Статья:

Становление ЕАЭС и проблемы развития

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Дружкова А.В. Становление ЕАЭС и проблемы развития // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Становление ЕАЭС и проблемы развития

Дружкова Алина Витальевна
магистрант, Национальный исследовательский Томский государственный университет, РФ, г. Томск
Троицкий Евгений Флорентьевич
научный руководитель, д-р ист. наук, проф., Национальный исследовательский Томский государственный университет, РФ, г. Томск

 

На сегодняшний день в мире насчитывается множество организаций, широко распространяющих свою деятельность. У всех разный характер объединения, но стоит отметить, что экономические цели интеграции предопределяют дальнейшее существование той или иной организации. Процессы глобализации являются одной из причин интенсификации интеграционных процессов, начиная с конца XX века, а также тенденцией появления новых объединений. Известен факт, что политические объединения в современном мире уступают интеграции, носящей экономический характер, ведь, согласно теории реализма, национальные интересы – превыше всего, и намного тяжелее найти общие, именно политические, решения.

Одной из таких организаций, которой характерен экономический характер объединения, является Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), ее предысторией является период с 1994 года. Поэтапно, на протяжении более 10 лет некоторые из стран СНГ (1991 г – договор о создании Содружества Независимых Государств): Россия, Казахстан и Беларусь, работали над созданием интеграционного объединения, которое, благодаря своей специфике, смогло бы увеличить взаимную торговлю между ними, повысить конкурентоспособность на мировой арене, и привлечь новые государства-члены.

Вначале было создано Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), оно существовало с 2001–2014 гг., и являлось первой международной организацией среди бывших республик СССР, носящий экономический характер. На данном этапе было поставлено множество целей, одни из важнейших: сформировать в будущем Таможенный Союз и Единое Экономическое пространство. Постоянными членами были: Россия, Казахстан, Кыргызстан, Белоруссия и Таджикистан.

Узбекистан приостановил свое членство в 2008, пробыв участником Сообщества всего два года. Ташкент искал альтернативу своего международного взаимодействия, так как после Анджианских событий, в мае 2005 года (митинг узбекских граждан из-за задержанных, по их мнению, 23 невиновных предпринимателей, который перерос в демонстрацию против правительства), США и другие страны Запада осудили действия узбекского правительства и ввели санкции в отношении данной страны. В январе 2006 года был подписан протокол о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭс, президент, И.Каримов, стал сближаться с российским руководством, что, так или иначе, вызывало негласное недовольство со стороны Запада. Спустя 2 года, санкции стали смягчаться, а вскоре были сняты полностью (2009 г.), что, скорее всего, поспособствовало выходу Узбекистана из ЕврАзЭС в 2008 году.

Это событие не помешало Сообществу развиваться дальше: в 2010 году начал действовать Таможенный Союз, куда входили только три члена ЕврАзЭС: Россия, Казахстан и Белоруссия. [2] Несмотря на то, что Кыргызстан и Таджикистан были постоянными членами ЕврАзЭс, в Союз они не входили. Им следовало серьезно работать над улучшением таможенного законодательства. Но если Кыргызстан вступил в дальнейшем в ЕАЭС, то почему Таджикистан, который почти 10 лет на момент создания ТС являлся постоянным членом ЕврАзЭс, остается в стороне? Еще в 2012 году Таджикистан и Кыргызстан приступали к подготовке документов для вступления в Таможенный Союз. В определенном смысле в Душанбе ждали первых шагов от Бишкека, так как именно последний отделяет Таджикистан от границ ТС. В кыргызском правительстве, в свою очередь, готовили план Дорожной карты участия в интеграционном объединении. Выделяются как препятствия, так и положительные моменты вступления в ТС для Душанбе. Среди последних:

·     Общественная поддержка (72% таджикистанцев выступают за вступление в ТС);

·     Представители крупного и среднего бизнеса выступают за интеграцию. По их мнению, вступление Душанбе в ТС сможет оживить торговлю с Россией и другими участниками ТС;

·     Создание общего рынка труда в рамках Союза позволит мигрантам с Таджикистана легально работать на территориях стран-участниц. Это будет благоприятно для самой республики, учитывая тот факт, что миллионы таджикистанцев, выезжающих работать на территорию Российской Федерации, переводят деньги своим семьям. Так, сумма денежных переводов только в 2011 году в два раза превосходила государственный бюджет страны;

·     Эксперт Экономического совета при президенте РФ, А. Павлов считает, что преимуществом будет также сотрудничество в сфере энергетики: цены на электроэнергию могут снизиться [3];

·     Таджикистан может быть конкурентоспособен в аграрном секторе за счет экспорта фруктов и овощей в страны ТС.

Препятствием к вступлению в союз, являются причины, с которыми сталкивается правительство любой страны в вопросах об участии в интеграционных объединениях. Это, в первую очередь, определенные изменения в законодательстве, на что уходит много времени, готовность страны чем-то жертвовать ради общего блага союза и так далее. Некоторым странам тяжело переступить эту черту, пережить серьезные структурные изменения, внести существенные изменения в свою конституцию и смириться с тем, что постепенно страна будет вовлекаться в интеграционное объединение, и некоторые события будут самой стране уже неподконтрольны.

