Статья:

Актуальные проблемы применения налога на добавленную стоимость в РФ

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Луценко А.Н., Чесноков С.В. Актуальные проблемы применения налога на добавленную стоимость в РФ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 50-55.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы применения налога на добавленную стоимость в РФ

Луценко Анна Николаевна
студент, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», РФ, г. Ростов-на-Дону
Чесноков Сергей Васильевич
канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Actual problems of value added tax application in Russia

 

Anna Lutsenko

student, Rostov state University of Economics (RINH), Russia, Rostov-on-don

Sergei Chesnokov

scientific supervisor, Ph. D., associate Professor, Rostov state University of Economics (RINH), Russia, Rostov-on-don

 

Аннотация. В статье доказана актуальность существующей проблематики налога на добавленную стоимость (НДС). Раскрыта сущностная характеристика природы НДС. Отражены положительные стороны применения налога. Проанализированы наиболее остро подня­тые общественностью проблемы администрирования НДС, возмещения налога из федерального бюджета и повышения процентной ставки налога. Предложены возможные пути оптимизации налогообложения НДС.

Abstract. The article proves the relevance of the existing problems of value added tax (VAT). The essential characteristic of the nature of VAT is revealed. The positive aspects of the tax application are reflected. The most acute problems of VAT administration, tax refund from the Federal budget and increase of the tax rate raised by the public are analyzed. Possible ways of optimization of taxation of the VAT.

 

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость; ставка налога; оптимизация налогообложения; возмещение НДС из бюджета; администрирование налога; экспорт товаров; импорт товаров.

Keywords: value added tax; tax rate; tax optimization; VAT refund from the budget; tax administration; export of goods; import of goods.

 

Чрезвычайно много спорных моментов возникает по поводу обсуждения налога на добавленную стоимость (или сокращенно НДС). Споры о целесообразности взимания налога, его эффективности, особен­ностях его администрирования, порядке исчисления, величине ставок и прочего ведутся еще с момента введения НДС в России, то есть с 1992 года. Пожалуй, этим и объясняется актуальность темы статьи. Данный налог один из самых важных и сложных, составляет основную доходную часть бюджета страны и, вместе с тем, существует много не решенных вопросов, касающихся НДС.

Для начала необходимо вникнуть в сущностную характеристику природы налога на добавленную стоимость. НДС представляет собой федеральный косвенный налог, который взимается с добавленной стоимости изготовленных на каждой стадии процесса производства товаров, работ и услуг и уплачивается при их реализации. То есть сумма налога уже заложена непосредственно в самой стоимости товара (услуги, работы). Производителями (организациями, индивидуальными предпринимателями) уплачивается в бюджет исчисленный налог с «приращенной» (добавленной) стоимости товаров и услуг на каждой из стадий их изготовления. Что же является добавленной стоимостью – об этом речь пойдет далее в статье. Однако по факту конечными плательщиками НДС выступают люди – потребители благ, которые оплачивают продавцам полную сумму НДС, заявленную в ценнике.

НДС весьма противоречивый налог, и, прежде чем рассматривать его спорную проблематику, стоило бы оценить массу благоприятных сторон данного налога. К его положительным качествам можно отнести следующее:

· во-первых, НДС выполняет очень значимую фискальную функцию, т. е. обеспечивает высокую доходность бюджета. Так, по данным ФНС РФ за период 2017 года НДС занял 4-е место среди федеральных налогов в пополнении консолидированного бюджета РФ - сбор составил 3,1 трлн руб., уступая налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 4 трлн руб., налогу на прибыль организаций (НПО) – 3,3 трлн руб. и налогу на доходы физлиц (НДФЛ) - 3,3 трлн руб. при общем объеме консолидированного бюджета 17,3 трлн руб. Важно заметить, что поступления НДС в бюджет страны в 2017 г. в сравнении с 2016 г. выросли на 15,5 %;

