Статья:

Реализация государственного суверенитета в вопросах денежной эмиссии

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Сайфулин И.С. Реализация государственного суверенитета в вопросах денежной эмиссии // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация государственного суверенитета в вопросах денежной эмиссии

Сайфулин Ислам Саидович
студент 3 курса направления «Экономика», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», РФ, Республика Дагестан, г. Махачкала
Казимагомедова Зарема Алияровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры «Налоги и денежное обращение» ДГУ, РФ, Республика Дагестан, г. Махачкала

 

Часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с таким понятием как суверенитет государства. Говоря кратко, суверенитет есть независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах. Государственный суверенитет имеет ряд признаков и проявляется в различных сферах. Так, одним из признаков суверенитета в стране является независимость ведения экономики, в которую входит такой процесс как осуществления эмиссионных процессов. Вообще, под эмиссией понимается процесс выпуска в обращении новых денег, который приводит к увеличению всей денежной массы в обращении. Надо сказать, что эти два понятия, а именно «суверенитет» и «эмиссия» связаны между собой. Иначе говоря, государственный суверенитет должен реализоваться в вопросах денежной эмиссии, но так ли это происходит на самом деле?

Суверенитет означает верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но также значительным является независимость государства во внешнеполитической сфере. Это означает, что суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права). Обладание статусом субъекта международного права означает, что государство является полноценным участником международных отношений и имеет право на высказывания своего мнения по ряду различных вопросов, возникающих в различных сферах жизнедеятельности. Соответственно независимое государство имеет также полное право на реализацию своих идей и интересов посредством проведения той, или иной политики. Это относится в том числе и к экономике, а в частности и к эмиссионным процессам. На практике это означает, что при принятии решений о выпуске денежных средств, государство должно ориентироваться на свои интересы и выпускать в оборот столько новых денег, сколько оно считает нужным, независимо от занимаемой позиций других стран. Это не означает, что государство не может взаимодействовать с другими странами в вопросах эмиссии. Напротив, прослеживая опыт разных стран можно принимать грамотные решения. Важно, чтобы данные решения были независимыми, чтобы они отражали интересы и идеи государства и были приняты им самим, без какой-либо подоплеки с внешней стороны. Также, понятие суверенитет, связанное с вопросами денежной эмиссии может выступать и с другой стороны. Во внешних взаимоотношениях важно, чтобы сообщество стран приняло другую страну как суверенную. То есть это означает, что власть в стране должна была быть получена законным путем, а не какими-либо различными махинациями. Иначе может возникнуть ситуация, что выпуск денежных средств одной страны в какой-то конкретной валюте окажется непризнанным, и данные деньги будут являться недействительными в международном обращении. Если же страна признана суверенной мировым сообществом, то такие проблемы не будут возникать, так как, такого рода вопросы регулируются нормами международного права [2].

По определению, суверенное государство помимо независимости во внешних делах, включает в себя также верховенство государственной власти во внутренних делах. А под государственной властью понимается «способность государства легитимно и легально подчинять своей воле другие элементы общества и собственно отдельных людей с помощью системы государственного принуждения». Ключевым здесь является понятие государства, которое выступает как субъект, через исключительную деятельность которого и проявляется суверенитет всей страны.

Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями. Также и эмиссия внутри государства должна реализоваться через нормативные акты. Конституции РФ (статья 75: пункт 1, 2) гласит, что: 1. «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются» 2. «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» [2]. Поэтому на основании статьи из конституции можно сказать, что осуществление эмиссионных процессов проявляется в исключительной деятельности Центрального банка. Необходимо отметить, что Центральному банку принадлежит также и особая роль и данная ситуация характеризуется не только выпуском в обращении новых денежных средств. Данные положения закреплены в нормативном акте, в Федеральном законе «О центральном банке Российской федерации». В статье 1 отраженно, что ЦБ является юридическим лицом, то есть можно утверждать, что ЦБ по своей сути не является государственным. Вдобавок следует сказать, что согласно статье 1 ЦБ «осуществляет полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». То есть ЦБ принадлежит самому себе и ни от кого не зависит. В статье 2 отраженно, что государству принадлежит имущество и уставной капитал, но без разрешения ЦБ государство не может пользоваться имуществом (в том числе золотовалютными резервами). Также стоит отметить, что ЦБ не отвечает по обязательствам государства. В статье 4 можно выделить несколько пунктов, касающейся независимости Банка России. Это то, что ЦБ проводит единую денежную политику во взаимодействии с правительством, но никак не строго выполняя его указания. Другой момент заключается в том, что взаимоотношение валют регулирует ЦБ (без участия правительства). Также в этой статье сказано, что ЦБ монопольно проводит эмиссию наличных денег и организует денежное обращение в стране. В вопросах эмиссии, осуществляемое ЦБ существуют некоторые нюансы, а именно Центральный банк осуществляет управление эмиссией рубля в режиме “currency board”. Это означает, что любая страна, являющаяся членом МВФ должна обеспечить одномоментный обмен своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных золото – валютных резервов. В итоге получается, что может печататься в России не столько денег сколько нужно для нормального функционирования экономики, а сколько имеет иностранной валюты в своем распоряжении ЦБ. В статье 6 говорится, что ЦБ в любой момент может обратиться в международный суд для защиты своих интересов. А как известно, в нашей стране действует приоритет международных судов над российскими. Статья 7 информирует нас о том, что в финансовой сфере ЦБ может давать указания, положения, инструкции государственным органам управления, а те в свою очередь должны беспрекословно их выполнять. Согласно статье 22 ЦБ не может выдавать кредиты Правительству Российской федерации и не имеет права также выдавать кредиты для погашения дефицита бюджета, однако в законе не сказано, что ЦБ не может кредитовать иностранные экономики. Поэтому мы видим, что ЦБ успешно занимается этим делом. В статье 23 мы можем наблюдать, что все «Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России», хотя ЦБ не отвечает по обязательствам государства. Также в данной статье сказано, что ЦБ не обязан подчиняться Министерству финансов, которое действует по поручению правительства РФ, то есть ЦБ может отказать в проведение любой операции в финансовой сфере, посредством отказа в выдаче средств [1; 3]

Проанализировав Конституцию РФ и Федеральный закон «О Центральном банке РФ» мы можем сделать вывод, что ЦБ РФ является юридическим лицом, который не отвечает по обязательствам государства, регулирует взаимоотношение валют, дает указания государственным органам, предоставляет кредиты экономике других стран, организует наличное денежное обращение в стране, обладает исключительным правом эмиссии. Также стоит отметить, что РФ не может распоряжаться имуществом без разрешения ЦБ, а Банк России в свою очередь не обязан выполнять распоряжения властных структур РФ, зато должен выполнять указания МВФ. А в случае нарушения своих интересов ЦБ вправе обратиться за помощью в международный суд.

Таким образом, можно сделать вывод, что возможно Россия и суверенное государство, но в вопросах денежной эмиссии суверенитет не проявляется. Так как государство, никоем образом не может подчинить себе деятельность ЦБ, обладающим исключительным правом выпуска денежных единиц в обращении, который при этом может безнаказанно осуществлять данную деятельность не в интересах России, а напротив в интересах международных организаций. В вопросах денежной эмиссии не наблюдается верховенства государственной власти внутри страны, что в следствии приводит к тому, что денежная эмиссия может зависеть не только от нашего государства, но также и от интересов других стран. Поэтому можно заключить, что в Российской Федерации государственный суверенитет в вопросах денежной эмиссии не реализуется.

 

Список литературы:
1. Конституция РФ/
2. Пиголкин – Теория государства и права/
3. Федеральный закон «О Центральном банке РФ».