СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ОКАЗАНИЮ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Конференция: LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Секция: Общественное здоровье и здравоохранение
LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ОКАЗАНИЮ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
SOCIAL READINESS OF TEACHERS TO PROVIDE EMERGENCY CARE TO CHILDREN
Anelia Mapitova
Teacher of special disciplines, Public State Enterprise on the Right of Economic Management Pavlodar Higher Medical College, Republic of Kazakhstan, Pavlodar
Karlygash Dosbergenova
Teacher of special disciplines, Public State Enterprise on the Right of Economic Management Pavlodar Higher Medical College, Republic of Kazakhstan, Pavlodar
Аннотация. В статье произведена оценка готовности педагогов г. Павлодар к проведению реанимационных мероприятий при внегоспитальной остановке кровообращения во время учебного процесса; изучены факторы, определяющие мотивацию педагогов к оказанию помощи. Своевременность и эффективность оказания первой помощи очевидцем происшествия до прибытия бригады скорой помощи – залог благоприятного исхода экстренной ситуации. В этой связи необходимо уделять особое внимание повышению грамотности населения по владению навыками первой помощи при внезапной остановке сердца и других распространённых неотложных состояниях.
Abstract. The article evaluates the readiness of teachers in Pavlodar to carry out resuscitation measures in case of extra-hospital circulatory arrest during the educational process; the factors determining the motivation of teachers to provide assistance are studied. The timeliness and effectiveness of first aid provided by an eyewitness to the incident before the arrival of an ambulance team is the key to a favorable outcome of an emergency situation. In this regard, it is necessary to pay special attention to improving the literacy of the population in the possession of first aid skills in case of sudden cardiac arrest and other common emergency conditions.
Ключевые слова: неотложная помощь; остановка сердца; реанимация; педагоги, социальная готовность.
Keywords: Emergency care4 cardiac arrest; intensive care; teachers4 social readiness.
Введение. Немедленное начало сердечно-легочной реанимации при внегоспитальной остановке кровообращения в несколько раз увеличивает вероятность благоприятного исхода, однако частота выполнения сердечно-легочной реанимации свидетелями остановки сердца остается низкой.
Статья 48 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» Закона Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.) накладывает определенные требования на деятельность педагогов в нашей стране. Подразумевается, что во время учебного процесса обучающиеся имеют право на получение неотложной помощи в случае возникновения экстренной ситуации. Как правило, значительная ответственность возлагается на преподавателей, которые обязаны обеспечить безопасность учебного процесса. Зачастую на местах нет четкого понимания по правилам оказания неотложной помощи, что порождает, в свою очередь, достаточно формальный подход к обучению педагогов навыкам первой помощи. При этом совершенно упускаются из программ обучения вопросы повышения готовности педагогов к оказанию первой помощи. Эта проблема и обуславливает актуальность нашего исследования.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций прикладного характера, направленных на повышение грамотности профессорско-преподавательского состава вузов и колледжей г. Павлодар в вопросах проведения реанимационных мероприятий во время учебного процесса и профессиональных практик.
Уменьшение числа летальных случаев от сердечно-сосудистой патологии – приоритетная задача здравоохранения, которая затрагивает не только вопросы разработки новых лечебных и диагностических подходов к данной патологии, но и оптимизацию организации помощи на различных этапах ее оказания.
Определение социальной готовности педагогов к оказанию неотложной помощи. Социальная готовность к оказанию неотложной помощи представляет собой готовность индивида к новым формам деятельности, новому восприятию ситуации и реагированию на нее определенным образом.
Для определения готовности к оказанию неотложной помощи необходимо было выбрать основной определяющий компонент. В этом ключе было принято решение исследовать навыки проведения базовых реанимационных мероприятий и субъективную оценку умений среди педагогов школ г. Павлодар.
Исследование было проведено на добровольной основе с сохранением анонимности респондентов. В качестве платформы для проведения анкетирования была использована программа SURVIO, являющаяся наиболее популярной и удобной в использовании.
