Статья:

ОПТИМИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА

Конференция: XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 2. Политология

Выходные данные
Лавриненко И.В. ОПТИМИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(33).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОПТИМИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА

Лавриненко Ирина Владимировна
магистрант, кафедра культурологии и политологии, НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород
Кривец Алла Павловна
научный руководитель, канд. социол. наук, доц., кафедра культурологии и политологии, НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

Курс социально-экономического развития области, вокруг которого должны консолидироваться  власть и общество, можно считать новой «региональной идеологией» - это совокупность системно упорядоченных взглядов, отражающих интересы власти, элит и населения, выраженная в целевых показателях экономической, хозяйственной и социальной жизни региона. По результатам исследования Института общественного проектирования и журнала «Эксперт» [2] представители региональной политической элиты не до конца понимают концепцию «солидарного общества», воспринимая идеологию в большей мере на понятийном уровне. Автор Концепции также не дает точного определения, формулируя сущность данной идеи как: «Солидарное общество  в понимании белгородцев – это сплоченное общество, объединенное общими позитивными целями, активной созидательной деятельностью на благо региона и Отечества ... Солидарное общество является полным противопоставлением и достойной  альтернативой обществу потребления. В нем человек не потребитель, не сторонний созерцатель и не объект, он  созидатель, строитель, активный субъект общественной жизни» [6]. Как было отмечено ранее, население Белгородской области не знает и не понимает что же такое региональное солидарное общество [8]. Исходя из вышесказанного, необходимо, на наш взгляд, адаптировать и оптимизировать Концепцию в региональную социально-политическую среду и определить сущностное содержание понятий «региональное солидарное общество» и «Белгородское региональное солидарное общество».

На наш взгляд, региональное солидарное общество можно определить, как особую форму социально-экономических отношений региона, имеющую духовно-нравственную основу, основной целью которой является установление региональной идентичности. А Белгородское региональное солидарное общество можно определить как региональную форму идентичности, базирующуюся на традиционных морально-нравственных основах, исторической преемственности и специфических формах экономико-хозяйственных  отношений, характерных для региона.

Для оптимизации и адаптации Концепции в современной региональной среде, на наш взгляд, необходимо решить ряд ключевых задач.

Во-первых, необходимо проанализировать информационное обеспечение Концепции. Результаты опроса показывают [8] что население Белгородской области мало информировано о реализуемой концепции. Согласно приложению к Стратегии «Формирования регионального солидарного общества» на 2011 - 2025 годы [3], широкое информирование населения предполагается по вопросам укрепления института семьи и семейных отношений как основы формирования солидарного общества. Однако большая часть мероприятий направлена на многодетные семьи, составляющие 6, 5% от общего числа семей для всех территорий РФ [6]. Остальной массив семей остается не охваченным. К неоспоримым недостаткам также относится отсутствие прямых контактов на уровне исполнителей мероприятий Концепции с крупными СМИ региона. Также предполагается широкое информирование таких групп населения, как молодежь и дети через образовательные учреждения, родительские объединения, общественные организации. Однако для данных групп населения наибольшее значение имеет получение информации из сети Интернет. По данным ВЦИОМ [1], доля пользователей сети среди граждан России 18–24 лет составляет 96%, что является абсолютным большинством. Из этого следует, что информационное воздействие на молодежь малоэффективно без использования ресурса Интернет.

Следует отметить, что ресурс Интернет не заявлен в качестве возможного источника популяризации Концепции. Остаются неохваченными такие категории граждан, как взрослые (35–60 лет), работающая молодежь (25–35 лет), а также семьи, не являющиеся многодетными. Не включение данных категорий граждан в поле информационно-просветительской деятельности существенно тормозит развитие и реализацию Концепции.

Исследуя информационное обеспечение Концепции, следует отметить, что в рамках обеспечения духовной безопасности общества и противодействия экстремизму предпочтение отдается общественным организациям (например, Общероссийская общественная организация Общество «Знание" России») [4] и органам исполнительной власти, но не используется потенциал религиозных организаций, традиционно действующих на территории Белгородской области. На наш взгляд, сотрудничество светских властей и традиционных религиозных организаций позволит наиболее полно и качественно доносить информацию до населения области, а также позволит повысить имидж как общественных, так и религиозных организаций за счет грамотно выстроенных технологий PR.

Также негативно оцениваемым является отсутствие в открытом доступе данных исследований и мониторинга, касающихся Концепции, а также отсутствие в самой Концепции механизмов глубинных исследований проблем, существующих в Белгородской области.

Во-вторых, для более полного анализа Концепции следует рассмотреть следующие линии взаимодействия: власть – общество, власть – бизнес, власть – семья, бизнес – семья, бизнес – общество, общество – семья.

