Статья:

Государственное регулирование в период пандемии COVID-19: эмпирическая оценка взаимосвязи ограничительных мер и распространения инфекции на примере Сибирского федерального округа

Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Батиевская В.Б., Хаес Б.Б. Государственное регулирование в период пандемии COVID-19: эмпирическая оценка взаимосвязи ограничительных мер и распространения инфекции на примере Сибирского федерального округа // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. — № 12(45). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 27-36.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственное регулирование в период пандемии COVID-19: эмпирическая оценка взаимосвязи ограничительных мер и распространения инфекции на примере Сибирского федерального округа

Батиевская Вероника Богдановна
канд. экон. наук, доцент, Кемеровский государственный медицинский университет, РФ, г. Кемерово
Хаес Богдан Борисович
студент Кемеровского государственного медицинского университета, РФ, г. Кемерово

 

STATE REGULATION DURING THE COVID-19 PANDEMIC: AN EMPIRICAL ASSESSMENT OF THE RELATIONSHIP BETWEEN RESTRICTIVE MEASURES AND THE SPREAD OF INFECTION USING THE EXAMPLE OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

 

Veronika Batievskaya

Candidate of economic Sciences, associate Professor, Kemerovo state medical University, Russia, Kemerovo

Bogdan Khaes

Student of Kemerovo state medical University, Russia, Kemerovo

 

Аннотация. Жесткие ограничительные меры в связи с распространением новой коронавирусной инфекции неизбежно приводят к негативным экономическим последствиям. Поэтому возникает актуальная задача выявить взаимосвязь между степенью жесткости административных мер и развитием эпидемиологической ситуации. Статья посвящена выявлению этой связи с пользован метод ранговой корреляции Спирмена. Исследовалась данная проблема на примере десяти субъектов РФ, включенных в Сибирский федеральный округ. Полученный показатель является статистически недостоверным; на основании имеющихся данных невозможно судить о влиянии жесткости ограничительных мер на эпидемиологическую ситуацию по COVID-19.

Abstract. Strict restrictive measures in connection with the spread of a new coronavirus infection inevitably lead to negative economic consequences. Therefore, there is an urgent task to identify the relationship between the degree of severity of administrative measures and the development of the epidemiological situation. The article is devoted to identifying this connection with the Spearman rank correlation method. This problem was investigated on the example of ten subjects of the Russian Federation included in the Siberian Federal district. The obtained indicator is statistically unreliable; based on the available data, it is impossible to judge the impact of the severity of restrictive measures on the epidemiological situation for COVID-19.

 

Ключевые слова: COVID-19; заболеваемость; смертность; субъекты Федерации; Сибирский федеральный округ.

Keywords: morbidity; mortality; the subjects of the Federation; Siberian federal district.

 

В конце марта 2020 года нашу страну затронула проблема распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и, как следствие, потребовалось введение карантинных мер. Так как жесткие ограничительные меры приводят к негативным экономическим последствиям, возникает актуальная задача выявить взаимосвязь между степенью жесткости административных ограничительных мер и эпидемиологической ситуацией, а именно заболеваемостью и смертностью от новой коронавирусной инфекции COVID-19. Выявлению корреляции между этими двумя событиями посвящена данная статья.

На появление и стремительное распространение новой коронавирусной инфекции с угрозой санитарно-эпидемиологическому благополучию населения Президент России отреагировал объявлением «нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы» на всей территории РФ с 30 марта по 3 апреля 2020 года [13]. Затем локдаун продлялся многократно, его период последовательно устанавливался с 4 по 30 апреля 2020 года [14]; с 6 по 8 мая 2020 года [15]

«Локдаун» – это транслитерация английского слова «Lockdown», состоящего из двух корней: «Lock», что значит «запирать» и «Down» - «изоляция». Это понятие, как строгую изоляцию заключенных, начали использовать в 1970-ых годах в США с целью предотвращения тюремных беспорядков. Сейчас локдаун – это специальный режим, вводимый на период каких-либо чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, эпидемий и тому подобного. Людям вменяется в обязанность ограничение своего свободного передвижения и личных контактов до момента урегулирования проблемы. Локдаун имеет серьезные социально-экономические последствия как для мировой экономики, так и для нашей страны: спад производства и, как следствие, снижение объема ВВП; снижение товарооборота между странами, увеличение государственного долга; охлаждение инвестиционной активности; рост безработицы; нарушение глобальных цепочек создания добавленной стоимости, особенно в розничной торговле, туризме, индустрии развлечений и отдыха.  

