Статья:

Преобразование современной живописи России.

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Семизорова Л.Б., Фасихова Р.М. Преобразование современной живописи России. // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 16-20.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Преобразование современной живописи России.

Семизорова Любовь Борисовна
канд. искусствоведения, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, РФ, г. Екатеринбург
Фасихова Расима Мухаматмаликовна
доц., Уральский государственный архитектурно-художественный университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Произведено сравнительное исследование изобразительного искусства по направлению «живопись», среди современных художников и мастеров 20–21вв.

Данное теоретическое исследование основных тенденций и направлений в живописи подтверждены результатами, в которых доказано влияние мастеров предшествующего поколения советских художников на творчество современников. Происходят эксперименты с цветом и главное с композиционным решением в живописи. И так же результаты исследования показали, что современная живопись многогранна и далека от классического представления о ней.

 

Ключевые слова: живопись, композиция, творческая деятельность, современное искусство, разнообразное искусство.

 

Основные направления следовали в искусстве России на рубеже 20–21вв. Они выразились в смягчении границ между стилями и разными видами искусств: части творений графических и живописных композиций превращались в составляющую работ керамики и текстиля. Наиболее выразительно эти направления произошли в творениях художников живописи.

Живопись – это значимое направление нашей культуры. Сформировавшись под авторитетностью профессионального искусства и самобытного творчества разных национальностей, проживающих на территории СССР. Живопись данного периода стала исключительной и выразительной частью изобразительного искусства. Во второй половине 20 века, когда страна наблюдает важные изменения в своём становлении, живопись тоже проходит некоторые метаморфозы:

1.  Период с 60-х по 80-е годы 20 в.

В 60-х годах возникло развитие общенациональных школ Украины, Закавказья, Прибалтики и Белоруссии. Применялись присущие им традиции, происходили исследования с цветом. Сюжеты картин были соотнесены с общественной тематикой, превозносили мировоззрение того периода. С конца 70-х-начала 80-х годов происходит активное развитие других составляющих. В творческом процессе начинающих художников обнаруживается иной подход к сущности изобразительного искусства, изменяется идея, большее преимущество отдаётся общечеловеческим и общефилософским темам. Стремительно развивается монументальная живопись.

2.  Конец 80-х-начало 90-х годов 20 в.

В данное время произошел небольшой упадок в развитии изобразительного искусства. Начинающие художники не были заинтересованы данным направлением, в большей степени живописью продолжают интересоваться художники старшего поколения.

3.  В конце 90-х-начале 2000-х годов организовываются различные выставки и экспозиции, художники начинают серьёзно участвовать в экспозициях и выставлять свои творения. На рубеже 20–21вв. зарождается интерес к живописи. Всё это развивается мастерами старшего поколения с вовлечением начинающих художников.

Выявляя особенности живописного искусства ведущих художников России рубежа 20–21 вв., можно утверждать, что активность творческой жизни стала важной частью некой основы, что показывала духовное и культурное поле России.

Живописи современных мастеров свойственен деятельный опыт композиционного поиска прибалтийского изобразительного искусства, орнаментальный стиль белорусского искусства и новаторский взгляд каждого художника, свой глубокомысленный образ в композиции. В тематике Российской живописи почти полностью нет авторитетности политизации и идеологии, свойственной советскому времени. Живописные произведения становится более обще человечными, по-настоящему художественными.

Исследование творческой деятельности данного времени позволяет настаивать, что современные художники помогают развитию живописи путем создания художественных объединений, участию в выставочной деятельности, а также мастера живописи делают заказы для частного и общественного интерьера.

Среднестатистические интерьеры требуют грамотного отношения к их назначению и функции, общей обстановке и зрителю, так что художнику приходится быть артистом и уметь влиться в ситуацию, чтобы изнутри неё подходить к формированию среды.