Наиболее полно в приложении к Стратегии «Формирования регионального солидарного общества» на 2011–2025 годы проработаны механизмы взаимодействия власти и общества, власти и семьи, общества и семьи, а также механизмы улучшения внутрисемейных отношений. Существует четкий, понятный, логически выстроенные план мероприятий, направленный на солидаризацию групп населения по данным направлениям.

Механизмы взаимодействия власти и общества наиболее полно представлены в плоскости развития взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований области в качестве объекта воздействия по линии укрепления доверия между властью и населением.  Отдельно выделено направление развития межмуниципального сотрудничества, в рамках которого ожидается развитие  институциональной основы межмуниципального сотрудничества, укрепление связей между  муниципальными образованиями. Так же планируется снижение издержек при преодолении административных барьеров по средствам совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг населению.

На наш взгляд, для улучшения линии взаимодействия власть – общество следует включить специальные мероприятия для следующих категорий граждан: взрослое население, работающая молодежь, семьи, не являющиеся многодетными. Необходимо провести комплексное исследование данных групп населения для выявления наиболее острых проблем в каждой социальной группе, а также для разделения данных  групп на целевые подгруппы. Разделение больших социальных групп на более мелкие подгруппы необходимо для разработки адресных мер воздействия и установления более тесных контактов с данными социальными группами. Конечной целью в стратегической перспективе будет являться более доверительное отношение к власти со стороны общества, что благотворно влияет на социально-экономическую и политическую стабильность в регионе.  

Линия взаимодействия власть – семья представлена многоаспектно. Семья, как элемент общества, представлена и в категории «общество», но также выступает как самостоятельный объект.  Например, проведение мероприятий, утверждающих семейные ценности и традиции по средствам проведения мероприятий:

1.  областная акция «Крепка семья - крепка Россия» с проведением конкурсов в номинациях: «Лучшая семья года», Лучшая мама года», «Лучший папа года», «Лучшая бабушка года», «Лучший дедушка года»;

2.  проведение регионального этапа Всероссийского фотоконкурса «Семейный альбом»;

3.  организация работы кризисного центра «Милосердие» и др.

Комплекс мер поддержки семьи должен включать такую категорию, как семьи, не являющиеся многодетными. Именно такие семьи составляют основную массу населения Белгородской области. Следует учитывать, что повышенное внимание к многодетным семьям без учета интересов остальных типов семей способствует формированию негативного образа многодетности в массовом сознании жителей региона, что является крайне нежелательным. Ведь семья – это и базовый элемент общества, и важнейшая общественная ценность, и часть общей культуры, и основной институт воспроизводства населения.

Взаимодействие по линии общества и семьи представлено такими направлениями, как возрождение и популяризация объединяющих славянские народы культурных традиций, патриотическое и гражданское воспитание и просвещение населения области, формирующие представление о наличии общих интересов жителей Белгородчины, укрепление взаимного доверия между гражданами на основе обеспечения безопасности, противодействия экстремизму и ксенофобии, организация конструктивного политического диалога на основе общих для региона целей между политическими партиями, общественными и иными некоммерческими организациями, возрождение и развитие системы просветительства, духовно-нравственного и морально-политического воспитания, формирующей уважительное отношение к согражданам и др. На наш взгляд данное направление описано исчерпывающе, наиболее полно и не требует мер дополнительного влияния. 

Такая линия взаимодействия, как власть – бизнес представлена обобщенным стимулированием развития инновационного и интеллектуального потенциала региона, а также развитием и пропагандой меценатства.

Линии взаимодействия бизнес – семья и бизнес – общество представлены крайне фрагментарно, что делает невозможным детальный анализ этих направлений. Можно сделать вывод о том, что бизнес, в восприятии руководства Белгородской области, не является равноправным партнером, хотя в Концепции декларируется обратное. На наш взгляд, наиболее продуктивным стало бы включение в Концепцию принципа социального партнерства. Социальное партнерство – это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития [7]. Анализируя Концепцию, следует подробно остановиться на роли медиаторов (посредников). Роль медиаторов в обществе – осуществление посреднических функций между обществом и государством, с целью их более эффективного взаимодействия. Исходя из Программы «Формирования регионального солидарного общества», к медиаторам можно отнести: НКО, общественные организации, профсоюзы и партии. 

Общественные организации включены в Концепцию в качестве исполнителей. Например, в осуществлении акций, стимулирующих интерес молодежи к истории и культуре, в проведении мероприятий, направленных на сохранение исторической памяти и преемственности поколений. Организации, осуществляющие узконаправленную деятельность (например, защита интересов детей-инвалидов), включены в качестве исполнителей во все проекты, в которых фигурируют профильные им группы населения. Совместно с органами исполнительной власти, чаще всего осуществляют работу с молодежью, детьми и пенсионерами.

