Статья:

Особенности потребления и производства хлеба и хлебобулочных изделий Свердловской области в период кризиса

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Самарина О.Н. Особенности потребления и производства хлеба и хлебобулочных изделий Свердловской области в период кризиса // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности потребления и производства хлеба и хлебобулочных изделий Свердловской области в период кризиса

Самарина Оксана Николаевна
студент Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург
Новикова Наталья Валерьевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Рассмотрение ситуации развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий Свердловской области в период кризиса. Снижение объемов продаж хлеба свидетельствует о повышении уровня жизни, а увеличение - о снижении уровня достатка населения.

Российская экономика в настоящее время характеризуется наличием значительных проблем, вызванных кризисом, что сказывается и на уровне и качестве жизни населения России, и на финансово-экономических показателях предприятий. Рассмотрим влияние кризиса на производство и потребление хлеба и хлебобулочных изделий в Свердловской области (таблица 1).

Данные таблицы 1 показывают, что на протяжении рассматриваемых 5 лет индексы потребительских на товары и услуги, на хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия постоянно колебались. Однако в 2013 году наблюдалось замедление роста данных индексов. В самый «разгар» финансового кризиса – в 2014 году – наблюдается рост индекса потребительских цен на товары и услуги – на 3,6%, индекса цен на хлеб и хлебобулочные изделий – на 1,4%, индекса цен на кондитерские изделия – на 5,4%. При этом средние потребительские цены на хлеб и хлебобулочные изделия в 2014 году возросли на 4,6% на конец года – с 58,1 руб./кг до 60,8 руб./кг.

Таблица 1.

Влияние кризиса на развитие рынка хлеба и хлебобулочных изделий Свердловской области за 2010–2014 год

Показатель

Значение показателя по годам

Темп роста, %

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2014 к 2010

Индексы потребительских цен на товары и услуги, в % к декабрю предыдущего года

110,0

106,4

107,3

107,0

110,6

96,8

100,8

99,7

103,4

100,6

Индексы потребительских цен на кондитерские изделия, в % к декабрю предыдущего года

107,4

111,2

107,5

106,2

111,6

103,5

96,7

98,8

105,1

103,9

Индексы потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия, в % к декабрю предыдущего года

105,1

106,8

112,3

104,9

106,3

101,6

105,1

93,4

101,3

101,1

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей

22193

24892

27851

31013

32035

112,2

111,9

111,4

103,3

144,3

Удельный вес потребительских расходов домашних хозяйств на покупку продуктов для домашнего питания, % к общим потребительским расходам

27,3

29,1

26,9

26,4

29,4

106,6

92,4

98,1

111,4

107,7

-из них на покупку хлеба и хлебных продуктов

4,4

4,9

4,4

4,6

4,7

111,4

89,8

104,5

102,2

106,8

Средние потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров на конец года на конец года:

·  Зерновые культуры, руб./тонна

3973,7

5927,4

5468,0

7342,7

6555,1

149,2

92,2

134,3

89,3

165,0

·  Мука пшеничная, руб./кг

22,2

21,1

27,7

29,9

34,6

94,8

131,1

108,1

115,8

155,6

·  Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта, руб./кг

48,1

47,3

53,7

58,1

60,8

98,3

113,6

108,3

104,6

126,6

Примечание: Составлено автором по данным «Сверловскстат»

 

По данным Росстат, в Уральском Федеральном округе с января по октябрь 2015 года ржаной хлеб подорожал на 4,5 руб./кг, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки – на 3,09 руб./кг. [8, с.1].

В январе 2015 года население Свердловской области могло приобрести килограмм ржано-пшеничного хлеба за 34,3 рубля, однако уже в июле цена составила – до 36,05 руб., а в октябре – до 37 руб. При этом, по данным ассоциации «Уралпищепром», производители Екатеринбурга с 2014 года отпускные цены на массовые сорта хлеба не поднимали.

По оценкам производителей, повышение цен на хлеб и хлебобулочные изделия является вынужденной мерой, так как отмечается рост цен на основное сырье (пшеницу), а, как следствие, рост цен на муку. Данные таблицы показывают, что рост средних потребительских цен на зерновые культуры и муку изменяются в течение 5 лет не совсем пропорционально. Так, в 2013 году при росте цен на зерновые культуры на 34,3%, наблюдается рост цен на муку всего лишь на 8,1%. В 2014 году при снижении средних цен на зерновые культуры на 10,7%, отмечается рост цен на муку на 15,8%.