· во-вторых, НДС имеет самую распространенную налогообла­гаемую базу в отличие от других видов налогов. В состав базы входит реализация большого спектра товаров, работ и услуг, который определен Налоговым кодексом РФ;

· в-третьих, НДС гарантирует нейтральность налогообложения для плательщиков при условии его правильного применения. В данном тезисе имеется в виду, что каждый налогоплательщик (организация или ИП) освобождается от бремени фактической уплаты налога благо­даря механизму налогового вычета, и тем самым отсутствует ощутимое влияние на конкуренцию предпринимателей на рынке, на условия ведения их предпринимательской деятельности. Применение налогового вычета подразумевает, что налогоплательщик должен оплатить лишь ту сумму НДС в бюджет (или возместить из бюджета), которая является разницей между суммами НДС от реализации изготавливаемой продукции и суммами НДС при покупке товаров, работ, услуг, необходимых для производства реализуемой продукции. По итогу фактически бремя данного налогообложения ложится на конечного потребителя производственных благ, но не на предпринимателей;

· в-четвертых, НДС обеспечивает правильный механизм функ­ционирования международной торговли, в основе которого лежит действие принципа конечного пункта назначения. Смысл принципа заключается в том, что налоговым законодательством РФ предусмотрена нулевая ставка налога при экспорте товара (где конечным пунктом назначения потребления товара является заграница - здесь действуют уже налоги другой страны), а при импорте товара/услуги (где Россия выступает пунктом назначения) используются правила налогообложения страны-импортера, т. е. применяются ставки НДС для ввозимой продукции в нашу страну;

· в-пятых, нельзя не отметить и психологические преимущества НДС перед другими видами налогов. Так, высокое пополнение бюджета налогом достигается практически незаметно, поскольку люди, как конечные потребители, уплачивают НДС неосознанно, сумма налога заложена непосредственно в стоимости товара – в этом состоит принцип косвенного налогообложения. Благодаря данному принципу значительно уменьшается конфронтация общества при возможных изменениях ставки налога, а пополнение бюджета при этом будет гарантированным.

Но, несмотря на все плюсы рассматриваемого налога, необходимо рассмотреть и его проблемные стороны, которые порождают много­численные споры в законодательных и исполнительных органах нашей власти. Наиболее важные проблемы, связанные с исчислением и уплатой налога, можно объединить в 3 большие группы – это администрирование НДС, мошенничество с налогом и обремененность налогообложения.

НДС достаточно сложен в отношении исчисления налоговой базы и применения налоговых вычетов как для самих хозяйствующих субъектов, так и для контролирующих органов. Бухгалтеры и налоговые инспекторы должны обладать высококвалифицированными знаниями. Контролирующими органами в целях проверки правильности исчисления налога создаются и усовершенствуются компьютерные программы для автоматического сопоставления информации контра­гентов, предоставляемой налогоплательщиками (к примеру внедрение в инспекциях Автоматизированной системы контроля «НДС-2»); совершенствуется электронный обмен с хозяйствующими субъектами (предоставление в электронной форме деклараций по НДС, исполь­зование электронных счетов-фактур и пр.), вследствие чего требуется формирование огромных баз обслуживания и хранения данных; сотрудников налоговых инспекций также обязуют регулярно повышать свою квалификацию. А это, в свою очередь, влечет за собой исполь­зование больших трудовых и финансовых затрат для налоговых органов. По статистике с НДС связано около 80 % камеральных и 90 % встречных налоговых проверок. То есть все вышеизложенное указывает на проблему роста трудоемкости и денежных издержек администрирования НДС.

Кроме того, сложившаяся в нашей стране система контроля не обеспечивает в должной мере полноценное пополнение федерального бюджета, так как у налогообязанных предпринимателей существуют возможности использования особых схем ухода от обложения НДС и его необоснованного возмещения. А вот уже и другая проблема, которая плавно вытекла из несовершенства налогового администрирования, и связана данная проблема с мошенничеством в области применения налога.

