АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Секция: Общественное здоровье и здравоохранение
LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Аннотация. В современной динамичной среде здравоохранения повышение конкурентоспособности становится ключевой задачей для медицинских организаций. Настоящий литературный обзор направлен на анализ актуальных вопросов, связанных с этой проблемой, включая стратегические подходы, инновационные технологии и управленческие практики, направленные на улучшение качества услуг и эффективности системы здравоохранения.
Ключевые слова: конкурентоспособность, медицинская организация, здравоохранение.
В связи с тем, что медицинские организации становятся частью рыночной экономики, появляется необходимость эффективного использования имеющихся ресурсов и создания новых конкурентных преимуществ [1]. Это связано с постепенным увеличением расходов на здравоохранение, которые свидетельствуют о желании правительства улучшить материально-техническую базу и усилить конкурентоспособность системы здравоохранения в целом. [2,3]
Вместе с тем здравоохранение западных стран движется к пациентоориентированной медицине, что приводит к необходимости объединения и интеграции процессов в лечебно-профилактических учреждениях.
В современных цивилизованных странах здравоохранение считается одной из важнейших отраслей в развитии экономики. Финансирование здравоохранения до 4% ВВП приносит стране прирост ВВП на 4,5 долларов на каждый вложенный в здравоохранение доллар США. На уровне государственных решений правительство Республики Казахстан разработало и приняло государственную программу развития здравоохранении, проведя значительную модернизацию системы здравоохранения на 2011-2015 гг. и продолжая эту работу в рамках государственной программы "Денсаулык" на 2016-2019 годы. Однако, медицина является отраслью постоянного развития, и процесс совершенствования системы идет непрерывно. Для достижения целей развития Казахстан должен преодолеть разрыв в развитии между странами ОЭСР и Казахстаном во всех отраслях и сферах деятельности, в том числе в здравоохранении, формируя конкурентоспособное здравоохранение. Участие здравоохранении в процессах глобализации приводит к усилению конкуренции, и победившие в борьбе получают возможности для модернизации производства, сохранения рабочих мест и увеличения доходности учреждения. Сегодня термины "конкуренция" и "конкурентоспособность" тщательно изучаются в научных кругах и широко применяются в экономической литературе.
Уже с А. Смита началось развитие теорий конкурентоспособности, который в своих трудах описал факторы, определяющие доминирование стран в мире торговли (земля, капитал, природные ресурсы и труд) и сформулировал теорию абсолютных преимуществ. Важным аспектом благосостояния наций является не количество накопленного золота, а способность страны производить товары и услуги более эффективно и дешевле, чем другие, что позволяет ей иметь абсолютное преимущество. А. Смит считал, что конкуренция представляет собой правильное соперничество между продавцами, которые стремятся контролировать рынок путем изменения цен в зависимости от спроса на товары. Основным способом борьбы за победу на рынке является установление цен. [8].
Согласно Дж. Стиглеру, конкуренция является процессом реакции на появление новых игроков на рынке и способ достижения нового равновесия, который основывается на борьбе между конкурентами за достижение относительных преимуществ. [9].
Д. Риккардо продолжил развитие теории А. Смита, создав более полную теоретическую модель совершенной конкуренции. Он доказал, что страна может иметь выгоду от международной торговли даже тогда, когда нет преимуществ в производстве какого-либо продукта. Если у страны есть относительные преимущества и более низкие издержки на производство, чем у других стран, то она может специализироваться на производстве этих товаров и экспортировать их. Теория сравнительных преимуществ дальше развивалась Э. Хекшером и Б. Олином, которые выделили страны по уровню насыщенности факторами производства. В соответствии с их теорией, страна экспортирует товары, для производства которых используется интенсивно фактор производства, доступный в избытке, и импортирует товары, для производства которых не хватает определенных факторов производства.
Майкл Портер, известный американский экономист, продолжил развитие теории сравнительных преимуществ. Его исследования предоставляют новое обоснование и объяснение процессов международного обмена в связи с конкуренцией, используя новое понятие "конкурентное преимущество". По словам М. Портера, "новая теория должна идти дальше, чем теория сравнительных преимуществ, она должна анализировать конкурентное преимущество страны, исходя из того, что конкуренция - это динамичный и развивающийся процесс"[10]. Для того, чтобы определить конкурентоспособность отрасли, необходимо учитывать наличие технических, экономических и организационных условий для производства, сбыта и создания продукции высокого качества в соответствии с потребностями различных групп потребителей. Отрасль может иметь конкурентные преимущества, такие как развитая инфраструктура и состояние фирм и предприятий, работающих в этой отрасли. Однако, для достижения конкурентоспособности отрасли необходимо наличие высококонкурентных предприятий.
В отрасли здравоохранения конкуренция оказывает влияние на все участники рынка. Различные исследования показывают, что конкуренция может повысить качество медицинской помощи, улучшить механизмы ее предоставления и снизить затраты с течением времени. Некоторые исследования связывают конкуренцию с качеством медицинской помощи [14], расходами на здравоохранение [15] и удовлетворенностью пациентов [16]. Увеличение ценности медицинских услуг можно получить при повышении качества и улучшении механизмов их предоставления, а это, в свою очередь, приведет к снижению затрат и улучшению удовлетворенности пациентов.Первый компонент включает медицинский персонал, включая врачей и средний медицинский персонал. Врачи могут конкурировать за пациентов, которые могут оплачивать услуги, и за пациентов с медицинским страхованием. Конкуренция в этом случае основана на месте расположения клиники, репутации и специализации врачей [18]. Квалификация медицинского персонала, в том числе врачей, является важным фактором, который влияет на качество медицинских услуг. Следовательно, показатели, такие как количество врачей, доля узких специалистов и количество среднего медицинского персонала, могут быть использованы для определения качества медицинских услуг. Второй компонент представлен организациями здравоохранения, такими как больницы и поликлиники. Они конкурируют за врачей, сторонних плательщиков и пациентов [19].
Выводы: Мы провели исследование, учитывая специфические характеристики здравоохранения и факторы, влияющие на конкурентоспособность, и определили свое понимание конкурентоспособного здравоохранения. Это означает, что здравоохранение должно обеспечивать здоровое население, предоставляя доступную и качественную медицинскую помощь, соответствующую международным стандартам, обладать достаточным финансированием, материально-технической базой, эффективным управлением и устойчивой инфраструктурой при минимальных затратах. Конкурентоспособность здравоохранения складывается из конкурентоспособности медицинских услуг и медицинских организаций.