акмуллы Институт исторического и правового образования, РФ, Республика Башкортостан г. Уфа
Зяблицева Алина Андреевна
научный руководитель, преподаватель, БГПУ им. М.Акмуллы Институт исторического и правового образования, РФ, Республика Башкортостан г. Уфа

 

В настоящее время существуют множества мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Крайней из мер, на наш взгляд являются отправка осужденных подростков в воспитательные колонии. В данном вопросе государство испытывает значительные затруднения. Ситуация требует изменений в организации воспитательной деятельности, направленную на социальную и педагогическую реабилитацию осужденных[1].

В колониях для несовершеннолетних делается упор на учебно-воспитательную работу. Необходимое условие для всех воспитанников – это получение специальности, выбора профессии, которая была бы востребована на рынке труда. Профессия должна учитывать возраст, физические и умственные особенности. Важным условием социализации подростков является подготовка их к самостоятельной жизни и повышение трудового воспитания. Данные условия не обеспечиваются полностью, так как около 60 % подростков в будущем не собираются работать по профессиям, которые получили в колонии[3].

Многие из осужденных подростков до колонии, обучаясь в образовательных учреждениях, нарушали дисциплину, были организаторами конфликтных ситуаций, оскорбляли преподавателей. Поэтому нужно уделять большое внимание построению взаимоотношений учителей с учащимися, так же отношению между самими подростками. Учителя должны проявлять терпение в работе с осужденными подростками, быть настойчивыми, должны вызвать интерес к своему предмету.

И так, какие же средства должны быть выбраны для того, что бы обеспечить исправление несовершеннолетних преступников? На наш взгляд, главным является общеобразовательное обучение. Особую роль нужно отводить школе, которая является главным элементом в воспитательном учреждении. Когда несовершеннолетний поступает в колонию, его сразу зачисляют в определенный класс для обучения, далее идет распределение по отрядам, по принципу «отделение-класс». Воспитательный процесс был бы более эффективным, если бы учителя школы, воспитатели, преподаватели училищ взаимодействовали между собой. У каждого преподавателя свои взгляды на работу с осужденными-подростками, и поэтому происходят разногласия, не всегда соблюдается принцип «единства педагогических требований» [6].

Из данного положения, можно найти выход, а именно создать единый учебно-воспитательный процесс, который охватит всех сотрудников колонии [3]. Но для этого нужны квалифицированные специалисты, знающие возрастную специфику несовершеннолетних, т.е. социальные педагоги. Воспитательная работа должна проводиться с учетом нравственного искажения несовершеннолетних. Нужно по возможности использовать активность, эмоциональность и впечатлительность подростков. Помочь преодолеть внутреннее сопротивление осужденных к воспитательным мерам. Наиболее распространенными формами воспитательной работы является беседа, лекции, встречи с интересными людьми. В последние годы на практике стали применять встречи с бывшими воспитанниками колоний, которые стали на путь исправления и ведут честный образ жизни, с представителями общественных и религиозных организаций – меры общественного воздействия. Все это является условиями обеспечения процесса социализации несовершеннолетних, отбывающих наказание в колониях. Важно приобщить их к нормальной человеческой жизни и деятельности. Именно здесь выражается деятельность социального педагога.

Не нужно отвергать так же и физическое воспитание несовершеннолетних, так как это содействует повышению авторитета в глазах других воспитанников колонии – это прекрасный стимул для привлечения осужденных к активному занятию спортом и формированию морально-волевых качеств личности.

Меры исправительного воздействия на несовершеннолетних преступников должны протекать как единый процесс, начиная с момента взятия подростка под стражу и заканчивая периодом реабилитации и социальной адаптации после освобождения. На практике этот процесс разорван. Причиной такого разрыва является отсутствие взаимодействия между службами и учреждениями, обеспечивающими работу с несовершеннолетними правонарушителями и профилактику преступности.

Увеличение подростковой преступности и высокий уровень рецидива удостоверяют о низком уровне эффективности исправительного воздействия на несовершеннолетних преступников. Для решения данной проблемы желательно расширить применение к несовершеннолетним, кроме лишения свободы, других видов наказаний [4]. Альтернативным видом длительному лишению свободы может стать краткосрочный арест, практикующийся в европейских странах довольно давно. Специфика пенитенциарной системы России заключается в том, что мера наказания предусмотрена законом, а реальной возможности для применения нет, так как таких домов нет пока в РФ.

К условному осуждению необходимо подходить более взвешенно, нужно проводить беседы и лекции с данной категорией подростков, установить контроль за ними. Подростки, ощущая безнаказанность за совершенные преступные деяния, думая, что им сойдет все с рук, совершают другие, более опасные преступления для общества. В 2015 году насчитывается 14 тыс. подростков, которые уже находились под следствием, и продолжают совершать новые преступления[2]. Все это обостряется тем, что данные лица втягивают своих сверстников на совершение преступлений. Профессор А.И. Долгова считает: «Из числа совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте лиц примерно 10% ведут себя в дальнейшем устойчиво правомерно». Значит 9 из 10 подростков, имеющих уголовное прошлое, окончательно встают на преступный путь.

Достичь желаемый эффект в профилактике правонарушений и рецидивной преступности несовершеннолетних, возможно будет только тогда, когда для работы с подростками включаться социальные педагоги-профессионалы. Русский религиозный мыслитель, поэт и публицист В.С. Соловьев в одной из своих работ писал: «Первое и самое важное условие есть, конечно, то, чтобы во главе пенитенциарных учреждений стояли воспитатели, способные к такой высокой и трудной задаче, – лучшие из юристов, психиатров и лиц с религиозным призванием».

 

Список литературы:
1. Датий А.В., Дикопольцев Д.Е., Федосеев А.А. Интернет-конференция «Преобразование воспитательных колоний в учреждения для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 181–182. 
2. Зубов И.Н. МВД: Число преступление детей-рецидивистов в РФ растет на последние 5 лет. Отчет от 27.03. 2015 г. Режим доступа: http://dailynewslight.ru/?u=270320151503.
3. Проект концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года. Материалы официального сайта Общественной палаты Российской федерации. URL: www.oprf.ru. 
4. Попов В.В. Воспитательный центр как новый вид исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2010. № 10. С. 27–35. 
5. Садовникова М.Н., Шляпкин А.Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: переход от воспитательных колоний к воспитательным центрам в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы // Сибирский юридический вестник. 2010. № 4. С. 104. 
6. Усеев Р.З., Дроздов А.И. Реформа уголовно-исполнительной системы: перспективы функционирования воспитательных центров // Вектор науки ТГУ. 2010. № 4. С. 175.