В целях смягчения негативных последствий локдауна при дальнейшем обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Президент передает полномочия по режиму борьбы с COVID-19 субъектам РФ [16]. Указом вменяется руководителям высших исполнительных органов власти регионов, исходя из эпидемиологической обстановки и особенностей распространения COVID-инфекции: определять длительность и объем ограничительных мер, особенность режима работы предприятий независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности; устанавливать особый порядок передвижения физических лиц, транспортных средств и другое.

Рассмотрим взаимосвязь между строгостью вводимых ограничений и показателями заболеваемости и смертности от COVID-19 на примере субъектов Сибирского федерального округа (СФО). СФО образован 13 мая 2000 года, его территория составляет 30% территории России, население – 17,12 млн. человек, ВРП составляет 11,4% от ВВП России. [11]. В состав округа входят Кемеровская, Новосибирская, Томская, Омская и Иркутская области; республики Алтай, Тыва, Хакасия; Алтайский и Красноярский края.

Эпидемиологическую ситуацию по коронавирусной инфекции в Сибирском федеральном округе можно охарактеризовать следующим образом. СФО на фоне столичных регионов (Москва, Санкт-Петербург) выглядит относительно благополучно. Особенно благополучная эпидемиологическая ситуация сложилась в Тыве и Республике Алтай, что объясняется, на взгляд авторов, двумя факторами: низкой плотностью населения и незначительным охватом людей тестированием. Лидером по числу зараженных в СФО является Красноярск. Ниже представлены данные по эпидемиологической ситуации в перечисленных регионах по оперативным данным на 12 декабря 2020 года (таблица 1).

Таблица 1.

Показатели заболеваемости и смертности от COVID-19 в субъектах федерации СФО

Субъект РФ

Население, чел.

Выявлено случаев:

Выздоровело

Скончалось

Человек

Удельный вес, %

Человек

Удельный вес, %

Человек

Удельный вес, %

Республика Алтай

220 181

12 118

5,50

11 680

5,30

124

0,06

Республика Тыва

327 383

13 448

4,11

12 320

3,76

140

0,04

Республика Хакасия

534 262

14 053

2,63

10 727

2,01

169

0,03

Томская область

1 079 271

20 648

1,91

15 908

1,47

190

0,02

Иркутская область

2 391 193

34 538

1,44

30 176

1,26

984

0,04

Красноярский край

2 866 255

39 910

1,39

32 559

1,14

1 329

0,05

Омская область

1 926 665

25 245

1,31

22 910

1,19

721

0,04

Алтайский край

2 317 153

28 132

1,21

26 056

1,12

641

0,03

Кемеровская область

2 657 854

22 693

0,85

19 150

0,72

415

0,02

Новосибирская область

2 798 170

24 629

0,88

20 297

0,73

820

0,03

 

В связи с тем, что республика Алтай является объектом интенсивного внутреннего туризма, Роспотребнадзором республики проводится комплекс противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение ввоза и распространения коронавирусной инфекции на территории региона.  Согласно распоряжению Главного санитарного врача республики, все граждане, прибывающие в регион, получают на руки постановление о самоизоляции по месту жительства на срок 14 дней [3]. По состоянию на 12 декабря 2020 года: разрешены занятия спортом на улице, пешие прогулки; возобновлена деятельность физкультурно-спортивных организаций, предприятий торговли непродовольственными товарами; работает ряд предприятий сферы услуг, образовательные организации, гостиницы, санатории, пансионаты, дома отдыха. Сохранен масочный режим в общественных местах и в транспорте. Аналогичные умеренные ограничения и послабления действуют в Алтайском крае [9], в Кемеровской области  [6] и в Республике Хакасия [8]. 

