Статья:

Налоговые риски компании: взаимодействие с контрагентами

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Филипова Д.В. Налоговые риски компании: взаимодействие с контрагентами // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Налоговые риски компании: взаимодействие с контрагентами

Филипова Дарья Вячеславовна
студент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, РФ, г. Екатеринбург
Загвоздина Валентина Николаевна
научный руководитель, к.т.н., доцент Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, РФ, г. Екатеринбург

 

В статье рассмотрена природа налоговых рисков, виды налоговых рисков, дано авторское определение понятию «налоговый риск». В статье проанализированы примеры налоговых рисков компаний при взаимодействии с поставщиками и покупателями. Уделено внимание вопросам должной осмотрительности при выборе контрагента, «недобросовестным поставщикам» и критериям признания их таковыми.

налоговый риск, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, недобросовестный поставщик, должная осмотрительность.

Вся хозяйственная деятельность компании, то есть почти каждая хозяйственная операция, влечет за собой налоговые последствия. Это относится как к деятельности крупных корпораций, так и к малому и среднему бизнесу. Без грамотного понимания налоговых последствий финансово-хозяйственной деятельности, существует вероятность того, что компания будет действовать вразрез с действующими положениями налогового законодательства [3]. На этом этапе возникают налоговые риски.

Налоговый риск – это разновидность финансово-экономических рисков. В экономической теории понятие «риск» определяют, как случайности или опасности, которые носят возможный, а не неизбежный характер и могут являться причинами убытков [1]. Исходя из данного определенияю, можно заключить, что риск характеризуется возможными негативными последствиями, а также вероятностью того, что эти негативные последствия могут и не наступить.

Налоговые риски компании связаны с процессом исчисления и уплаты налогов, ведением налогового учета, а также процессом оптимизации налогообложения. Таким образом, налоговый риск можно определить, как вероятность наступления неблагоприятных для налогоплательщика налоговых последствий, связанных с процессом исчисления и уплаты налогов.

Причинами возникновения налоговых рисков могут быть ошибки в учете налогоплательщика, недостаток информации для проведения анализа рисков внутри компании, отсутствие систематического подхода к анализу рисков, неясность законодательства, а также прочие неконтроллируемые факторы. К неконтроллируемым факторам можно отнести изменение судебной практики по спорным вопросам законожательства, а также позиции налоговых органов.

На основании результатов проводимых исследований [2] в области налоговых рисков, можно заключить, что наиболее рискообразующими налогам в России являются налог на прибыль и НДС. Такая ситуация закономерно складывается вследствие того, что большинство компаний уплачивают данные налоги, а нормы законодательства, закрепляющее правила их исчисления и уплаты, являются более сложными, чем те, что относятся к прочим налогам.

Для каждой конкретной компании налоговые риски будут индивидуальными. Однако на практике существуют налоговые риски, которые присущи всем компаниям. Наиболее часто встречающиеся в деятельности компаний налоговые риски, следующие [4]:

·     риск доначисления недоимки и пеней;

·     риск начисления штрафа (достигает 40% недоимки);

·     риск увеличения налогового бремени (прямо влияет на экономический результат деятельности компании, и косвенно может повлиять на ее инвестиционную привлекательность);

·     риск ареста активов (при определенных обстоятельствах налоговый орган вправе накладывать арест на расчетные счета компаний);

·     риски, возникающие из общей неопределенности внешней среды компании (такие, как риски взаимодействия с поставщиками и покупателями).

Одними из самых непредсказуемых видов налоговых рисков является последний, поскольку налогоплательщику трудно предсказать изменчивость внешней среды. Даже в том случае, когда компания ведет свой налоговый учет полностью в соответствии с законодательством и не принимает на себя рисковых налоговых решений, такая компания все равно подвергается налоговым рискам.

Ситуациями, которые требуют особого внимания компании во взаимодействии с покупателями, являются получение авансов (в отношении вопросов по начислению НДС и налога на прибыль на авансы, вопросов вычета НДС в случае возврата аванса покупателю и прочие), а также экспортные операции, для которых существует особый порядок исчисления и уплаты НДС.

Другой областью возникновения налоговых рисков является взаимодействие с поставщиками. Во взаимодействии с поставщиками, при их выборе, компания должна быть уверена, что она строит взаимоотношения с добросовестными компаниями. Такое поведение компании называют [5] проявлением достаточной (должной) осмотрительности при выборе контрагента.

