Статья:

НАТО и Россия: кризис избирательного сотрудничества

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Васильева Я.В. НАТО и Россия: кризис избирательного сотрудничества // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАТО и Россия: кризис избирательного сотрудничества

Васильева Яна Валерьевна
студент 2 курса Факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного университета, СПбГУ, РФ, г. Санкт-Петербург
Богуславская Юлия Константиновна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры Американских исследований, Факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного университета, СПбГУ, РФ, г. Санкт-Петербург

 

С завершением «холодный войны» весь мир надеялся на то, что новый XXI век будет более спокойным и безопасным для человечества, но надежды на это пока не оправдываются. В новом столетии мир столкнулся с новыми проблемами и угрозами: с каждым годом возрастает число локальных, внутригосударственных конфликтов, влияние на исход которых оказывают мировые державы, в том числе и страны-члены НАТО, и Российская Федерация. В зависимости от того, как будет построена внешнеполитическая деятельность США и остальных стран-членов блока НАТО, Россия будет выбирать соответствующий вектор развития своей внешней политики. Поэтому актуальность исследования проблемы взаимоотношений России и Североатлантического Альянса на настоящий период времени очень велика.

Взаимоотношения между Россией и Североатлантическим Альянсом оказывают огромное влияние на систему международных отношений в современном мире, а также на баланс сил на мировой арене.

После окончания «холодной войны» развитие взаимоотношений между двумя сторонами происходит по траектории синусоиды, то есть существуют и «взлеты», и «падения». Это объясняется тем, что, с одной стороны, у России и у стран-участниц блока НАТО существует огромный круг вопросов и проблем, которые можно решить только путем сотрудничества, – начиная проблемами ядерной безопасности и заканчивая борьбой с международным терроризмом и радикальным исламизмом. Но, с другой, – разногласия и противоречия, существующие между Россией и блоком НАТО, не дают двум сторонам не только возможности осуществлять полноценное сотрудничество по международным проблемам, но и создают новые конфликтные ситуации с участием других стран мира. На основе данных обстоятельств появляются причины, которые формируют «скачкообразный» характер отношений Россия – НАТО, главная из которых – расширение НАТО на Восток.

Проблема постсоветского пространства является самой тяжелой и спорной в отношениях между Россией и Североатлантическим альянсом. После распада Советского Союза Запад полагал, что Россия сумеет смириться с утратой имперского статуса, но после присоединения к России Крымского полуострова стало понятно, что в архитектуре евроатлантической безопасности, выстроенной Америкой после холодной войны, не учтены интересы России. Все попытки склонить Россию согласиться с новым мировым порядком через Совет Россия-НАТО, участие в «Большой двадцатке» и в Совете Европы так и не убедили Кремль, что Россия должна тихо смириться с потерей того, что она считала своей законной сферой влияния. Западу следовало бы помнить, что Россия на протяжении ее многовековой истории трактовала свою безопасность через призму контроля над соседними государствами [1, c.343]. Вспоминаются слова Екатерины Великой о том, что нет никакого другого способа защищать границы России, кроме как расширять их [2, c.2]. Поэтому для России постсоветское пространство – это сфера жизненно важных интересов, это регион, в котором Россия привыкла играть ключевую роль.

Расширение НАТО однозначно является угрозой внешней безопасности России хотя бы потому, что Россия не рассматривается даже как потенциальный член НАТО, а это означает, что Россия не сможет получить права вето на решения НАТО нигде, кроме российской территории [3, c.78]. Следует сказать о том, что после распада СССР рассматривалась возможность вступления России в Североатлантический альянс. Но для многих россиян было бы неприемлемо двойственное положение, когда при вступлении в определенные институты необходимо мириться с их правилами, не имея возможность определять их [4, c.63].

Постсоветское пространство является так называемым «камнем преткновения» между двумя сторонами. И Россия, и Североатлантический блок имеют свои интересы на данном пространстве. Как известно, если национальные интересы двух или более держав сталкиваются, то это приводит к серьезным конфликтным ситуациям. В данной ситуации, именно постсоветское пространство является местом столкновения национальных интересов России и блока НАТО.

Для России постсоветское пространство является зоной жизненно важных интересов. По мнению Российской стороны, страны, входящие в состав данного пространства, являются частью так называемого ближнего зарубежья, следовательно, Россия имеет право на особые отношения с этими ближними соседями. Играя особую роль на постсоветском пространстве, Россия обеспечивает свою безопасность. Действительно, на протяжении всей своей тысячелетней истории Россия трактовала свою безопасность через призму контроля над соседями. Этим также объясняется также и первопричина присоединения Крыма к Российскому государству.

Таким образом, на данный период времени отношения между двумя сторонами характеризуются как кризисные. Причиной нового «падения» во взаимоотношениях между Россией и Североатлантическим Альянсом послужил кризис на Украине. Конечно же, сейчас сложно говорить о прогнозах дальнейшего развития взаимоотношений между двумя сторонами, но следует отметить, что наиболее реалистичным вариантом развития взаимоотношений между Россией и Североатлантическим альянсом является сосуществование России с НАТО, сопровождаемое ситуативным взаимодействием по вопросам, представляющим обоюдный интерес. Поэтому, в конечном счете, Западу придется сесть за стол переговоров с Россией и разработать новую систему безопасности, в которой Россия имела бы заинтересованность.

В настоящее время нельзя с уверенностью сказать, что произойдет в ближайшем будущем с российско-американскими отношениями, а, следовательно, и с отношениями Россия-НАТО. Многое зависит от нового президента США Дональда Трампа, который, возможно, решится на новую перезагрузку в отношениях между двумя сторонами. Следует обратить внимание на то, что в интервью телеканалу ABC Дональд Трамп подчеркнул, что НАТО не способно справиться с терроризмом, а потому альянс надо или реформировать, или заменить другой организацией. Но, говоря о новой перезагрузке в отношениях Россия – НАТО, необходимо отметить то, что она начнется только в том случае, если США перестанут игнорировать национальные интересы России на международной арене. Хотя следует отметить, что теперь сама Россия не считает, что налаживание прочных связей с Западом сыграет ключевую роль в возрождении России как великой державы. Во внешнеполитическом курсе России существует два основных направления. Первое – это постсоветское пространство, то есть те государства, для которых Россия играла доминирующую роль и которые образовывали сферу влияния Российского государства. На данном направлении интересы России заключаются в том, чтобы не дать Североатлантическому альянсу окончательно проникнуть на постсоветское пространство. Второе направление – это партнерство с Китаем в рамках организации БРИКС, а также Шанхайской Организации Сотрудничества, которые призваны стать противовесом могуществу Североатлантического Альянса.

 

Список литературы:
1. Стент А. Почему Россия и Америка не слышат друг друга? Взгляд Вашингтона на новейшую историю российско-американских отношений. // Перевод с английского Елены Лалаян. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 
2. Herpen M. Putin’s Wars The rise of Russia’s New Imperialism// Md Rowman and Littlefield, – 2014. P.2. 
3. Фармазян Р. Новый миропорядок: проект североатлантистов // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 10.
4. Стент А. Почему Россия и Америка не слышат друг друга? Взгляд Вашингтона на новейшую историю российско-американских отношений. // Перевод с английского Елены Лалаян. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.