Количество респондентов, согласившихся принять участие в исследовании, составило 116 человек. В данном исследовании не учитывались такие критерии как половая принадлежность респондентов, возраст, семейное положение и сфера преподаваемой деятельности. Т.е. определение социальной готовности включало общие показатели, отражающие в целом картину данной проблемы.
Анкета для анонимного исследования явилась прототипом социального опроса, проведенного в 2017 году на базе Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут, Российская Федерация. В указанном исследовании были охвачены все педагоги города, в том числе и среднеобразовательных учреждений.
Компоненты социальной готовности оценивались по субъективной и объективной оценке знаний и умений по оказанию первой помощи. Первая часть анкеты подразумевает субъективную оценку готовности к оказанию первой помощи. Вторая часть анкеты содержит вопросы, позволяющие объективно оценить минимальные базовые знания в области оказания неотложной помощи.
Дальнейшая непрерывная работа над данным исследованием позволит более полно оценить картину и даст возможность проводить оценку умений и навыков с применением симуляционных технологий.
Субъективная оценка позволила продемонстрировать как сами респонденты оценивают собственные умения в проведении непрямого массажа сердца.
Большинство участников исследования, а именно 55%, отмечают, что они владеют некоторым количеством информации о правилах проведения массажа сердца, но при этом они не уверены, что умеют его делать. Иными словами, они обладают определенным количеством информации, но сомневаются в своей способности применить эти знания на практике.
20% опрошенных указали, что умеют делать непрямой массаж сердца и знают все правила его проведения. Еще 15% утверждают, что знают совсем мало информации о правилах проведения непрямого массажа сердца и не умеют его делать. Также 10% респондентов и вовсе не имеют понятия о необходимых действиях во время проведения непрямого массажа сердца.
Искусственную вентиляцию легких умеют проводить и знают все правила уже 15% опрошенных; 40% не уверены, что смогут произвести необходимые действия на практике, но при этом обладают некоторой информацией. И 15% опрошенных понятия не имеют о том, что нужно делать и каковы правила.
Также участникам исследования было предложено оценить собственные знания по проведению сердечно-легочной реанимации используя шкалу из 5 баллов: на «отлично» оценили свои знания 15% исследуемых; на оценку 4 оценивают свои знания 25% участников анкетирования. Больше всего респондентов, а именно 30%, считают, что уровень их знаний в проведении базовой сердечно-легочной реанимации соответствует оценке «удовлетворительно».
Неудовлетворительными посчитали собственные знания в вопросах оказания неотложной помощи суммарно 30% исследуемых, причем 10% из них оценили себя минимальным баллом.
Говоря об объективных показателях касательно знаний правил проведения базовой сердечно-легочной реанимации результаты показали следующее:
50% опрошенных показали знания относительно диагностики внезапной остановки сердца: диагностировать остановку сердца можно по отсутствию жизненно важных показателей, таких как отсутствие пульса, дыхания, реакции зрачков на свет и сознания. Поровну расположились показатели среди тех, кто считает, что критерием остановки сердца помимо потери сознания являются судороги и пятна на теле (по 15% каждая категория), а также нашлись и те, кому достаточно потери сознания (15%) чтобы заподозрить остановку сердца.
Оценивая знания респондентов в вопросах проведения базовой сердечно-легочной реанимации были заданы вопросы о количестве компрессий грудной клетки и искусственной вентиляции легких: правильное соотношение этих параметров, а именно 30:2, знает лишь треть исследуемых.
Немаловажную роль в оказании неотложной помощи играет скорость реакции на обстановку. В одном из вопросов анкетирования нас интересовало какими будут самые первые действия респондентов при обнаружении пострадавшего от электрического тока: 45% участников исследования отметили, что попытаются прекратить контакт пострадавшего с электрическим проводом при помощи подручных средств, которые не способны проводить электрический ток; 35% респондентов указали, что будут звать на помощь и звонить по номеру 103, что приведет к потере драгоценного времени; еще 20% считают, что помочь пострадавшему можно только путем отключения подачи электричества, что тоже затрачивает достаточно много времени.
Данные показатели отражают картину низкой реакции на критические ситуации и позволяют сделать выводы о том, что участники исследования не обладают скоростью реакции на потенциально опасную обстановку и медлят с оказанием неотложной помощи, теряя время.