Понятие “должной осмотрительности” в Налоговом Кодексе не закреплено, однако в судебной практике по налоговым спорам оно уже давно фигурирует. Критерии, позволяющие признать контрагента недобросовестным, выработаны на уровне арбитражной практики, и налоговые органы активно используют данные критерии для оценки деятельности налогоплательщиков при проведении налоговых проверок по налогу на прибыль и НДС.

Требования налоговых органов о проявлении компаниями «должной осмотрительности» при выборе контрагентов обусловлено объективными причинами. Налоговые органы считают, что у компаний, осуществляющих реальную хозяйственную деятельность, не может быть другого основания проводить операции с недобросовестными контрагентами, кроме как с целью получить необоснованную налоговую выгоду в виде возмещения из бюджета «входящего» НДС и учета расходов для целей налога на прибыль без совершения соответствующих операций.

Указанная выше позиция налоговых органов складывается в свете борьбы с «фирмами-однодневками». Сделки налогоплательщика с такими контрагентами признаются судами «формальными» сделками, направленными исключительно на возмещение из бюджета НДС, а также учета расходов по налогу на прибыль без фактического осуществления участниками соответствующих хозяйственных операций.

В соответствии с актуальной судебной практикой, налоговые органы успешно отказывают в уменьшении базы по налогу на прибыль на соответствующую сумму расходов с недобросовестными поставщиками, а также отказывают в принятии к вычету сумм НДС в отношении операций с такими поставщиками.

Наиболее часто анализируемыми налоговыми органами критериями «недобросовестности поставщиков» являются:

·     Исключение поставщиков из Единого государственного реестра юридических лиц;

·     Регистрация поставщика по адресу массовой регистрации;

·     Регистрация поставщика как должника по данными Федеральной службы судебных приставов России;

·     Регистрация поставщика как «недобросовестного» по данным ФАС РФ;

·     Отсутствие реальной возможности осуществлять поставки или проводить работы (например, отсутствие необходимых транспортных средств или персонала) и некоторые другие.

Точка зрения налоговых органов, которая выражается в спорах по налоговым вопросам в судах, заключается в том, что перед тем как вступать в договорные отношения с поставщиками товаров (работ, услуг), компания должна самостоятельно убедиться в «добросовестности» контрагента, проверив его на несколько критериев, описанных выше. Заключая договоры с контрагентами, по которым есть риск признания его «недобросовестным», компания берет на себя налоговые риски.

С 1 июля 2016 года часть информации о компании, которая до этого времени составляла налоговую тайну, перестает быть налоговой тайной [6], например, среднесписочная численность, данные бухгалтерской отчетности, сведения об уплаченных налогах и сборах, а также о задолженности по налоговым платежам перед бюджетом компании.

Это означает, что при принятии решения о работе с поставщиками, любая компания сможет оценить риск признания их недобросовестными, также, например, по наличию задолженности по налогам и сборам, и вследствие этого снизить налоговые риски взаимодействия с таким контрагентом.

Налогоплательщик в своей финансово-экономической деятельности может снизить свои налоговые риски, то есть минимизировать их, например, путем проявления «должной осмотрительности». Однако, как показывает практика, полностью избавиться от налоговых рисков невозможно, потому что данный вид рисков, как и любой другой, зависит не от одного, а от нескольких субъектов экономики.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что налоговые риски – объективная реальность деятельности компаний на современном этапе развития экономики.

Налоговые риски являются актуальной проблемой, как для крупных предприятий, так и для представителей малого и среднего бизнеса. Кроме того, представителям малого и среднего бизнеса труднее построить внутри компании систему отслеживания налоговых рисков, так как ресурсы у таких компаний часто ограниченные.

Для грамотного управления налоговыми рисками, компаниям необходимо реализовывать на практике систему управления налоговыми рисками компании – эффективную систему поддержания налоговой политики и рационализации работы налогового отдела компании.

 

Список литературы:
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь, – М.: Книжный мир, 2003.
2. Малкина М.Ю., Балакшин Р.В. Оценка взаимосвязи риска и доходности налоговой системы в регионах России. Экономика региона №3, 2015.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая), Редакция от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).
4. Сафронова М.Ф. Анализ и оценка налоговых рисков в организации. Научный журнал КубГАУ, №101 (07), 2014.
5. Шакирова Д.Ю., Засько В.Н. Налоговая экспертиза договоров как способ оптимизации налоговых рисков. Российское предпринимательство, том 16 № 6, 2015.
6. Федеральный закон РФ от 01.05.2016 № 134-ФЗ.