В последнее время резко возросла доля возмещений НДС из бюджета. И нередко хозяйствующими субъектами используются незаконные схемы возмещений налога или же уклонений от его уплаты.

Так, одним из нелегальных вариантов может выступать создание фирм-однодневок (фиктивных покупателей и продавцов), зачастую создается целая длинная цепочка подобных фирм, которую очень сложно или даже невозможно проследить до конца, продаются друг другу дорогостоящие, облагаемые НДС товары, фальсифицируются документы, при этом посреднические фирмы-однодневки, приобретая товар, могут вообще не уплачивать в бюджет НДС, сдавать нулевую отчетность, а впоследствии на момент возмещения налога другой фирмой, установится факт ликвидации предыдущих фирм, но отказать в возмещении у налогового органа прав нет, поскольку на законодательном уровне не предусмотрена ответственность за проверку добросовестности контрагентов.

Также существуют и схемы незаконного возмещения НДС при экспорте товаров, при которых продажа товара оформляется на вывоз в другую страну, но по факту он остается в стране-экспортере.

Кроме перечисленных проблем, в настоящее время остро стоит вопрос предстоящего роста ставки НДС. С 1 января 2019 года прави­тельство планирует увеличить ставку налога с 18 до 20 % в целях большей собираемости федерального бюджета страны (за будущий год планируется собрать НДС порядка 620 млрд руб). Несмотря на то, что данный законопроект еще не до конца одобрен госдумой, необходимо выяснить, каковы могут быть последствия для деятельности фирм и граждан. НДС – это по сути антисоциальный налог, поскольку именно граждане являются конечными потребителями благ, в стоимости которых уже заложена сумма НДС. Повышение ставки свидетельствует о том, что на ряд товаров и услуг повысятся цены (за исключением социально значимых товаров, продуктов питания, детских товаров), а соответственно, снизится платежеспособность населения, то есть люди начнут экономить. В свою очередь низкая покупательная способность ведет к уменьшению и замедлению оборота в розничной торговле, а это в конечном итоге приведет к снижению производства данных видов товаров и услуг, от которых люди смогут отказаться, имея средний и низкий доход. В условиях и без того низкого уровня развития отечественного производства и недостаточного социального развития в России данная мера не благоприятна.

Таким образом, подводя общий итог по вопросам проблематики НДС, можно отметить, что в целях оптимизации налогообложения по налогу на добавленную стоимость необходимо ужесточить инструменты налогового администрирования, в том числе усилить меры по проверке добросовестности компаний и возложить законодательно ответствен­ность на предприятия по выбору недобросовестных контрагентов. Кроме того, следует организовать слаженную работу по контрольным проверкам между налоговыми, таможенными и иными администра­тивными органами. Также рекомендуется запретить принимать НДС к вычету тем, компаниям, которые осуществляют предоплату в счет будущих поставок товаров. Более того в целях предотвращения незаконного возмещения налога из бюджета, можно производить возмещение НДС в счет уплаты будущих платежей по налогу, но при этом не возвращая «живые» деньги на расчетные счета налогоплатель­щиков. А для пополнения государственной казны рекомендуется не увеличивать ставку НДС, а ввести иные налоги: налог на роскошь, прогрессивная шкала НДФЛ.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая. — М.: Издательство «Омега-Л», 2018. - 793 с.
2. Касьянова Г.Ю.: НДС для организаций и индивидуальных предпринимателей. М.: АБАК, 2016. – 712 с.
3. Щербакова И.Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решения // Вестник удмуртского университета. 2017. Т. 27, вып. 3. С. 66-72.
4. Официальный сайт Федеральная налоговая служба РФ — [Электронный ресурс] / ФНС России [сайт] 2018. — Режим доступа: http://www.nalog.ru. (Дата обращения 19.09.2018).