НКО и общественные организации включены в Концепцию в качестве объекта воздействия в сфере развития и консолидации институтов гражданского общества и обеспечения гражданского участия в жизни региона. Целью является развитие некоммерческого сектора по средствам создания единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей государственно поддержки и создания объединения сельхоз производителей в рамках программы «Семейные фермы Белогорья». На наш взгляд, такой подход является поверхностным и не отвечает поставленным задачам. Не используется весь возможный потенциал работы НКО.

Профсоюзы включены в Концепцию в качестве исполнителей. Они должны способствовать увеличению доверия между властью и обществом через систему распространения правовых знаний в СМИ. Должны способствовать развитию партнерства государства и общества на основе совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг через подготовку отраслевых Кодексов профессиональной этики. Утверждение принципов социальной защищенности, поддержки и ответственности как оснований достижения общественного согласия должно стать приоритетным направлением деятельности профсоюзов и их объединений. Для достижения данных принципов предполагается содействие в привлечении бизнес сообщества в переговорный процесс по заключению отраслевых соглашений с целью обеспечения социальных гарантий работающим. Деятельность профсоюзов, как медиаторов, раскрыта наиболее полно и содержательно.

Политические партии включены в Концепцию в качестве объекта воздействия в рамках организации конструктивного политического диалога на основе общих для региона целей между политическими партиями, общественными и иными некоммерческими организациями посредством  создания «Центра взаимодействия политических партий и общественных организаций» Белгородской области («Дом политических партий и общественных организаций»), с помощью проведения регулярных встреч между представителями политических партий и представителями власти по вопросам обеспечения политического и гражданского согласия и стабильности в Белгородской области. Однако, заявленный в Концепции проект учреждения «Центра взаимодействия политических партий и общественных организаций» на данный момент не реализован.  Политические партии, как институционализированное выражение интересов групп населения могут быть использованы с большей эффективностью. На базе политических партий возможен более качественный сбор информации о проблемах округа, территориального образования, района.

Таким образом, можно сделать вывод о том, какие меры приведут к оптимизации и адаптации Концепции в региональной среде:

1.  Включить в Концепцию сеть Интернет в качестве источника распространения информации – создать единый сайт с удобным интерфейсом, на котором будет размещена вся информация, касающаяся Концепции. Использовать социальные сети для распространения информации о Концепции, а также сайты молодежных организаций Белгородской области. 

2.  Включить в концепцию конкретные региональные СМИ в качестве источника распространения информации: обеспечить регулярное информирование населения, визуализировать логотип регионального солидарного общества через наружную рекламу. Необходимо внедрить через информационную среду региона короткий и емкий слоган, отражающий суть регионального солидарного общества, его специфику. Усилить количественный и качественный объем информации, касающийся реализации Концепции, обеспечить доступ к информации о проводимых в регионе исследованиях, касающихся солидарного общества.

3.  Включить в Концепцию следующие целевые группы: как взрослые (35-60 лет), работающая молодежь (25–35 лет), семьи, не являющиеся многодетными, для более продуктивного взаимодействия власти и общества.

4.  Включить в Концепцию традиционные религиозные организации по вопросам их компетенции для установления наиболее комфортной для общества морально-нравственной региональной среды. 

5.  Включить в Концепцию Белгородскую торгово-промышленную палату в качестве равноправного партнера для консолидации бизнес-групп, участвующих в реализации Концепции.

6.  Наиболее полно использовать потенциал и ресурсы политических партий, НКО и общественных организаций как медиаторов между властью и обществом.

На наш взгляд, данные меры позволят повысить эффективность концепции регионального солидарного общества, информированность населения, а также позволят уточнить и конкретизировать смысловое содержание понятия «солидарное общество».

 

Список литературы:

1. Количество пользователей интернета в России – [Электронный ресурс]. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 01. 06.2015).

2. Консолидация элит — фундамент успешного развития. Эксперт Online. – [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2015/25/konsolidatsiya-elit--fundament-uspeshnogo-razvitiya/ (Дата обращения: 16. 06.2015).

3. Концепция программы «Формирование регионального солидарного общества» – [Электронный ресурс]. URL: http://www.solidarnost31.ru/solidarnost/?q==node/l (Дата обращения: 20.02.2014).

4. Общероссийская общественная организация Общество «Знание» России – [Электронный ресурс]. URL: http://www.znanie.org/ (дата обращения: 01. 06.2015).

5. Русская линия – [Электронный ресурс]. URL: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=42911 (Дата обращения: 09. 05.2015).

6. Сайт Губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко – [Электронный ресурс]. URL: http://www.savchenko.ru/ (дата обращения: 12.11.2013).

7. Центр управления финансами – [Электронный ресурс]. URL: http://center-yf.ru/data/ip/Socialnoe-partnerstvo.php (Дата обращения: 02. 06.2015).

8. LiveJournal, Inc. – [Электронный ресурс]. URL: http://fonar-tv.livejournal.com/4693.html (Дата обращения: 09. 04.2015).