Статья:

Проектирование детской игровой площадки в контексте средового подхода

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Невзорова П.А. Проектирование детской игровой площадки в контексте средового подхода // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проектирование детской игровой площадки в контексте средового подхода

Невзорова Полина Александровна
студент, Смоленский Государственный университет, РФ, г.Смоленск
Жахова Ирина Геннадьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Смоленский Государственный университет, РФ, г.Смоленск
Пысларь Мария Станиславовна
научный руководитель, доц., Смоленский Государственный университет, РФ, г.Смоленск

 

В современных условиях быстро растущих городов приобретает особое значение средовой подход к проектированию, в рамках которого на всех этапах проектирования проводится комплексный анализ среды, окружающей объект проектирования, и всех социальных, культурных и транспортных связей. «Для обеспечения детям здоровых условий пребывания на свежем воздухе, для укрепления их организма, правильного физического развития, а также для разумного проведения досуга в коллективе своих сверстников, в каждом микрорайоне предусматриваются детские игровые площадки. Особенно существенное значение детские площадки приобретают в микрорайонах больших городов, где дети оторваны от природы» [4, с.5].

Так, согласно концепции средового подхода, функциональная схема будет подчинена не только необходимым внутренним процессам проектируемого объекта, но и процессам среды, в которую он погружён. Оценим средовую ситуацию на примере площадки, проектируемой на ул. Багратиона в г. Смоленске (Рисунок 1). Предполагаемое место размещения находится на сложном рельефе (с уклоном порядка 40 градусов на северо-восток) в непосредственной близости к общежитию, школе, школьному стадиону и двум многоквартирным домам с магазинами на первом этаже. Ближайшая проезжая часть находится на расстоянии более 50 м от места проектирования.

 

Рисунок 1. Схема расположения проектируемой детской площадки (красным кружком на схеме отмечено предполагаемое место проетирования)

 

Место выбрано из соображений безопасности – дети младших возрастных групп должны играть под присмотром родителей, то есть в зоне прямой видимости, в том числе и из окна. В связи с этим на месте проектирования существуют устойчивые пешеходные связи, и легче всего отследить их по грунтовым пешеходным дорожкам, одна из которых пересекает непосредственно проектируемую площадку. Детские площадки необходимо защищать от пыли зелеными посадками, что отчасти соответствует характеристикам выбранного места, частично засаженного кустарником. На основе такого анализа территории мы можем так же выявить основные группы населения, которые будут пребывать на детской площадке – это мамы с младенцами, дошкольники (возможно – с пожилыми людьми) и школьники; а так же основные функциональные зоны, необходимые для каждой возрастной группы. В связи с этим на детской площадке необходимы следующие зоны (Таблица 1).

Таблица 1.

Предполагаемые возрастные группы граждан, эксплуатирующих детскую площадку, и соответствующие им необходимые функциональные зоны

Возрастная группа

Необходимые зоны

(для каждой последующей группы – все предыдущие + указанное)

До 1 года

Зона пассивного отдыха (для мам с колясками)

1–3 года

Обучающая зона

3–5 лет

Зона социализации

5–7 лет

Зона физической культуры

8–9 лет

10–12 лет

Зона коллективной деятельности

13–15 лет

16–18 лет

Другие граждане (в т.ч.пенсионеры)

Зона пассивного отдыха

 

«Если в раннем возрасте детям свойственны творческая активность, стремление самоутвердиться, желание показать родственникам и ближайшему окружению, что они способны преодолевать трудности и добиваться конечных результатов труда, то с годами эти желания пропадают, если их не стимулировать, не развивать и не закреплять. Эти психологические особенности детей должны обязательно учитываться при создании детских площадок» [3]. Кроме того, после анализа окружающей среды мы выяснили, что на детской площадке будет и пешеходная зона, поскольку проектируемый объект не должен мешать существующим средовым процессам.

Уточним, какое оборудование может служить наполнением для каждой из указанных зон. В зоне пассивного отдыха предполагается, кроме стандартного оборудования общественных мест (урн, освещения и т.п.) наличие лавок, беседок, павильонов, а также мест для временного хранения вещей – это особенно актуально для школьников, которые часто приходят на площадку после занятий с рюкзаками и множеством вещей. Обучающая зона включает в себя, помимо песочниц и других непременных атрибутов детских площадок, разнообразные обучающие элементы – будь то крупные счёты, лабиринты и т.п. Зона социализации подразумевает наличие оборудования для нескольких возрастов – игровые павильоны, лабиринты с элементами турников. Зона физической культуры включает турники и любое оборудования для лазания. Зона коллективной деятельности обязательно должна содержать беседки и игровые павильоны, в которых могут находиться сразу несколько человек, причем важно наличие лавок и, возможно, стола.

Специфика проектирования детской игровой площадки по сравнению с остальными общественными пространствами заключается в превалирующей роли безопасности. «Монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами. Оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей» [3, с. 2]. Наиболее полно нормы, связанные с безопасностью игрового оборудования, освещены в ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», однако обратим внимание не только на размеры, но и на материалы, из которых выполняется оборудование. «Применяемые материалы не должны:

1.  оказывать вредное воздействие на здоровье ребенка и окружающую среду в процессе эксплуатации;

2.  вызывать термический ожог при контакте с кожей ребенка в климатических зонах с очень высокими или очень низкими температурами» [1, с.5].

Кроме того, важными свойствами материалов в условиях массовой эксплуатации являются:

1.  Прочность.

2.  Устойчивость к атмосферным осадкам.

3.  Антивандальность.

4.  Легкость монтажа.

5.  Дешевизна.

При этом «особое внимание должно уделяться выбору материалов для оборудования, которое будет эксплуатироваться в экстремальных климатических условиях» [1, с. 5].

Тема проектирования детских игровых площадок в контексте средового подхода крайне актуальна в условиях быстро растущих городов, строительства новых микрорайонов, каждый из которых должен быть обеспечен всеми необходимыми инфраструктурными единицами – в том числе и детскими площадками. Очень часто в погоне за быстрым обеспечением людей жилой площадью застройщики упускают из виду комфорт дальнейшего проживания в микрорайоне, поэтому популяризация средового подхода – крайне важная задача, которая позволит без удорожания строительства создать комфортную среду.

 

Список литературы:
1. ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (Дата обращения 03.01.2017).
2. ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (Дата обращения 02.01.2017).
3. Интернет-журнал об архитектуре и дизайне TOTALARCH – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://landscape.totalarch.com/node/29 (Дата обращения 09.01.2017).
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БЛАГОУСТРОЙСТВА Детские площадки. Площадки отдыха. Малые сады Учебное пособие для студентов специальности 27030265 «Дизайн архитектурной среды» по дисциплине «Архитектурно-дизайнерское проектирование» Сост.: В.О. Сотникова (Дата обращения 07.01.2017).