Статья:

Гендерная направленность медиатекстов: теоретический аспект

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Германские языки

Выходные данные
Френкель Е.В. Гендерная направленность медиатекстов: теоретический аспект // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 47-53.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гендерная направленность медиатекстов: теоретический аспект

Френкель Елена Владимировна
аспирант, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка, Украина, г. Киев

 

Gender Orientation of Mediatexts: a Theoretical Aspect

 

Elena Frenkel

postgraduate student of Taras Shevchenko National University of Kyiv, Ukraine, Kyiv

 

Аннотация. В статье речь идёт о становлении гендерной линг­вистики как науки, связанном с феминистским движением и началом изучения языка в его взаимосвязи с биосоциальными параметрами личности; рассматриваются признаки андроцентризма, которые нашли своё проявление в языке, и роль медиадискурса в качестве медиатора гендерных стереотипов.

Abstract. The article deals with the development of gender linguistics as a science, connected with the feminist movement and the beginning of language studies in relation to individual biosocial parameters; androcentric features, revealed in the language, and the role of mediadiscourse as means of gender stereotypes mediator are considered.

 

Ключевые слова: гендер, гендерная лингвистика, языковая картина мира, андроцентризм, феминизм, массмедийный гендерный дискурс.

Keywords: gender, gender linguistics, language world map, androcentrism, feminism, massmedia gender discourse.

 

Введение. Язык как знаковая система, которой человек оперирует в процессе трансляции культуры и социальных отношений, со свой­ственной ей моралью, менталитетом, традициями, формирует языковую картину мира, то есть категоризирует и концептуализирует представ­ления о мире в языке [11]. На современном этапе общественного развития картина мира отдельных индивидов формируется под влиянием массмедиа. В результате этого выделяют медиакартину мира [15, с. 131], которую можно определить как фрагмент языковой картины, в которой человек выступает в фундаментальной для культуры оппозиции «мужчина-женщина». Повышенный интерес к изучению вопросов особенностей репрезентации в языке личности в зависимости от её половой принадлежности предопределил гендерную направленность лингвистических исследований.

Цель и метод исследования. В результате проведённого теорети­ческого анализа в статье преследуем цель рассмотреть становление феминистской лингвистики и особенности языковедческих исследований гендера на материале медиадискурса, продукты которого являются гендерно-ориентированными, а также отметить лакуны в изучении этого аспекта и наметить перспективу дальнейшего исследования.

Основная часть. Начало гендерных исследований связывают с феминистским движением – концепцией социокультурного развития, согласно которой патриархату противопоставляется качественно новое отношение к роли женщины в обществе с учётом её прав и свобод. В 1949 году опубликована книга Симоны де Бовуар «Второй пол» («Le Deuxième Sexe»), в которой нитью проходит проблема подавления женского в культуре. Исследовательница подчёркивает, что эталоном в обществе воспринимается всё мужское, в то время как женское понимается как отклонение от нормы [2, с. 66].

Феминистская критика языка как новое направление лингвисти­ческих исследований датируется 60-ми годами ХХ столетия, благодаря Новому женскому движению в США и Германии. Его направленность отличалась от ранних этапов борьбы женщин за гражданские и политические права: теперь акцент переносится на отстаивание равных возможностей в различных сферах общественной деятельности [20, с. 98]. Возникновению феминистской лингвистики способствовало появление новых научных направлений в самой лингвистике в 50-60-х годах, таких как социолингвистика, психолингвистика, прагматика. Началось разностороннее изучение связи языка с биосоциальными параметрами личности, в том числе и с полом [3, с. 513]. Распространение феми­нистской критики языка связывают с появлением работ З. Трёмель-Плётц (1978) и Л. Пуш (1984) [9, с. 15].