Следует отметить, что снижение цен на зерновые культуры, вызвано тем, что в 2015 году, 1 февраля правительство РФ ввело экспортную пошлину на пшеницу в размере 15% плюс 7,5 евро. Данная мера была направлена на стабилизацию ситуации на внутреннем рынке: из-за девальвации рубля экспорт для производителей стал более выгоден, чем торговля в России, что могло вызвать дефицит пшеницы и ее удорожание. В результате экспорт зерна снизился в 2,4 раза, и Минсельхоз РФ поставил ставку пошлины в зависимость от контрактной цены поставки и внутренних цен. Однако это не повлияло на стоимость хлеба и хлебобулочных изделий, которая увеличивается.

Как отмечают многие эксперты, с изменением доходов населения изменяется не только объем потребления хлеба, но и потребительские предпочтения. Данные таблицы 1 показывают постоянный рост среднедушевых денежных доходов населения Свердловской области (в 2014 году наблюдается замедление темпов роста). При этом Свердловская область и город Екатеринбург с начала 2000 годов являются лидерами по уровню средних зарплат среди регионов и городов-миллионников соответственно. Однако из-за инфляции покупательская способность населения области снижается. По данным Свердловскстат покупательская способность жителя области в 2015 году составила 34834 руб., что на 8% выше, чем в 2014 году, но на 5% ниже исходя из реальных потребительских цен. То есть в 2015 году с ростом цен на отдельные продукты питания они стали обходиться дороже, население могло купить меньший объём того или иного наименования на свой среднемесячный доход. Поэтому увеличивается и удельный вес потребительских расходов домашних хозяйств на покупку продуктов для домашнего питания к общим потребительским расходам – на в 11,4% в 2014 году. Также увеличился удельный вес расходов домашних хозяйств на покупку хлеба и хлебобулочных изделий в расходах на питание - на 2,2% в 2014 году.

Динамика покупательной способности денежных доходов населения Свердловской области по хлебу и хлебобулочным изделиям представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Динамика покупательной способности денежных доходов населения Свердловской области по хлебу и хлебобулочным изделиям из пшеничной муки 1 и 2 сорта за 2013–2015 года [3]

 

Данные рисунка 1 показывают, снижение покупательской способности денежных доходов населения области на 13,3 кг/мес. в 2015 году, при росте данного показателя на 24,5 кг/мес. в 2014 году.

При снижении покупательной способности населения Свердловской области отмечается рост потребления хлебных продуктов на 2 кг на душу населения в 2014 году (рисунок 2). Общий объем потребления хлебных изделий в 2014 году составил 115 кг/год при рациональной норме потребления, установленной Минздравом РФ, 105 кг/год. Это доказывает мнение многих экспертов, что снижение объемов продаж хлеба свидетельствует о повышении уровня жизни, а увеличение – о снижении уровня достатка населения. Так, с 2010 по 2012 год наблюдалось снижение потребления хлебной продукции населения Свердловской области, начало кризиса вызвало рост ее потребления. До кризиса отмечалось снижение потребления мучных изделий в натуральном выражении, что было вызвано активной пропагандой средств массовой информации о вреде хлеба, что вызвало много диет, исключающих данный продукт из рациона. В результате возрос спрос на товары-заменители хлеба: изделия из злаков, орехов или семян, не содержащих муку. В 2015 году уровень доходов населения Свердловской области снова снизился – на 8–9%, что позволяет специалистам прогнозировать рост потребления хлеба и хлебобулочных изделий в 2016 году, что предполагается, будет временным явлением, и после стабилизации экономической ситуации спрос на хлебную продукцию снова снизиться.

 

Рисунок 2. Динамика потребления и производства хлеба и хлебобулочных изделий в Свердловской области за 2010–2014 года [3]

 

Также данные рисунка 2 показывают, что уровень потребления хлебной продукции населения Свердловской области ниже, чем по Российской Федерации в целом. Следует отметить, что Свердловская область среди других областей, входящих в Уральский Федеральный округ, потребляет хлебной продукции значительно меньше, что вызвано более высоким уровнем дохода населения. В 2014 году потребление хлебной продукции в Курганской области составило 118 кг/чел., в Тюменской области – 128 кг/чел., в Челябинской области 125 кг/чел., в целом по округу – 122 кг/чел.

