Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Общественное здоровье и здравоохранение

Выходные данные
Омаров И.Т. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / И.Т. Омаров, В.Б. Камхен, Э.Т. Ауезова, О.К. Ешмагамбетов // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам LXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(67). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Омаров Исраил Тохтабекович
магистрант, Казахскиий национальный университет им. Аль – Фараби, ЕМВА - Деловое администрирование здравоохранении, Казахстан, г. Алматы
Камхен Виталий Брониславович
PhD, доц., Казахскиий национальный университет им. Аль – Фараби, Казахстан, г. Алматы
Ауезова Эльмира Тугельбаевна
PhD, Казахскиий национальный университет им. Аль – Фараби, Казахстан, г. Алматы
Ешмагамбетов Олжас Кайратович
магистр, здравоохранения по специальности Общественное здравоохранение, Казахскиий национальный университет им. Аль – Фараби, Казахстан, г. Алматы

 

Аннотация. В современной динамичной среде здравоохранения повышение конкурентоспособности становится ключевой задачей для медицинских организаций. Настоящий литературный обзор направлен на анализ актуальных вопросов, связанных с этой проблемой, включая стратегические подходы, инновационные технологии и управленческие практики, направленные на улучшение качества услуг и эффективности системы здравоохранения.

 

Ключевые слова: конкурентоспособность, медицинская организация, здравоохранение.

 

В связи с тем, что медицинские организации становятся частью рыночной экономики, появляется необходимость эффективного использования имеющихся ресурсов и создания новых конкурентных преимуществ [1]. Это связано с постепенным увеличением расходов на здравоохранение, которые свидетельствуют о желании правительства улучшить материально-техническую базу и усилить конкурентоспособность системы здравоохранения в целом. [2,3]

Вместе с тем здравоохранение западных стран движется к пациентоориентированной медицине, что приводит к необходимости объединения и интеграции процессов в лечебно-профилактических учреждениях.

В современных цивилизованных странах здравоохранение считается одной из важнейших отраслей в развитии экономики. Финансирование здравоохранения до 4% ВВП приносит стране прирост ВВП на 4,5 долларов на каждый вложенный в здравоохранение доллар США. На уровне государственных решений правительство Республики Казахстан разработало и приняло государственную программу развития здравоохранении, проведя значительную модернизацию системы здравоохранения на 2011-2015 гг. и продолжая эту работу в рамках государственной программы "Денсаулык" на 2016-2019 годы. Однако, медицина является отраслью постоянного развития, и процесс совершенствования системы идет непрерывно. Для достижения целей развития Казахстан должен преодолеть разрыв в развитии между странами ОЭСР и Казахстаном во всех отраслях и сферах деятельности, в том числе в здравоохранении, формируя конкурентоспособное здравоохранение. Участие здравоохранении в процессах глобализации приводит к усилению конкуренции, и победившие в борьбе получают возможности для модернизации производства, сохранения рабочих мест и увеличения доходности учреждения. Сегодня термины "конкуренция" и "конкурентоспособность" тщательно изучаются в научных кругах и широко применяются в экономической литературе.

Уже с А. Смита началось развитие теорий конкурентоспособности, который в своих трудах описал факторы, определяющие доминирование стран в мире торговли (земля, капитал, природные ресурсы и труд) и сформулировал теорию абсолютных преимуществ. Важным аспектом благосостояния наций является не количество накопленного золота, а способность страны производить товары и услуги более эффективно и дешевле, чем другие, что позволяет ей иметь абсолютное преимущество. А. Смит считал, что конкуренция представляет собой правильное соперничество между продавцами, которые стремятся контролировать рынок путем изменения цен в зависимости от спроса на товары. Основным способом борьбы за победу на рынке является установление цен. [8].

Согласно Дж. Стиглеру, конкуренция является процессом реакции на появление новых игроков на рынке и способ достижения нового равновесия, который основывается на борьбе между конкурентами за достижение относительных преимуществ. [9].

Д. Риккардо продолжил развитие теории А. Смита, создав более полную теоретическую модель совершенной конкуренции. Он доказал, что страна может иметь выгоду от международной торговли даже тогда, когда нет преимуществ в производстве какого-либо продукта. Если у страны есть относительные преимущества и более низкие издержки на производство, чем у других стран, то она может специализироваться на производстве этих товаров и экспортировать их. Теория сравнительных преимуществ дальше развивалась Э. Хекшером и Б. Олином, которые выделили страны по уровню насыщенности факторами производства. В соответствии с их теорией, страна экспортирует товары, для производства которых используется интенсивно фактор производства, доступный в избытке, и импортирует товары, для производства которых не хватает определенных факторов производства.

Майкл Портер, известный американский экономист, продолжил развитие теории сравнительных преимуществ. Его исследования предоставляют новое обоснование и объяснение процессов международного обмена в связи с конкуренцией, используя новое понятие "конкурентное преимущество". По словам М. Портера, "новая теория должна идти дальше, чем теория сравнительных преимуществ, она должна анализировать конкурентное преимущество страны, исходя из того, что конкуренция - это динамичный и развивающийся процесс"[10]. Для того, чтобы определить конкурентоспособность отрасли, необходимо учитывать наличие технических, экономических и организационных условий для производства, сбыта и создания продукции высокого качества в соответствии с потребностями различных групп потребителей. Отрасль может иметь конкурентные преимущества, такие как развитая инфраструктура и состояние фирм и предприятий, работающих в этой отрасли. Однако, для достижения конкурентоспособности отрасли необходимо наличие высококонкурентных предприятий.