Для критики социокультурной концепции, согласно которой мужское и женское рассматриваются с точки зрения дихотомии, теоретики гендерного подхода и представители феминистcкого движения используют термин «андроцентризм». Это не только картина мира сквозь призму мужского видения, но и представление мужских взглядов как нормативных. Не последнюю роль в отражении андроцентризма играет и язык: языковая картина мира воспроизводит мир именно с мужской точки зрения. В рамках феминистской лингвистики выделяют следующие признаки андроцентризма:

  1. отождествление понятий «человек» и «мужчина»: во многих языках на их обозначение употребляется одно слово (в английском языке, например, man, human being, но не woman being [5];
  2. восприятие человечества в целом как мужской прерогативы: употребление синонимических слов humanity и mankind (но не womankind);
  3. существительные женского рода на обозначение профессий, социального статуса, как правило, производные от существительных мужского рода, а не наоборот, что сложилось исторически в связи с недоступностью для женщин многих сфер общественной деятельности;
  4. существительные мужского рода могут употребляться на обозначение представителей любого пола (например, teacher, doctor);
  5. маскулинность и фемининность противопоставляются как полюса в качественном (позитивная и негативная коннотация) и количественном (доминирование мужского как общечеловеческого) соотношении [9, с. 16-17].

Таким образом, имеет место тенденция игнорирования женщин в картине мира в целом, и в языковой картине в частности, что спрово­цировало сексистскую ассиметрию в языке. Поэтому представительницы феминистского движения настаивали на переосмыслении языковых норм, так как язык – не что иное, как продукт мужской точки зрения.

До 1960-х годов психические и поведенческие особенности, которые отличают мужчин и женщин друг от друга, называли половыми отличиями. В современном значении термин «гендер» был введён в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлером в конце 60-х годов ХХ столетия [27]. Хотя сама идея разграничения биологического и социального пола высказывалась ещё в 1935 году Маргаред Мид в книге «Пол и темперамент в трёх примитивных обществах» («Sex and temperament in three primitive societies») [26].

Майкл Киммел в системе гендерных характеристик личности выделяет три, одинаково важные, факторы:

  1. идентичность – социальное самоопределение личности;
  2. интеракции – отношения человека с окружающими;
  3. институции – социальные, экономические, политические струк­туры общества, государственные институты власти [7, с. 76-77].

Именно к институциям и следует отнести сферу массмедиа, которая транслирует те или иные гендерные стереотипы, представления о социальных ролях мужчин и женщин широкой аудитории адресатов. Ведь гендерная картина в социуме, с точки зрения Ю. Масловой, наиболее полно эксплицирована именно современными СМИ, так как они, кроме того, что отражают гендерные стереотипы, осуществляют скрытую манипуляцию сознанием реципиента. Гендерно маркированная лексика, которая используется СМИ, формирует концептуальное поле массмедийного гендерного дискурса, что способствует получению полной картины о гендерных отношениях и гендерной ситуации в социуме [13, с. 58]. Тем более, что наблюдается смена точки зрения на традиционное видение гендерных стереотипов, что и вызывает актуальность новых исследований в этом направлении.

Среди отечественных и российских учёных гендерную проблема­тику на материалах СМИ разрабатывали И. Засурский [6], И. Грошев [4], А. Кирилина [8], О. Воронина [1], Л. Таран [19], Е. Милосердова [14], Н. Сидоренко [18], Т. Шилова [21], О. Кись [10], О. Котик [12], Т. Розанова [16], Ю. Маслова [13], Л. Рыженко [17] и другие. Гендерной тематикой в сфере массмедиа интересовались и зарубежные иссле­дователи, такие как Л. Макартур [25], Дж. Вайлз [28], С. Кім [24], М. Айзенд [22], А. Фернам [23] и другие.

Исследователи в своих трудах уделяют внимание прежде всего проблеме гендерной стереотипизации как основной теме, которая пронизывает все разновидности СМИ, а также особенностям конструи­рования мужских и женских образов, представленных в рекламных сообщениях.

