Статья:

Досуговая деятельность как средство социализации подростков с девиантным поведением

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Маркус К.А. Досуговая деятельность как средство социализации подростков с девиантным поведением // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 1(10). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 77-80.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Досуговая деятельность как средство социализации подростков с девиантным поведением

Маркус Кристина Андреевна
студент, БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассмотрена досуговая деятельность как средство социализации подростков с девиантным поведением.

 

Ключевые слова: девиантное поведение; подросток; преступление.

 

С каждым годом возрастает число подростков, которые не успевают в учёбе, употребляют наркотики и алкоголь, совершают различные преступления. Данные факты заставляют общество заду­маться, ведь от того, чем ребёнок занимается в свободное время, как организован его досуг, напрямую зависит его дальнейшее развитие, формирование мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, становление личностных качеств и в целом его положение в обществе.

Именно в подростковом периоде происходят существенные изменения, которые затрагивают различные аспекты – физиологию, психику и т. д. Происходит гормональная перестройка организма, переход из «детства» к некой самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности – все эти факторы делают подростка особенно податливым и уязвимым к различным негативным явлениям общества.

Обычно под девиантным поведением понимается негативное (отрицательное) отклонение, которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам. В его основе лежат нравственно отрицательные поступки и явления, которые стали привычными и систематическими.

Девиантное поведение подростков достаточно распространённое явление, которое сопровождает весь процесс зрелости и социализации. Появление новой ведущей деятельности обусловлено изменением социальной ситуации развития. У подростка появляются потребности найти и защитить своё место в окружающей среде, выйти за рамки школы, интегрироваться во взрослую жизнь.

Одним из видов профилактики девиантного поведения и право­нарушений несовершеннолетних является организация досуговой деятельности детей «группы риска».

Досуговая деятельность выступает важным средством социали­зации подростка и развития его мировоззрения. Она строится во время взаимодействия двух процессов: индивидуализации и социализации. Один из процессов способствует образованию индивидуального способа взаимодействия, другой же помогает формированию социальной сущности. Стоит также отметить, что процесс социальной деятельности способствует формированию личности подростков.

В современных условиях возникает необходимость поиска новых организационных форм вовлечения подростков, особенно с девиантным поведением, в досуговую деятельность с целью формирования здорового образа жизни, отвлечения их от вредных привычек, и предупреждения совершения правонарушений.

Следует заметить, что организационные формы работы с подростками с девиантным поведением должны быть направлены на развитие их познавательных способностей, в рамках психического и физиологического развитий, в процессе вхождения его в мир взрослых людей. Только дифференцированные формы воздействия будут способствовать благоприятному развитию подростка.

Включение и привлечение подростков в кружки, секции через мероприятия художественной, просветительской (социально-педагогической), патриотической, спортивной, профилактической направленности дают положительный результат.

Одной из форм воздействия, имеющей эмоциональные средства, при помощи которых сообщаются те или иные события, является художественная. К художественной форме можно отнести: литера­турные вечера, массовые представления, какие-либо зрелищные мероприятия, которые имеют соревновательный характер, либо глубокий лиризм, а также музыку, вокал, театр, хоровое пение, хореографию и др.

Также следует отметить, что к следующим формам можно отнести просветительские (социально-педагогические) формы, в которые входят беседы, лекции, диспуты, экскурсии. В ходе дискуссии либо диспута подросток не только узнаёт что-то новое, но и формирует собственную точку зрения.

В досуговой деятельности подростков также можно встретить познавательно-развлекательную форму воздействия, имеющую значимую роль в развитии. Именно в подростковом возрасте игра теряет свою «таинственность» и «сказочность», а также одновременно на передовую позицию выходит познавательный характер данной деятельности.

Значительный интерес у подростков, в том числе и с девиантным поведением, вызывает и такая форма организации досуга, как дискотека-клуб, имеющая два вида: танцевально-развлекательный, просветительно-образовательный. Один вид способствует развитию музыкального вкуса, другой не имеет четкой цели, но сопровождается какой-либо тематикой.

Данные формы деятельности имеют основную цель, которая заключается в построении взаимоотношения подростка с социальной средой, а также обществом.

Спортивно-оздоровительная деятельность также является очень важным видом занятости свободного времени несовершеннолетних. В рамках профилактической внеурочной работы на базе общеобра­зовательных учреждений проводятся акции, тематические декадники, круглые столы, конкурсы по пропаганде здорового и безопасного образа жизни, функционируют различные спортивные секции. Формирование здорового образа жизни, который включает оптимально построенный режим дня (учёбы, отдыха), закаливание, правильное питание, занятия физическими упражнениями, должен быть составным элементам деятельности каждого из социальных институтов.

Одним из основных направлений культурно-досуговой деятель­ности в педагогическом процессе, которое является необходимым как для воспитания, так и для самовоспитания подростка является гражданское и нравственно-патриотическое воспитание подростков, способствующее развитию гражданской активности, любви к Родине, формированию научного мировоззрения подростка. Данное направление реализуется путём организации различных видов деятельности, которые направлены на освоение знаний о культуре и истории народов России, своём родном крае; на знакомство с историей своей семьи, уважения к труду окружающих, и стремления участвовать в нём. Основной принцип нравственно-патриотического воспитания – воспитание на положительных примерах. В качестве форм здесь используют: викторины, беседы, лекции, диспуты, конкурсы сочинений, встречи с ветеранами войны, ведение кружков туристско-краеведческой и патриотической направленности.

Не менее важным направлением организации культурно-досуговой деятельности подростков является трудовое воспитание, имеющее своей целью содействие в профессиональной ориентации подростков. Для подростков, немаловажное значение имеют экскурсии на производственные участки, встречи с представителями различных профессий, кружки технической направленности. В летний период, несовершеннолетних группы риска временно трудоустраивают, и закрепляют за ними социальных педагогов, которые отслеживают занятость подростков.

В периоды школьных каникул несовершеннолетние также не остаются без внимания. В образовательных организациях продолжают работать различные кружки и секции, проводятся спортивные соревнования, организовываются походы в музеи, кинотеатры, военно-патриотические сборы (к примеру, Управлением образования городского округа город Уфа, совместно с Комитетом по делам молодежи в целях профилактики правонарушений ежегодно проводятся военно-патриотические сборы «Заря», и профильные смены для подростков «группы риска» в загородном муниципальном лагере «Чайка».

Подытожив вышесказанное, делаем вывод, что все направления организации досуговой деятельности взаимозависимы и взаимосвязаны. Все реализуемые мероприятия носят положительную направленность и позволяют повысить уровень духовно-нравственной ориентации личности подростка, дать необходимые знания, умения и навыки для успешной адаптации в социуме.

 

Список литературы:
1. Беженцев А.А. Культурно-досуговая деятельность несовершеннолетних в летний период как фактор формирования правопослушной личности подростков/ А.А.Беженцев // Безпризорник /-2015. -№ 1. С. 59-63.
2. Миханова Н.С. Влияние подросткового возраста на девиантное поведение поведение несовершеннолетнего правонарушителя/Н.С.Миханова// Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей / -2016. -№ 1. С. 181-184.
3. Ральникова Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и явления/ Л.А. Ральникова // Северо-кавказский психологический вестник /-2015. - № 3. С. 34-41.