С ростом потребления хлеба и хлебобулочных изделий с 2012 года отмечается рост объема производства хлеба. Так в 2014 году произведено 151,8 тыс. тонн хлеба, что на 0,6 тыс. тонн больше уровня 2013 года [4]. Рост производства в 2015 году отмечается на ОАО «СМАК», ОАО «Режевской хлебокомбинат», в филиале «Нижнетуринский хлебокомбинат» и филиале «Качканарский хлебозавод», ПАО «Агентство по развитию рынка продовольствия», на ООО «Сысертский хлебокомбинат», ООО «Первоуральский хлебокомбинат», ОАО «Каменск-Уральский хлебокомбинат».

При этом производители пересматривают ассортиментные матрицы, и формируется «антикризисный» ассортимент, сокращается количество наименований продукции, так как необходимость в широком и дорогом ассортименте отпала.

Рост объемов производства свидетельствует о росте использования производственных мощностей, что благоприятно сказывается на уровне финансового благополучия предприятий.

Так, в 2015 году АО «СМАК» продолжил реализацию инвестиционного проекта по развитию хлебопекарного производства с целью наращивания производственных мощностей и увеличения объемов производства и расширения ассортимента выпускаемой продукции.

АО «Нижнетагильский хлебокомбинат» реализует инвестиционный проект по комплексному развитию и модернизации производства с внедрением современного технологического и ресурсосберегающего оборудования для выпуска конкурентоспособной продукции высокого качества в ассортименте, пользующимся наибольшим спросом у покупателей. В 2015 году с целью оптимизации логистических процессов.

АО «Режевской хлебокомбинат» расширил автопарк. Кроме того, запущен расстойно-печной агрегат для выработки формового хлеба производительностью 20 тонн в сутки [3].

Однако немногие хлебопекарные предприятия могут позволить себе наращивание производственных мощностей и реализацию инвестиционных проектов. В 2015 году многие хлебопекарные заводы приостановили свою деятельность, некоторые находятся сейчас в предбанкротном состоянии [2]. Основными причинами данной ситуации являются:

·     кризисное состояние экономики, что ограничивает возможности предприятий в формировании финансовых ресурсов, обеспечивающих эффективное развитие. Также вызывает недостаток реальных возможностей для инвестирования средств в производство, что не способствуют стабильному и эффективному функционированию отрасли и предприятий;

·     рост цен на сырье, электроэнергию и услуги. Все это приводит к низкой рентабельности производства хлеба и снижению ее уровня. Наблюдается рост количества убыточных предприятий. Низкая рентабельность напрямую влияет на перспективу развития отрасли в целом;

·     отсутствие достаточных финансовых средств у хлебопекарных предприятий, что тормозит внедрение нового оборудования, ресурсосберегающих безотходных технологий, диверсификацию производства, возможность решать проблемы, связанные с защитой окружающей среды.

Сложившиеся проблемы вновь вели к повышению стоимости хлеба и хлебобулочных изделий в 2016 году. Рост цен на хлеб – это вынужденный процесс. В этом согласны и хлебопекарные производства Свердловской области.

Современные условия развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий Свердловской области характеризуются наличием значительных проблем. Снижение роста уровня и качества жизни населения области в условиях кризиса приводит к росту потребления хлеба и хлебобулочных изделий, в частности более дешевых их видов. Покупательская способность снижается, и это заставляет население потреблять больше хлеба и хлебобулочных изделий, что приводит к росту объемов производства хлебопекарных заводов. Однако сокращает покупательский спрос постоянный рост цен на хлебную продукцию, что вызвано нестабильностью экономической ситуации в стране, ростом цен на сырье, энергоносители и т.д. Финансовый кризис «проредил» ряды производителей хлеба – некоторые закрываются, другие наращивают объемы производства.

 

Список литературы:
1. Либо снижать качество, либо повышать стоимость: уральские хлебопеки предрекают рост цен на хлеб до 30 рублей за батон//РИА «Новый день», 2015. – 07 октября. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urfo.org/ekb/545650.html.
2. На Урале хлебопеки готовятся поднимать цены//РИА «Новый день», 2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urfo.org/ekb/554914.html.
3. Основные социально-экономические показатели Свердловской области// официальный сайт «Сверловскстат» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/macroeconomics.
4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
6. Официальный сайт Исследовательского холдинга Ромир. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://romir.ru.
7. Официальный сайт некоммерческой организации «Союз предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности Свердловской области» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://souzhleb.eetk.ru.
8. Швабауэр Н., Бабанова О., Мироненкова А., Пичурина В. Киловатт в буханке // Экономика Уральского округа, 2015. – №232.