И. Грошев, например, подчёркивает свойственную женщинам хозяйственность; их красоту как оружие для покорения мужчин; заботливость о членах семьи; дурость – свойство женщины, которая плохо разбирается в какой-то проблеме, тогда ей на выручку приходит рекламированный товар; уступчивость – умение прислушиваться к мужскому совету; решительность – способность достигать поставлен­ных целей. Среди мужских образов исследователь выделяет следующие: бизнесмен – деловой человек, атрибутами которого являются дорогой костюм, презентабельный автомобиль, последняя модель телефона; спортсмен с хорошей физической формой – в рекламе он, как правило, демонстрирует тренированное тело; искуситель-казанова – мужчина приятной внешности, несомненно в окружении женской компании; муж – заботливый спутник своей жены, который противопоставляется такому, который постоянно создаёт неприятности своей второй половине; мужчина-потребитель, который использует рекламированный товар [4, с. 172-187].

В результате проведённого анализа научных источников можно констатировать, что акцент делается преимущественно на исследовании гендерного аспекта на материале рекламного дискурса и «женского» в нём, в чём также просматривается гендерная асимметрия. С одной стороны, эта тенденция вызвана массово-стихийной подачей рекламных сообщений, а с другой стороны, исследование женского аспекта пре­следует цель обнаружить как можно больше доказательств гендерного неравенства с дальнейшим созданием новой программы его преодоления.

Как замечает Т. Розанова, основной особенностью рекламного дискурса является схематическое изображение типичных свойств комму­никантов и своеобразная идеализация того, что изображается. К примеру, женщина в рекламе выступает в виде красотки, которая постоянно должна следить за собой, ввиду пристального внимания окружающих. В этом наблюдается преувеличение рекламных образов мужественности и женственности, что провоцирует противостояния в гендерном самоопределении [16, с. 78-79].

Вывод. Таким образом, гендерная проблематика в лингвистике не теряет своей актуальности в связи с перемещением акцентов из сугубо традиционных представлений относительно образов «мужского» и «женского» в социуме и культуре, согласно которым мужчина рас­сматривается с точки зрения доминирования над женщиной, к новому видению роли женщины как партнёра. Наиболее имплицитно гендерная проблематика представлена сквозь призму современных медиа как главного медиатора проявления гендерной асимметрии, закреплённых моделей поведения и новых общественных норм, маскулинного и фемининного. Но и здесь ещё наблюдаются исследовательские лакуны, которые требуют пристального изучения. Прежде всего, это вовлечение в круг научных интересов мужского компонента и на материале медиа­текстов, к которым относятся портретные интервью, рассмотрение специфики коммуникативного поведения респондентов с учётом гендерного аспекта.

 