Указ губернатора Иркутской области [12] устанавливает следующий комплекс ограничительных и иных мероприятий:

  • всем гражданам при посещении магазинов и других организаций, в общественном транспорте использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (далее СИЗ);
  • при положительном результате тестирования на наличие COVID-19 сообщать эту информацию по SMS, WhatsApp, Viber работодателю, образовательным и медицинским организациям, а так же информацию о лицах, с которыми заболевший находился в контакте;
  • работодатели обязаны назначить должностное лицо, ответственное за взаимодействие с работниками, медицинскими организациями, органами роспотребнадзора, другими организациями в связи с выявлением у работников коронавирусной инфекции; проводить заключительную дезинфекцию помещений, где находился заболевший работник; направлять лиц, состоявших с заболевшим в контакте, на удаленный режим работы. Кроме того, в Иркутской области развернуто 39 COVID-ных стационара [1].

В Красноярском крае на уровне Правительства утверждены требования:

1.по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19;

2.по организации работы предприятий по техническому обслуживанию автомобилей с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

3.по организации работы ателье с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

4.по организации работы прачечных и химчисток с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

5.по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли;

6.по организации работы спортивных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19;

7.по организации работы парикмахерских, салонов красоты, косметических салонов с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Кроме того, граждане должны использовать маску при нахождении в общественном транспорте и такси, на остановочных пунктах, при посещении организаций, деятельность которых не приостановлена [2].

В Республике Тыва запретительные меры максимально жесткие: полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции; ограничение отпусков; медицинские осмотры и непрерывное наблюдение лиц, прибывающих в Тыву; утверждение перечня должностей, на которых работники могут действовать дистанционно; дежурство на трассе «Енисей» и того более 13 нормативных документов [5].

В Томкой области смягчение карантинных мер проходило поэтапно:

1 этап: разрешены прогулки на улице, работа небольших объектов непродовольственной торговли; возобновлена работа предприятий, деятельность которых не предполагает контактов с потребителями.

2 этап: разрешена работа объектов торговли большей площади и некоторых образовательных организаций; сохраняются ограничения по количеству лиц, которые могут одновременно находиться в помещениях.

3 этап: разрешена работа предприятий торговли и сферы услуг без ограничения числа посетителей, предприятий общественного питания, гостиниц; открываются парки и скверы [4].

В Омской области был введен следующий комплекс ограничительных мер:

  • с 1 октября 2020 года гражданам в возрасте старше 65 лет рекомендовано не покидать место проживания;
  • с 14 сентября отменена норма о социальном дистанцировании;
  • граждан при посещении магазинов, нахождении на остановках, при совершении поездок в общественном транспорте обязали использовать СИЗ;
  • юридическим лицам, ИП осуществляющим торговлю и оказывающим услуги, в том числе перевозки, не обслуживать граждан без СИЗ; обеспечивать тестирование на COVID-19 своих сотрудников не реже раза в два месяца; перевести работников по возможности на дистанционный режим работы; обеспечить термометрию работникам; при поступлении запроса Роспотребнадзора представлять информацию о контактах заболевшего COVID-19; обеспечить проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший; воздержаться от направления работников в служебные командировки;  
  • обязательно представление в Минтруд Омской области информации о численности граждан, въезжающих на территорию Омской области.
  • с 4 апреля по 21 июня 2020 года приостановлена деятельность дошкольных образовательных организаций [10].

С 18 марта 2020 года на территории Новосибирской области веден режим повышенной готовности. Юридическим лицам и ИП предписано приостановить деятельность по оказанию развлекательных услуг и предприятий общественного питания; религиозным объединениям не допускать проведения массовых религиозных обрядов; гражданам соблюдать дистанцию и использовать СИЗ; компаниям, осуществляющим межрегиональные перевозки необходимо сообщать в Роспотребнадзор сведения о водителях, пребывающих на территорию области и обеспечивать их изоляцию. Однако фитнес-центры и аквапарк продолжали работать [7].