Важным в оказании неотложной помощи является умение распознать опасное для жизни пострадавшего состояние. Обморок имеет яркие отличия от внезапной остановки сердца. 55% респондентов данные отличия указали верно – пульс и дыхание сохраняется при обмороке. Еще 20% выбрали вариант ответа, согласно которому человек после обморока самостоятельно придет в сознание. Фактически вариант ответа тоже подходит под правильный, но с единственной оговоркой – во время оказания помощи недопустимо надеяться на самостоятельное восстановление сознания и человек, оказывающий помощь, должен четко различать два этих состояния по более точным показателям.
15% исследуемых считают, что при обмороке будет пониженное давление. И этот вариант отчасти верен, если исключить тот факт, что измерять давление в этот момент нецелесообразно.
Несмотря на результаты двух предыдущих показателей абсолютное большинство исследуемых считают, что остановка сердца влечет за собой моментальную смерть пострадавшего. Такой вариант ответа выбрали 60% респондентов.
Основными источниками информации о правилах оказания неотложной помощи для участников исследования являются, в большинстве своем, социальные сети – этот вариант выбрали 47% респондентов, телевизионные программы и передачи – 38% респондентов и информация от знакомых – 33%.
Среди источников также отмечены специализированные сайты (5%), специализированная литература (12%) и даже интуитивное познание (16%).
При этом достоверную и актуальную информацию можно получить зачастую лишь на обучающих курсах по оказанию неотложной помощи под руководством опытного инструктора. Такой вариант ответа оказался подходящим лишь для 2% участников исследования.
Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы, что отсутствие системы подготовки педагогов по направлениям оказания неотложной помощи, существенно снижает безопасность образовательного процесса в случае возникновения угроз жизни и здоровью обучающихся. Это требует дополнения существующей системы подготовки педагогических кадров вопросами оказания первой помощи и, в частности, сердечно-легочной реанимации. Формирование знаний по первой помощи на основе ежегодного краткого инструктажа и периодического (один раз в пять лет) обучения навыкам не позволяет сформировать готовность педагогов вузов к реальному применению полученных знаний. Тем более данная система не может сформировать необходимые навыки, что, и показано в проведенном исследовании на примере сердечно-легочной реанимации. Необходимо поставить под сомнение и тот факт, что ввиду низкой заинтересованности данным вопросом, обучение может не соответствовать всем предъявляемым требованиям. Качество подобного обучения, если оно проходит, находится под сомнением. Обучение педагогов образовательных учреждений разных уровней должно происходить под контролем квалифицированных инструкторов, имеющих опыт оказания неотложной помощи. Учитывая кадровый дефицит и нехватку человеческих ресурсов, можно воспользоваться альтернативным вариантом.
Каскадный метод обучения пользуется в настоящее время популярностью, а значит заниматься обучением педагогов необходимо поэтапно, привлекая к сотрудничеству волонтеров, студентов и выпускников КГП на ПХВ «Павлодарский медицинский высший колледж». Студенты и выпускники медицинского колледжа не раз демонстрировали на практике и во время прохождения объективного структурированного клинического экзамена высокие навыки по оказанию неотложной помощи, а значит они смогут выступить в качестве помощников опытных инструкторов.
Обучение необходимо проводить в 3 этапа:
- Теоретическая основа. Изучение теоретического материала с применением методик эффективного запоминания;
- Практико-ориентированное обучение. Отработка навыков с использованием манекенов и муляжей, разбор клинических случаев, разбор нестандартных ситуаций;
- Плановые учения, аналогичные учениям по пожарной безопасности.
При этом следует учесть, что обучению должны подлежать не только педагоги высших учебных заведений, но и других уровней образовательных ступеней: воспитатель в детских садах, учителя в школах, преподаватели в колледжах и др.
Для большей заинтересованности в вопросах оказания неотложной помощи следует включить в образовательные программы факультативы и темы классных часов по повышению грамотности в вопросах первой помощи. Этот способ способствует повышению мотивации педагогов к обучению и к тому же заинтересует самих обучающихся.