Статья:

Особенности системы электронного обучения е-Learning

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Калугина В.С. Особенности системы электронного обучения е-Learning // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/1(41).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 13 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности системы электронного обучения е-Learning

Калугина Виктория Сергеевна
магистрант 2 курса, кафедра информационных систем и технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Захарова Наталья Ивановна
научный руководитель, доц., кафедра информационных систем и технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Крахоткина Елена Васильевна
научный руководитель, канд. физ.-мат. наук, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», РФ, г. Ставрополь

 

За последние десятилетия совершенствование компьютеров и стремительный рост сети интернет подняли на высокий уровень развитие информационного общества. В данном обществе главным ресурсом является информация, имея сведения о разных процессах и явлениях можно продуктивно строить любую деятельность. Основу информационного общества формирует система непрерывного, открытого образования. Любые изменения в системе образования обязательно касаются и образовательного процесса. В системе обучения произошло переосмысление, изменения традиционных методик в связи с введением в процесс информационных технологий.

Внедрение персонального компьютера в сферу образования стало новым этапом не только в преобразовании традиционных методов и технологий обучения, но и всей отрасли образования в целом. Появилась система электронного обучения е-Learning. Для российской системы образования “Electronic Learning” (e-learning) – сравнительно новый термин. В законе «Об образовании в Российской Федерации» электронное обучение определяется как организация образовательной деятельности с применением используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [3, ст.16].

Главной особенностью электронного обучения является то, что студенты самостоятельно и интерактивно работают с учебными материалами, которые включают в себя видеоуроки, презентации, аудиофайлы, методические рекомендации, а затем выполняют задания к темам, проходят текущее и контрольное тестирование.

Существует большое количество средств информационно-коммуникационных технологий, использующихся в образовании. Но их перечень продолжает регулярно увеличиваться. Это и компьютеры, планшеты, ноутбуки, интерактивные доски, а также проекторы, мобильные телефоны, глобальные и локальные сети, принтеры, ксероксы, сканеры, видеокамеры, звуковые колонки и другое. Сейчас развитие электронного обучения полностью зависит от развития носителей информации, а электронные учебники, которые необходимы в обучении и имеют возможность полностью раскрыть его потенциал, пока или разрабатываются, или не находят должного применения.

Технологии и средства e-Learning дают возможность:

·     проводить обучение в различных формах, используя синхронное и асинхронное, а также смешанное обучение;

·     организовать разными способами коммуникацию участников электронного обучения;

·     использовать современные информационно – коммуникационные средства обучения (тренажеры, тесты, симуляции, имитационное моделирование и т.д.);

·     обеспечить необходимый доступ к систематизированным электронным библиотекам;

·     организовать совместную работу слушателей дистанционного обучения.

На данный момент важнейшим аспектом организации обучения, проводимого в рамках Electronic Learning, является организация активного взаимодействия слушателя с обучающей системой, а также взаимодействия всех участников процесса. Для этого используется большой диапазон средств, одни из них предоставляется системой дистанционного обучения, а другие остальными информационными системами, которые составляют среду электронного обучения.

Средства организации взаимодействия пользователей e-Learning чаще всего используются совместно с дистанционными курсами. Но чаще всего они являются основным средством обучения. Например, так происходит при проведении вебинаров (онлайн-семинаров), которые в наше время стали самым распространённым средством организации электронного обучения.

Важным элементом организации Electronic Learning также является создание систематизированных тематических электронных библиотек. В таких библиотеках содержится материал, который требуется для обучения, проводимого в рамках e-Learning, а также материал, который необходим пользователям электронного обучения, для выполнения их служебных обязанностей.

Технологии e-Learing могут использоваться почти во всех областях образования. Они предоставляют возможность человеку получить необходимое образование без отрыва от места жительства. Но наибольшее применение электронное обучение получило в рамках повышения квалификации персонала, в частности педагогических кадров, которое происходит регулярно.

Еще одним направлением применения технологий Electronic Learning стало обучение в рамках высшего образования. Особенно популярны e-Learning технологии при организации получения второго высшего образования. Очень важна для обучающихся возможность получения образования без отрыва от производства, дома, семьи.

Очень важным является то, что сегодня электронное обучение используются практически во всех предметных областях, как в филологии, общественных и естественных науках, так и математике. Electronic Learning технологии применяются даже в такой сложной сфере, как обучение иностранным языкам.

Разработанный или приобретенный вузом учебно-методический комплект для дистанционного обучения можно использовать в учебном процессе, реализуя его в соответствующих педагогических технологиях, совмещающие методы индивидуализированного преподавания и проблемного обучения.

При дистанционном обучении аналогом учебно-методического комплекта становится электронный учебник (ЭУ). Например, предлагается понимать под электронным учебником объединение частей, которые показаны на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Структура электронного учебника

 

Важным плюсом обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, в сравнении с традиционным очным обучением является его личностная направленность. Слушатель электронного обучения может самостоятельно:

·     определить скорость ознакомления с учебным материалом;

·     выбрать удобные временные рамки обучения;

·     решить, в какой последовательности будет проходить знакомство с материалом.

Использование технологий e-Learning позволяет получить намного больше информации необходимой для оценки знаний, умений и навыков, полученных в результате проведенного обучения. В том числе о времени, которое затрачивается на прохождение тестовых заданий, количество попыток, определять вопросы или задания, вызвавшие наибольшие трудности. При наличии подобной информации можно намного гибче управлять проводимым обучением.

Еще одним важным преимуществом обучения, которое проходит с применением в процессе технологий e-Learning, является использование большого спектра различных средств обучения: визуальные, аудиальные или аудиовизуальные. Эти средства могли быть использованы и при проведении традиционного очного обучения, но не были задействованы, а электронное обучение требует обязательного их использования в процессе. В итоге Electronic Learning или электронное обучение оказывается чаще эффективнее в сравнении с результатами традиционного обучения студентов.

Уже сегодня очевидно, что электронное обучение это не короткое увлечение, а необходимость нашего времени. В качестве недостатков (минусов) электронного обучения чаще всего приводятся:

·     высокая зависимость организации обучения от технического оснащения учебного заведения;

·     дефицит квалифицированных педагогических кадров в сфере e-learning;

·     отсутствие возможности быстрой передачи данных в рамках обучающей системы.

Конечно, перечисленные проблемы при внимательном рассмотрении не являются недостатками модели электронного обучения, их нужно считать определёнными трудностям, которые возникают в процессе её реализации в учебном заведении.

 

Список литературы:
1. Обзор Мирового и российского рынка электронного обучения, 2012. Режим доступа: http://seemedia.ru/wp-content/uploads/E-learning.pdf (дата обращения 10.01.2017). 
2. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы. Материалы конференции // Вопросы современной науки и практики. №1. 2006. С.89–90. 
3. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Текст с изменениями и дополнениями на 2014 год – М.: Эксмо, 2014. – 144с. 
4. Anohina A. Analysis of the terminology used in the field of virtual learning / Educational Technology & Society, 8(3), 2005. P.91–102.