Пока в Таджикистане шли дебаты по поводу дальнейшего их участия либо неучастия в ТС, в 2012 году параллельно с существованием союза, страны - участницы ЕврАзЭС, Россия, Казахстан и Белоруссия, стали инициаторами создания Единого экономического пространства (ЕЭП), включая функционирование Общего рынка (ОР). В этом же году начала работать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

С 2013 года комиссия ЕврАзЭс совместно с уполномоченными органами России, Казахстана и Беларуси работала над подготовкой Договора о ЕАЭС. С этого периода времени велись переговоры с представителями стран Армении и Киргизии: был подписан Меморандум об углублении взаимодействия между ЕЭК и Кыргызстаном, а также было принято заявление «Об участии Республики Армения в Евразийском интеграционном процессе».

29 мая 2014 года президентами В.В. Путиным, Н.А. Назарбаевым и А.Г. Лукашенко был подписан Договор о создании ЕАЭС, который вступил в силу 1 января 2015 года. Позже, 2 января, к нему присоединилась Армения, затем, 12 августа – Кыргызстан (29 мая 2015 года ЕАЭС подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Социалистической Республикой Вьетнам.)

Договорно-правовую базу евразийской экономической интеграции на сегодняшний день составляют следующие документы [1]:

·     Таможенный Кодекс Таможенного Союза (2010 г.), согласно которому три страны ТС должны передавать Комиссии ТС полномочия по осуществлению внешнеторгового урегулирования.

·     17 базовых международных соглашений, формирующих Единое Экономическое Пространство (2013 г.)

·     Закон «О конкуренции» (2013 г.), который определяет единые подходы к основным положениям Закона о конкуренции в странах ТС;

·     Соглашение об информационном взаимодействии в сфере статистики (2013 г.) для обеспечения ЕЭК и стран Союза официальной информацией;

·     Соглашение о порядке перемещения наркотических средств (2013 г.) и их прекурсов по таможенной территории ТС;

·     Договор о ЕАЭС (2015 г.);

·     Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (2015 г.);

·     Соглашение о судоходстве (2015 г.);

·     Договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран ЕАЭС (2016 г.);

·     Международный договор о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами (2016 г.) и т.д.

Помимо правовой базы, в ЕАЭС действует принцип «Четыре свободы»:

1)  Единый рынок товаров, который начал действовать уже с образованием Единого Экономического Пространства. Он подразумевает свободу движения товаров: снятие таможенного контроля на внутренних границах между тремя странами;

2)  Единый рынок услуг, то есть свобода движения услуг;

3)  Общий рынок труда – свобода перемещения трудовых ресурсов. Это предполагает: прямое признание документов об образовании (что немало важно для переселенцев с целью остаться на ПМЖ в какой-либо члене ЕАЭС), урегулирование вопросов срока временного пребывания граждан, предоставление полного объема социальных гарантий, получение бесплатной скорой медицинской помощи, право детей на получение образования.

4)  Общий финансовый рынок – свобода движения капитала.

Таким образом, на сегодняшний день ЕАЭС представляет собой союз, история создания которого насчитывает 20-летнюю историю. В него входят 5 членов: Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Армения, и с Республикой Вьетнам заключено соглашение о ЗСТ. На данный момент ведутся переговоры о создании ЗСТ между ЕАЭС и странами: Египет, Таиланд, Иран, Монголия.

Такого рода объединения, как отмечает экономический обозреватель “Deutsche Welle” Андрей Гурков, стоит воспринимать позитивно, особенно в эпоху глобализации. С созданием ЕАЭС происходит дальнейшая либерализация торгового режима, снятие всевозможных протекционистских барьеров на товары, услуги, капитал и людские ресурсы. Это – хорошая основа для экономического союза стран-участниц. Но, насколько это будет эффективно – покажет время. В целом, любые интеграционные процессы сталкиваются на своем пути со всевозможными барьерами, будь то политического или экономического характера. На сегодняшний день мы можем оперировать только официальными данными и наблюдать динамику развития данных стран внутри союза.

Конечно, наиболее эффективной и качественной интеграция является в процессе объединения более схожих стран в экономическом плане: примерно одинаковый уровень экономического развития, показатели ВВП, темпы роста ВВП, уровни инфляции, безработицы и т.д. Объединение стран, вышеперечисленные показатели которых существенно разнятся, не позволяют осуществлять совместные проекты на равных основаниях.

По уровню экономического развития, все члены ЕАЭС (как и почти все страны СНГ) относят к типу стран с переходной экономикой или формирующимся рынком.

По официальным данным Международного валютного фонда через показатели ВВП можно увидеть, насколько разнородна экономика стран ЕАЭС (млрд. долл.) [5]:

Таблица 1.

Показатели ВВП стран-членов ЕАЭС в млрд.долл.