В отрасли здравоохранения конкуренция оказывает влияние на все участники рынка. Различные исследования показывают, что конкуренция может повысить качество медицинской помощи, улучшить механизмы ее предоставления и снизить затраты с течением времени. Некоторые исследования связывают конкуренцию с качеством медицинской помощи [14], расходами на здравоохранение [15] и удовлетворенностью пациентов [16]. Увеличение ценности медицинских услуг можно получить при повышении качества и улучшении механизмов их предоставления, а это, в свою очередь, приведет к снижению затрат и улучшению удовлетворенности пациентов.Первый компонент включает медицинский персонал, включая врачей и средний медицинский персонал. Врачи могут конкурировать за пациентов, которые могут оплачивать услуги, и за пациентов с медицинским страхованием. Конкуренция в этом случае основана на месте расположения клиники, репутации и специализации врачей [18]. Квалификация медицинского персонала, в том числе врачей, является важным фактором, который влияет на качество медицинских услуг. Следовательно, показатели, такие как количество врачей, доля узких специалистов и количество среднего медицинского персонала, могут быть использованы для определения качества медицинских услуг. Второй компонент представлен организациями здравоохранения, такими как больницы и поликлиники. Они конкурируют за врачей, сторонних плательщиков и пациентов [19].

Выводы: Мы провели исследование, учитывая специфические характеристики здравоохранения и факторы, влияющие на конкурентоспособность, и определили свое понимание конкурентоспособного здравоохранения. Это означает, что здравоохранение должно обеспечивать здоровое население, предоставляя доступную и качественную медицинскую помощь, соответствующую международным стандартам, обладать достаточным финансированием, материально-технической базой, эффективным управлением и устойчивой инфраструктурой при минимальных затратах. Конкурентоспособность здравоохранения складывается из конкурентоспособности  медицинских услуг и медицинских организаций.

 

Список литературы:
1. Анализ частных расходов на здравоохранение в Казахстане и предложения по их снижению. Аналитический обзор для формирования политики (Policy Brief) Министерство здравоохранения Республики Казахстан РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения», Нур-Султан, 2019 г. Источник: www.rcrz.kz
2. Омирбаева Б., Загидуллина Г., Гаитова К. Анализ расходов на здравоохранение в Казахстане для эффективного планирования // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. №39-3. 
3. Аналитический отчет по Национальным счетам здравоохранения за 2018 год, 2019. Источник: www.rcrz.kz
4. Акулин И.М., Организационно-правовые принципы концепции университетской клиники как основы для научно-практического междисциплинарного сотрудничества // Петербургский юрист. - 2015. - № 3 (7). с. 20-43.
5. Аканов А.А., Тулебаев К.А., Калмаханов С.Б.,Турдалиева Б.С., «Внедрение инновационной модели «UNI Clinic» КазНМУ», Отчет о научно-исследовательской работе, Алматы, 2019
6. Программа развития некоммерческого акционерного общества "Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова" на 2019 – 2023 годы
7. Цель и миссия университетской клиники НАО «КазНМУ». Источник: https://uniclinic.kaznmu.kz/
8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Ось-89, 1997. – 255 с.
9. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы: в 3 т. / под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экон. шк., 2000. – Т. 2. – 300 с.
10. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.;   под ред. В.Д. Щетинина. – М., 1993. – 157 с.
11. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations // https://hbr.org/1990/03/the-competitive-advantage-of-nations.
12. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие. – М.: ЭКСМО, 2005. – 544 с.
13. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. – 1998. – №3. – С. 34.
14. Zwanziger J., Melnick G. Can managed care plans control health care costs // Health Affairs. – 1996. – Vol. 15(2). – Р. 185-199.
15. Robinson J.C., Luft H.S. Competition, regulation, and hospital costs, 1982 to 1986 // JAMA. – 1988. – Vol. 260(18). – Р. 2676-2681.
16. Miller R. Competition in the health system: good news and bad news // Health Affairs. – 1996. – Vol. 15(2). – Р. 107-200.
17. Rivers P.A., Glover S.H. Health care competition, strategic mission, and patient satisfaction: research model and propositions // J Health Organ Manag. – 2008. – Vol. 22(6). – Р. 627–641.
18. Greenberg W. Competition, Regulation and Rationing in Health Care. – Ann Arbor: Health Administration Press, 1991. – 188 р.
19. Harris I.C., McDaniel R.R.Jr. Untangling healthcare competition // Health Progress. – 1993. – Vol. 74(9). – Р. 20-23.
20. Дроздова А.В. Понятие медицинской услуги как гражданско-правовой категории // Сибирский юридический вестник. – 2004. – №3. – С. 42-46.