Таким образом мы видим существенную дифференциацию по жесткости ограничительных мер в различных субъектах СФО, которые можно сгруппировать по данному признаку следующим образом:

  1. Субъекты с максимально жесткими ограничениями: республика Тыва и Омская область.
  2. Менее жесткие ограничения: республика Хакасия, Красноярский край, Новосибирская и Иркутская области.
  3. Умеренные ограничения: Алтайский край, республика Алтай и Кемеровская область.
  4. Минимальные ограничения: Томская область.

Рассмотрим взаимосвязь между эпидемиологической ситуацией в регионах и жесткостью вводимых ограничительных мер с использованием метода ранговой корреляции Спирмена, исходные данные отражает (таблица 2).

где:

rxy – коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

d – разница между рангами;

n – число коррелируемых пар.

Таблица 2.

Исходные данные для расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Субъект РФ

Суммарный эпид. показатель[1]

Группа по жесткости ограничительных мер

Ранги по ряду x

Ранги по ряду y

d

d2

x

y

Республика Алтай

5,56

3

10

8,0

2,0

4,00

Республика Тыва

4,15

1

9

1,5

7,5

56,25

Республика Хакасия

2,66

2

8

4,5

3,5

12,25

Томская облать

1,93

4

7

10,0

-3,0

9,00

Иркутская область

1,49

2

6

4,5

1,5

2,25

Красноярский край

1,44

2

5

4,5

0,5

0,25

Омская область

1,35

1

4

1,5

2,5

6,25

Алтайский край

1,24

3

3

8,0

-5,0

25,00

Кемеровская область

0,87

3

1

8,0

-7,0

49,00

Новосибирская область

0,91

2

2

4,5

-2,5

6,25

d2 = 170,5

 

Критическое значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена по В. У. Урбаху в данном случае равно 0,64 – 0,79, следовательно, полученный показатель является статистически недостоверным; на основании имеющихся данных невозможно судить о влиянии жесткости ограничительных мер на эпидемиологическую ситуацию по COVID-19.

По проведенному исследованию можно сделать следующие выводы. Ограничительные карантинные меры приводят к негативным экономическим последствиям: снижение объема ВВП, инвестиций, сокращение товарооборота, рост безработицы и другое. В субъектах СФО власти принимают меры государственного регулирования сложившейся проблемы разной степени жесткости. Сравнение этих мер позволило авторам сгруппировать регионы в четыре категории: самые жесткие ограничения, жесткие, умеренно жесткие и облегченный режим. Проведенный регрессионный анализ показал статистически недостоверную связь между жесткостью ограничительных мер и развитием эпидемиологической ситуации по COVID-19. Следовательно, органы государственной власти во избежание негативных экономических последствий могут сокращать объем ограничений.

 

Список литературы:
1. Иркутская область. Официальный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://irkobl.ru/coronavirus/ (Дата обращения: 12.12.2020)
2. Красноярский край. Официальный портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.krskstate.ru/ (Дата обращения: 12.12.2020)
3. Официальный интернет-портал Республики Алтай [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://altai-republic.ru/ (Дата обращения: 12.12.2020)
4. Официальный интернет-портал Администрации Томской области Электронный ресурс]. – Режим доступа https://tomsk.gov.ru/ (Дата обращения: 12.12.2020)
5. Официальный портал республики Тыва [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://gov.tuva.ru/ (Дата обращения: 12.12.2020)
6. Официальный сайт администрации Правительства Кузбасса [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ako.ru/ (Дата обращения: 12.12.2020)
7. Официальный сайт Правительства Новосибирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.nso.ru/ (Дата обращения: 12.12.2020)
8. Официальный сайт правительства Республики Хакасия [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://r-19.ru/ (Дата обращения: 12.12.2020)
9. Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://22.rospotrebnadzor.ru/ (Дата обращения: 12.12.2020)
10. Портал Правительства Омской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.omskportal.ru/ (Дата обращения: 12.12.2020)
11. Региональный бизнес-портал Сибирского Федерального Округа (СФО) [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttp://sfo.ru/region/ (Дата обращения: 12.12.2020)
12. Указ губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
13. Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»
14. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
15. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
16. Указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

[1] Суммарный эпидемиологический показатель – это простая сумма удельных весов выявленных случаев и летальности.