Год

Россия

 

Казахстан

Беларусь

Армения

Кыргызстан

2013

3734

 

396

167

23

18

2014

 

3824

 

420

173

24

19

2015

 

3718

 

429

167

25

20

 

Причем у РФ и Беларуси показатели к 2015 году немного снизились, это также взаимосвязано с объемом торговли внутри Таможенного Союза. За период 2010–2014 года был заметен резкий скачок в 2011 году, после чего торговля уменьшилась. Это связано с тем, что функционирование ТС создало дополнительные возможности для расширения взаимной торговли товарами, объем взаимной торговли товарами трех стран в 2014 году по сравнению с 2010 годом увеличился с 47,1 до 57,4 млрд. долл. США. [4]

Таблица 2.

Показатели темпа роста ВВП на душу населения в странах ЕАЭС в %

Год

Россия

Казахстан

Беларусь

Армения

Кыргызстан

2013

 

1,1

 

4,3

1,1

2,8

8,7

2014

 

-1,1

 

2,6

 

1,5

3,0

 

2,0

 

2015

 

-3,9

-0,3

-4,2

2,6

1,4

 

Таблица 3.

Показатели инфляций потребительских цен в %

Год

Россия

Казахстан

Беларусь

Армения

Кыргызстан

2013

 

6,8

5,8

18,3

 

5,8

6,6

2014

 

7,8

 

6,7

18,1

 

3,0

 

7,5

2015

 

15,5

 

..

 

13,5

3,7

 

6,5

 

 

Таблица 4.

Показатели по уровню безработицы в странах % от общей численности рабочей силы

Год

Россия

 

Казахстан

Беларусь

Армения

Кыргызстан

2013

 

5.5

5.2

6.0

16.2

8.3

2014

5.1

4.1

5.9

17.1

 

8.1

 

 

Следует отметить, что наибольшие вклад в формирование объема торговли ЕАЭС вносит товарооборот между Россией и Беларусью, доля выросла с 2010 до 2014 года, с 59,8% до 65,5% (своего максимума достиг в 2012 г.). Доля оборота торговли России с Казахстаном составляет всего 1/3 объема взаимной торговли в ТС. С каждым годом этот показатель все более снижается. Соответственно, минимальную долю в товарообороте составляет взаимная торговля между Казахстаном и Беларусью: всего 1,5%. Таким образом, негативная динамика во взаимной торговле после скачка в 2011 году выразилась в определенном спаде взаимного товарооборота стран.

Интересна также динамика доли взаимной торговли в общем объеме внешней торговли государств-членов ТС и ЕЭП в 2010–2014 гг.:

Таблица 5.

Динамика взаимной торговли в общем объеме внешней торговли в ТС и ЕЭП в %

 

Россия

Казахстан

Беларусь

 

2010

2014

2010

2014

2010

2014

Торговля вне ТС и ЕЭП

92,6

92,8

79,3

83,5

51,7

49,7

Торговля со странами ТС и ЕЭП

7,4

7,2

20,7

16,5

48,3

50,3

 

В наибольшей степени на единый рынок ориентирована Республика Беларусь, тогда как в Казахстане и России соотношение взаимной торговли не только не велико, но и имеет тенденцию к снижению. Эти данные, по мнению Евразийской комиссии, указывают на большой нереализованный потенциал роста взаимной торговли в рамках ЕАЭС для обеих стран.

Как видно из приведенных данных, у стран не только разнятся важнейшие экономические показатели, но и темпы развития. Это все напрямую влияет на качественное развитие Евразийского Союза. Более 170 млн. потребителей на территории ЕАЭС – большая цифра, но их покупательная способность – относительно низкая. Если будет расти благосостояние этих стран, то будет существенно нарастать мощь данного объединения и его привлекательность для зарубежных партнеров. Это невозможно без параллельной гармонизации и постепенного выравнивания законодательной базы стран, а также взаимной помощи и кооперации стран в рамках интенсификации интеграционных процессов.

 

Список литературы:
1. Договорно-правовая база ЕАЭС – [Электронный ресурс]: Евразийская Экономическая Комиссия. – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/PublishingImages/jul_2016/22-03-2016-inf.jpg (Дата обращения: 19.10.2016).
2. История развития евразийской интеграции – [Электронный ресурс]: Евразийская Экономическая Комиссия. – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/20-12-2015-inf.aspx (Дата обращения: 19.10.2016).
3. Причины изменения динамики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза – [Электронный ресурс]: официальный сайт ЕАЭС. – URL: 21e42957-7689-4ab3-ab53-ded9cd24500d_доклад-динамика торговли ТС-ЕЭП.pdf (Дата обращения: 20.10.2016).
4. Таможенный Союз: плюсы и минусы для Таджикистана – [Электронный ресурс]: Deutsche Welle. – URL: www.dw.com/ru/таможенный-союз-плюсы-и-минусы-для-таджикистана/a-16272187 (Дата обращения: 19.10.2016).
5. GDP ranking – [Электронный ресурс]: The World Bank. – URL: http://data.worldbank.org/data-catalog/GDP-ranking-table (Дата обращения: 20.10.2016).