Список литературы:
1. Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследо-ваний // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. – М., 2001. – С. 13–106.
2. Гапова Е. Антология гендерных исследований / Е. Гапова. – Мн.: Пропилеи, 2000. – 354 с. 
3. Горошко Е.И. Гендерная проблематика в языкознании [Текст] / Е.И. Горошко // Введение в гендерные исследования: учеб. пособие / под ред. И. Жеребкиной. – СПб.: Алетейя, 2001. – Ч. 1. – С. 508-542. 
4. Грошев И.В. Гендерные образы рекламы / И.В. Грошев // Вопросы психологии, 2000. – № 6. – С. 172–187.
5. Денисова А. А. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты».М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с.
6. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / И.И. Засурский. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1999. – 326 с.
7. Кіммел Майкл С. Гендероване суспільство / переклад з англ. С. Альошкіної. – Київ: Сфера, 2003. – 490 с.
8. Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания: Сборник статей. – М., 2000. – С. 47–80.
9. Кирилина А.В. Гендер и язык. Антология. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 624 с.
10. Кісь О. Сексизм у ЗМІ: протидіючи комунікативному потокові / О. Кісь // Збірник наукових праць Донецького державного університету управління. Том 8. Серія «Спеціальні та галузеві соціології». Випуск 3 (80). – Донецьк: Вебер, 2007. – С. 221-241. 
11. Косенко О.С. Мовна картина світу // Філософія. Культура. Життя: Міжвузівський збірник наукових праць [Електронний ресурс]. – Випуск 34 / О.С. Косенко. – Дніпропетровськ: Дніпропетровська державна фінансова академія, 2010. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Fkzh/2010_34. 
12. Котик О.В. Особенности проявления гендерного аспекта в текстах печатной рекламы в английском и русском языках: Дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. – Краснодар, 2008. – 186 с.
13. Маслова Ю.П. Концептосфера гендерного дискурсу ЗМІ // Нова інформаційна ситуація та тенденції альтернативного розвитку ЗМК в Україні: матеріали ІІ Всеукр. наук.- практ. конф. студентів та молодих учених, 26 січня 2012 р.; [редкол.: Кралюк П.М. та ін.; за заг. ред. Шершньової О.В.]. – Острог: Видавництво Національного університету «Острозька академія», 2012. – С. 57-68.
14. Милосердова Е.В. Гендерные стереотипы в современной российской коммерческой рекламе. Гендер: язык, культура, коммуникация. Материалы третьей международной конференции. – М.: МГЛУ, 2003. – С. 74-75.
15. Рогозина Ирина Владимировна. Медиа-картина мира: когнитивно- семиотический аспект: Дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. – Барнаул, 2003. – 430 c.
16. Розанова Т.П. Психологическое восприятие гендерных различий в рекламе / Т.П. Розанова, М.М. Андреева // Инициативы XXI века. – 2009. – No 4. – С. 78–81. 
17. Риженко Л. Тенденції розвитку гендерного питання на сторінках періодичної преси / Л. Риженко // Образ. [Електронний ресурс] – 2016. – Вип. 2. – С. 98-103. – Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/obraz_2016_2_15.
18. Сидоренко Н.М. Гендерна мозаїка українських мас-медіа / Н.М. Сидоренко та ін.; ред. – упоряд. Н.М. Сидоренко // Гендерні ресурси українських мас-медіа: ціна і якість: практ. посіб. для журналістів та працівників ЗМІ. – К.: К.І.С., 2004. – 76 с. 
19. Таран Л. Гендерні проблеми і засоби масової інформації [Текст] /Л. Таран // Гендер і культура: Зб.ст. / Упоряд Агеєва В., Оксамитна С. – К.: Факт, 2001. – С. 157.
20. Чурушкина А. Н. Гендерные исследования: из истории терминологии [Текст] / А. Н. Чурушкина // Гуманитарные исследования. – 2007. – № 3. – С. 97-100. 
21. Шилова Т.А. Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет // Женщина в российском обществе. – 2004. – № 1-2. – С. 34-42.
22. Eisend M. A meta-analysis of gender roles in advertising. Journal of the Academy of Marketing Science, 38. – 2010. – P. 418–440.
23. Furnham A, Paltzer S. The portrayal of men and women in television advertisements: An updated review of 30 studies published since 2000. Scandinavian Journal of Psychology, 51. – 2010. – P. 216–236.
24. Kim S. Relating Hofstede’s masculinity dimension to gender role portrayals in advertising: A cross-cultural comparison of web advertisements. International Marketing Review, 24. – 2007. – P. 181–207.
25. McArthur LZ, Resko BG. The portrayal of men and women in American television commercials. The Journal of Social Psychology, 97. – 1975. – P. 209–220.
26. Mead M. Sex and temperament in three primitive societies / M. Mead // New York, W. Morrow &Co., 1935. – 311 р. 
27. Stoller J. Robert. Sex and Gender: on the development of masculinity and femininity, Том 2. Science House, 1968. – 383 p.
28. Wiles JA, Wiles CR, Tjernlund A. A comparison of gender role portrayals in magazine advertising: The Netherlands, Sweden and the USA. European Journal of Marketing, 29. – 1995. – P. 35–49.