Статья:

Применение компьютерных технологий при обучении химии

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Химия

Выходные данные
Маркус К.А. Применение компьютерных технологий при обучении химии // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 36-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение компьютерных технологий при обучении химии

Маркус Кристина Андреевна
студент, БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье анализируется значение и эффективность применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современной школе. В результате проведенного эксперимента установ­лено, что использование ИКТ на уроках химии улучшает усвоение материала.

 

Ключевые слова: химия; информационно-коммуникационные технологии; образовательный процесс.

 

XXI век – век информационных технологий. С каждым годом компьютер занимает все более прочное место в нашей жизни, и поэтому было бы странно, если бы педагоги упускали возможность использования этого технического средства в учебном процессе.

Химия – один из самых сложных предметов в образовательной школе. Главной особенностью обучения химии является необходимость использования разнообразных форм наглядности во время всего урока. Именно компьютер может стать универсальным средством обучения, который можно применять на всех этапах урока:

· объяснить новую тему учителю помогут цветные рисунки и фото, схемы, таблицы, электронные энциклопедии и презентации (Power Point);

· закрепить полученный материал помогут виртуальные лабора­тории, тренажеры;

· для контроля знаний применяются компьютерные тестирования с использованием программы Power Point, составление кроссвордов – Excel, Word.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при обучении химии дает возможность:

· более широкого использования аудиовизуальных средств, что делает содержание изучаемого материала более наглядным, понятным и интересным;

· моделирования и исследования закономерностей, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

· воспроизведения сложных экспериментов;

· проведения быстрого и эффективного тестирования учащихся.

Занятия с применением ИКТ имеют существенное отличие от традиционной системы обучения. Теперь учитель не является основным источником знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей.

Опрос среди учителей химии г. Уфа показал, что только 35 % педа­гогов регулярно используют при обучении электронные средства.

Это обусловлено недостаточной технической подготовкой для использования современных методов обучения и нехваткой времени на их освоение.

Урок с использованием ИКТ поможет достичь максимального обучающего эффекта только в том случае, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов.

Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод.

Остановимся на проведении эксперимента в педагогической деятельности при изучении эффективности компьютерного обучения. Нами проводился эксперимент с целью определения эффективности различных методов обучения при обучении химии. В условиях экспери­мента выявлялась эффективность компьютерного обучения в сравнении с традиционными методами преподавания.

Эффективность использования ИКТ на уроках химии проверялась нами в ходе уроков химии в 9-х классах МБОУ «Школа № 45» г. Уфа. Во время проведения уроков использовались такие программы как Power Point, Exel, Word, Movie Maker.

Для эксперимента были выбраны два 9 класса: контрольный – 9В и экспериментальный 9Г классы. В контрольном классе обучение велось по стандартному методу (традиционным способом), а в экспе­риментальном классе с максимальным использованием компьютерных технологий.

Перед началом эксперимента проводилось уравнивание условий в обоих классах: классы мы подбирали примерно равные по успеваемости по химии и их общей подготовки по данному предмету.

В контрольном классе были проведены уроки с использованием традиционных методов обучении. Темами экспериментальных уроков я выбрала «Щелочноземельные металлы и их соединения» и «Алюминий. Его физические и химические свойства»

В экспериментальном классе были проведены уроки химии с компьютерной поддержкой, а именно с использованием мультимедиа. Составленные мультимедийные уроки представляют собой презентации (MS Power Point), видеофрагменты с химическими экспериментами (Movie Maker).

Благодаря этому учебный материал был представлен ярко и интересно в виде различных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопро­вождаемых словами диктора, музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности учащихся.

В качестве критерия эффективности компьютерной поддержки урока выступает успеваемость учащихся, которая оценивалась по пятибалльной системе. Сравнение результатов проводилось по контрольной работе после изучения выбранных тем. Оценки этих контрольных работ представлены в сводной таблице № 1. Результаты исследований показали, что учащиеся в экспериментальном классе лучше усвоили изученный материал, о чем свидетельствуют полученные оценки.

Таблица 1.

Результаты контрольной работы

Оценки

Классы

«Отлично»

5

6

«Хорошо»

10

11

«Удовлетворительно»

8

6

 

Также нами было проведено анкетирование в 9-х классах с целью выявления заинтересованности детей на уроке с компьютерной поддержкой с использованием следующих вопросов:

1.    Я лучше понимаю материал, представленный в форме презентации

А. согласен

Б. не всегда

В. Не согласен

2.    Я лучше запоминаю материал, представленный в форме презентации

А. согласен

Б. не всегда

В. Не согласен

3.    Мне интересны уроки химии с использованием презентаций и видеофрагментов.

А. да

Б. нет

По результатам анкетирования было выявлено, что большинство учащихся лучше понимают и запоминают материал в форме презентаций и видеофрагментов.

 

Список литературы:
1. Голобокова Т.Н. Использование компьютера на уроках биологии / Т.Н. Голобокова // Біялогія: праблемы выкладання. – 2003. – № 2. – С. 58–60.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. – М., 2003. – С. 183.
3. Маркова А.К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования / Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой; Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР, Научно-исслед. ин-т педагогической психологии Академии пед. наук ГДР. – М.: Педагогика, 1982. – С. 163-169.
4. Титов Е.В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии // Е.В. Титов, Л.В. Морозова. – М.: Академия. – 2010.