Статья:

Проблема эвакуации в музеях

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Трофимов М.В. Проблема эвакуации в музеях // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 38-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема эвакуации в музеях

Трофимов Максим Владимирович
студент, Академия государственной противопожарной службы МЧС России, Россия, г. Москва

 

Аннотация. В статье описаны различные технические и организа­ционные меры по эвакуации людей и культурных ценностей из музеев, как при пожарах и стихийных бедствиях, так и при введении военного или чрезвычайного положения. Приведен список руководящих доку­ментов в этой сфере.

 

Ключевые слова: эвакуация; музей; пожар; стихийное бедствие.

 

Проблема эвакуации в музеях имеет много аспектов. Во-первых, это эвакуация людей и ценностей из музеев в случае пожара или иного стихийного бедствия (теракта, техногенной катастрофы). На этот случай должны быть приняты соответствующие организационные и технические меры. План эвакуации из помещений должен находиться на видном месте для всеобщего обозрения. Количество посетителей, которые одновременно находятся в залах музея, не может быть больше, чем установлено соответствующими нормами. Это делается для того, чтобы можно было организовать безопасную эвакуацию, при пожаре. Размеры эвакуационных путей и выходов необходимо сделать такими, чтобы можно было эвакуировать людей из музейных залов за заданный промежуток времени. Другой аспект этой проблемы - сохранение музейных ценностей при военном или чрезвычайном положении. В этих случаях эвакуировать музейных ценностей в безопасные места - это значит сохранить их. Главное здесь – вывезти бесценные реликвии из опасных зон. Согласно руководящим документам, эти ценности разделяются на 3 группы: 1-я: экспонаты, имеющие мировое значение; 2-я группа: экспонаты общероссийского значения; 3-я группа: экспонаты, не вошедшие в 1 или 2 группу.

Эвакуируются только экспонаты, относящиеся к 1 и 2 группам. Чтобы своевременно и безопасно вывезти такие реликвии, органы власти субъектов Российской Федерации, местные органы заранее выискивают и назначают безопасные районы, где выбираются и оборудуются специальные базы для хранения вывозимых музейных экспонатов и ценностей. Туда выезжают компетентные специалисты, осуществляющие подбор этих объектов, определяющие необходимый объем работ по их подготовке. Сразу определяется и перечень необходимые работ по подготовке маршрутов перевозки.

В федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28 «О гражданской обороне», постановлениях правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303 «О порядке эвакуации» определены необходимые мероприятия для защиты и сохранения музейных реликвий от всяких опасностей, неизбежно присутствующих во время войны или других чрезвычайных ситуаций. Для этого предусмотрено следующее:

Составление списка ценностей, относящихся к 1-й, 2-й и 3-й группам;

Разработка документов, где распланированы все необходимые действия.

Планирование нужных сил и средств для погрузки, сопровождения, охраны при эвакуации. Осуществление контроля движения эвакуи­руемых ценностей; проведение учений и тренировок по выполнению запланированных эвакуационных мероприятий; заранее подготавли­ваются все необходимые упаковочные средства, за соответствующими организациями закрепляются пункты эвакуации и базы хранения.

Отбор музейных ценностей, подлежащих эвакуации, производится по оценкам экспертов из соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных органов, организаций культуры. В составленных списках указывается группа, количество, а также вес и габариты предметов хранения.

На основании этих списков определяется потребность в упаковке, таре, необходимом количестве сопровождающих лиц, нужном транс­порте, хранилищах.

Изучается воздействие различных поражающих факторов на дан­ный объект культуры в период военных действий или чрезвычайных ситуаций. В указанных планирующих документах перечислены перечень выполняемых работ, расчет необходимого времени, сил и средств для их выполнения. Подготовка районов предстоящей эвакуации, ее планирование, подготовка и проведение возлагаются на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные органы, руководителей соответствующих организаций культуры. В организации, имеющей музейные ценности, подлежащие эвакуации, разрабатывается план эвакуации этих ценностей. При разработке плана эвакуации необходимо рассчитать возможности штатных сотрудников, потребность в дополнительных силах и средствах на период эвакуации, источники их получения. Работы по защите эвакуируемых ценностей могут планироваться или параллельно или последовательно, исходя из обстановки, а также наличия сил и средств. В плане эвакуации указываются также транспортные средства (вид и нужное количество) для перевозки данных ценностей. Одним из основных способов защиты от поражения людей при чрезвычайных ситуациях является своевременная эвакуация и рассредоточение персонала учреждений и жителей из опасных районов и зон бедствий. Эвакуация – это комплекс мероприятий для организации вывоза или вывода персонала учреждений и жителей из зон чрезвычайных ситуаций (вероятных чрезвычайных ситуаций) и жизнеобеспечение эвакуиро­ванных в районе их размещения. В каждом музее разрабатывается и утверждается поэтажный план эвакуации людей, фондов и других ценностей. Рассмотрим проблемы эвакуации в музеях при чрезвычайных ситуациях.

Чаще всего это может быть пожар. Для предотвращения пожаров должны приниматься все меры. Здание музея должно отвечать всем требованиям безопасности при пожаре, оно должно быть изолированным, выполненным из негорючих материалов (кирпич, камень), с железо­бетонными перекрытиями, несгораемой крышей, центральным водяным отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией. Музейные здания должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением, сред­ствами пожаротушения и связи. У телефонных аппаратов должны быть вывешены номера телефонов ближайших пожарных частей вместе с информацией о способах вызова пожарной команды. Должна быть обеспечена возможность свободного доступа и подъезда пожарных машин к музейным объектам. В музейных зданиях и помещениях должно быть только электрическое освещение. Кроме основного освещения должно быть автономное аварийное освещение [8, с. 22].