Еще более сложным представляется вариант, когда художник должен выполнять заказ для интерьера, где уже многое сделано до него. Данная особенность характерна для общественных интерьеров, где, периодически приглашаются художники, которые получают очередные произведения для интерьера – мозаику, живопись, рельеф, декоративную решетку, так что со временем весь интерьер становится перегруженным. В этих условиях перед художником встает задача выявить главное для решения этой проблемы.

Художники монументальной живописи сталкиваются в своем творчестве с противоречиями между мастером и архитектурой, они опережают архитектуру, для которой создается произведение.

Художественная ручная роспись стен, (фресковая живопись) потолков в современном интерьере с каждым днем становится все более популярна, так как является единичной работой, имеющей много достоинств. Настенная живопись воссоздает неповторимый интерьер и акцентирует стиль дома. С её помощью можно, визуально увеличить пространство помещения, применив иллюзию (ниша с цветами в вазе или выход на террасу с видом на горный пейзаж), создать помещение, в котором будет удобно отдыхать, или, наоборот, заряжаться энергией.

Художникам второй половины 21 века присуще стремление проявить свое авторство в искусстве живописи, которое основано на глобальных принципах искусства. Виденье общей картины, проистекающей в искусстве в целом, можно отметить по особенностям и изменениям в живописных картинах.

Интересно подметить, что развитие школы живописи основывается активно проявившими себя художниками, путём участия и развития выставочной деятельности. Важной особенностью можно считать развитие высшего художественного образования. Практика творческой работы художников изобразительного искусства рубежа 20–21 вв. сохраняет своевременность, и имеет важность для культурного развития России.

Искусство 21 века – это некоторое виденье нашей современной жизни, которое показывает настроение, проблемы, желания данной эпохи человечества. Современная живопись давно иссякла за рамки холстаи стала способом самовыражения (боди-арт). В следствии боди-арт стал применяться в коммерческих целях на пример, для рекламы.

В данном временном периоде Россия становится одним из центров авангардного искусства. Чтобы стать гением абстрактного искусства, надо быть мастером и в классической школе искусств. Мастера современной живописи преподносят новые направления в изобразительном искусстве. В общекультурной номенклатуре существует название «актуальное искусство», которое соотносится с идеей «современная живопись». Под актуальным искусством художники подразумевают нововведение, когда мастер живописи обращается к темам остросовременным, независимо от их тенденции.

Широкому зрителю не интересна художественная ценность картины, он приобретает просто картину, основываясь на главный мотив – это низкую цену и красоту. В данный период времени основная часть значимых художественных творений уже сосредоточенна в руках обеспеченных владельцев, которые в скором будущем, не захотят их продавать. Поэтому можно предположить, что более высокий рост цен на русское изобразительное искусство даст о себе знать, а именно на творчество высокого художественного уровня.

Подводя итог, можно сказать, что живопись 21 века очень разнообразна. Современная творческая деятельность отличается различными видами стилей и направлений, многие из которых не совсем понятны простому зрителю.

Произведения разных веков ярко передают эмоции личного настроения. Эпоха средневековья – период войн и вскоре упадка. Время эпохи Возрождения показывает разнообразие души и гармонии человека. А барокко, наполняет своей динамичностью и ярким колоритом. Какие-то художники изображают простые композиционные сюжеты, а другие проявляют себя в сложных философских представлениях о мире. Главным остается смысл духовности человека.

По мнению А. Братановой «Только благодаря искусству мы можем передать, как и в песне, свои лучшие чувства, оставив личный, неповторимый след в его истории» [1].

 

Список литературы:
1. Братанова А. Искусство 21 века – каково оно? – [Электронный ресурс] – Сайт URALSTUDENT, 2015. – Режим доступа: http://www.uralstudent.ru/articles/kultura-i-otdyih/2232645/.
2. Семизорова Л.Б. Особенности развития отечественного искусства гобелена: на примере творчества художников Екатеринбурга рубежа XX – XXI вв.: диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Семизорова Любовь Борисовна [Место защиты: Ур.гос. ун-т им. А.М. Горького] – Екатеринбург, 2011. – 142 с.: ил.