У музейных помещений должны иметься достаточно удобные выходы к лифтам и лестничным клеткам, естественная и принуди­тельная вентиляция. Для курения должны выделяться специально оборудованные места.

Эксплуатация зданий и помещений музея, которые связаны с массовым пребыванием людей, допускается только с разрешения органа Государственной пожарной службы. Приказом директора назначаются должностные лица, ответственные за пожарную безопасность на всех объектах музея. Все объекты и помещения музея оборудуются пожарной сигнализацией. В каждом музее разрабатывается и утверждается поэтаж­ный план эвакуации людей, фондов и других ценностей. У главного хранителя и на каждом этаже на видном месте вывешиваются копии плана эвакуации.

Если говорить об особенностях вынужденной эвакуации при пожаре, то следует отметить, что уже в начальной стадии пожара людям угрожает опасность. Пожар обычно сопровождается выделением сильного тепла, различных продуктов полного и неполного сгорания, в том числе токсических, обрушением конструкций. Все это угрожает здоровью и жизни человека. Поэтому при проектировании зданий должны приниматься меры, чтобы процесс возможной эвакуации проходил максимально быстро.

Следующая особенность вынужденной эвакуации при пожаре состоит в том, что движение людей при пожаре в силу угрожающей опасности начинается одновременно в одном направлении, в сторону выходов. Проходы быстро заполняются людьми. С увеличением плотности скорость движения в потоке людей снижается. Это создает определенный ритм и объективность процесса движения при вынужденной эвакуации. Произвольный характер процесса эвакуации становится невозможным.

Поэтому при проектировании музейных зданий должны быть предусмотрены достаточно благоприятные пути эвакуации людей при любых чрезвычайных ситуациях. Необходимое количество эвакуацион­ных выходов, их размеры определяются в зависимости от возможного числа эвакуирующихся людей и максимально допустимого расстояния от наиболее удаленного места скопления людей. Каждое музейное здание, сооружение или строение должны иметь объемно-планировочное решение и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающих безопасную эвакуацию. В помещениях музея должны быть организованы проходы (они будут являться эвакуацион­ными путями), не заставленные музейными экспонатами и по ширине удовлетворяющие условиям безопасной эвакуации в зависимости от числа посетителей.

Количество посетителей в помещениях музея не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного специальным расчетом. Максимальное количество людей, одновременно находящихся в помещениях, должно ограничиваться, чтобы на одного человека приходилось не менее 0,75 м2 свободной площади помещений. Путем эвакуации может быть и путь движения людей из зала. Максимальное расстояние до эвакуационного выхода установлено нормами в зависимости от объема зала и класса здания. Движение людей при эвакуации должно осуществляться по маршрутам, установленным планом эвакуации. Пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с нормативами.

Показателем эффективности процесса вынужденной эвакуации можно считать время, в течение которого люди, находящиеся в помещениях, могут при необходимости покинуть их или все музейное здание в целом. Безопасная эвакуация людей из музейных зданий и строений при пожаре считается оптимальной, если интервал времени с момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает продолжительности появления опасных для человека воздействий пожара. Если безопасная эвакуация невозможна, должна быть обеспечена защита людей путем применения систем коллективной защиты [11, с. 17].

При пожаре в музейном корпусе пожарные подразделения, прибыв на место пожара, немедленно связываются с персоналом музея, определяют наличие людей, застигнутых пожаром, необходимость и способы их спасения; места расположения самых ценных экспонатов и степень угрозы им. При пожарах в музейных учреждениях необхо­димое развертывание пожарных расчетов во всех случаях не должно нарушать нормального хода работ по эвакуации и спасанию людей.

Если есть угроза людям, немедленно организуется их эвакуация с помощью персонала музея и принимаются меры к предотвращению паники. При наличии реальной угрозы от огня и дыма для посетителей и сотрудников, если пути эвакуации отрезаны, то спасение людей из этих помещений осуществляют пожарные. В первую очередь эвакуи­руются люди из тех мест, которые наиболее задымлены и где резко повысилась температура. Если появились признаки паники, все усилия пожарных подразделений направляются для организации четкой эвакуации. Личный состав этих подразделений расставляется на путях эвакуации для обеспечения спокойного выхода людей из опасных мест. Самые опытные работники пожарной охраны направляются для пресечения паники, при этом могут использоваться электромегафоны и подача пожарных стволов для тушения видимых очагов горения. Одновременно осматриваются задымленные помещения с целью поиска людей, потерявших сознание [1, с. 12].

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ. 
2. Постановление правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и от 26 ноября 2007 г. 
3. Федеральный конституционный закон от 01.01.01г. №1-ФКЗ «О военном положении» (с последующими изменениями).
4. Федеральный конституционный закон от 01.01.01г. № 3-ФКЗ «О чрезвы-чайном положении» (с последующими изменениями).
5. Федеральный закон от 01.01.01г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (с последующими изменениями).
6. Гаагская конвенция 1954 года «о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».
7. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята 16.11.72 г. на 17 сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО.
8. Единые правила организации формирования, учета, сохранения и исполь-зования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации. Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 842 от 8 декабря 2009 г. 
9. ГОСТ 12.1. 004-91. Пожарная безопасность. Общие требования.
10. СНИП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
11. Копылов В.А. Исследование параметров движения людей при вынужденной эвакуации -М.: МИСИ, 1984.
12. Барабаш В.И. Психология поведения при пожаре. Пожарное дело. - 1988. -№ 3.