Статья:

Рисунок по воображению в системе подготовки высшей художественно - промышленной школы

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В. Рисунок по воображению в системе подготовки высшей художественно - промышленной школы // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 27-34.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Рисунок по воображению в системе подготовки высшей художественно - промышленной школы

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

Figure on imagination in the preparation system of the higher art - industrial school

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S. G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье прослеживается метафизическая взаимосвязь памяти, ее функций с воображением и визуальным мышлением художника. Рассматриваются ключевые особенности взаимодействия таких понятий, как воображение, креативность, рисунок, память в рамках познания окружающей действительности и самого процесса обучения. Определяются процесс и механизм запоминания и воспроизведения визуальной информации. Дается определенный набор методов создания художественных образов в процессе проектного мышления с точки зрения свойств памяти и воображения.

Abstract. This article traces the metaphysical relationship of memory, its functions with the imagination and artists visual thinking. The key features of concepts interaction are considered as imagination, creativity, memory, drawing within the knowledge of reality and the learning process. They are determained the process and mechanism of memorization and reproduction of visual information. Its given a certain set of methods for artistic images creating in the project thinking process in terms of memory and imagination properties.

 

Ключевые слова: рисунок по памяти и воображению; сознание; запоминание и узнавание.

Keywords: drawing from memory and imagination; consciousness; memorization and recognition.

 

  «…На экзамене по рисованию я провел на бумаге несколько перекрестных штрихов, долженствовавших, как показывали в Строгановском училище, определять место каждому орнаментному завитку, и бойко начал набрасывать свой орнамент. В эту минуту подошел ко мне инспектор Московского Инженерного училища Ломновский, взял от меня начатый рисунок и, показывая его остальным экзаменаторам, воскликнул: "«Посмотрите, господа, как рисует! Молодец, видно, что хорошо учился".

выпускник Строгановской Школы рисования Д.В.Григорович, 1830-е гг..

Московское Инженерное училище - ныне МВТУ им. Н.Э.Баумана

 

Творческая работа художника в значительной степени основывается на работе по памяти и воображению. Создание произведений искусства немыслимо без творческой фантазии, без участия памяти. В практике высшего художественного образования сложилась определенная терминология, которая различает некоторые виды работ над изображением, проводимые без непосредственного использования натуры. Это рисование по памяти и представлению (воображению). В основе их лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти, то есть следов, имеющихся в памяти в результате недавно проведенного рисунка с натуры. В этом случае изображаемый объект передается на рисунке в таком же положении, ракурсе, движении, с той же точки зрения, как это имело место при рисовании с натуры. У студента обычно сохраняются достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти. В данной ситуации ставится задача передать в рисунке наиболее существенные особенности натурной постановки [1].

При рисовании по представлению изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется также на основе работы памяти, с использованием зрительных представлений, полученных ранее в результате наблюдений и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования по представлению определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбинациях. Рисование по представлению является наиболее сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти. Одним из наиболее часто практикуемых видов рисунка по представлению являются задания по изображению сюжетов академических постановок или отдельных объектов, изучавшихся ранее при рисовании с натуры и передаваемых затем в рисунках по представлению в различных ракурсах, словно бы вы рассматриваете их с разных точек зрения. Нередко рисующий создает на основе творческого воображения совершенно новые, никогда им не виденные сюжеты или предметы. Это по своей сути процесс проектирования. Это новое создается авторами на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и является отражением, воспроизведением следов ранее произведенного анализа своих впечатлений.

В формировании представлений, в запоминании особенностей строения, внешнего облика того или иного объекта большую роль играет сознательный целенаправленный процесс рисования с натуры. При выполнении каждого рисунка происходит изучение изображаемого объекта, углубление познаний о нем, осуществляется процесс запоминания [2]. Следовательно, тренировка зрительной памяти и ее развитие происходят фактически повседневно, на каждом этапе работы над рисунком с натуры. При выполнении упражнений по памяти и представлению, при выполнении эскизов композиций работа по памяти проходит еще более интенсивно и целеустремленно, ведь в этом случае активизируется мышление автора. При этом в памяти воспроизводятся главным образом наиболее существенные черты изображаемых объектов.

Одним из основных условий прочного запоминания является осмысленное изучение материала, его повторение [3]. Процесс запоминания, прочность сохранения в памяти воспринятого материала связаны с процессом мышления (отбор главного и второстепенного, анализ зрительной информации). Желая нарисовать по памяти или по представлению какой-либо объект, рисующий должен сделать определенное волевое усилие, направить мышление, память по нужному руслу, чтобы вызвать необходимые зрительные ассоциации, четкие представления. Сосредоточившись и вспомнив очертания нужного объекта, его характерные особенности (облик, пропорции, главные определяющие пластические акценты), рисующий может приступить к графическому воплощению образа, предмета, воссозданного в его памяти.

В настоящее время в рамках программы подготовки по рисунку в вузах нашей страны данному вопросу уделяется не столь много внимания, как рисованию с натуры. Безусловно, сам процесс рисования с видимой модели, которую можно обойти со всех сторон, выбрать нужную точку для работы над рисунком и т.д. важен как процесс познания композиции, глубины пространства и графической техники изображения.

Но наверняка педагоги в своей практике и студенты в процессе обучения сталкивались с определенным кругом проблем. Первое − студентам нередко сложно рисовать с "неудобных" точек, сложных ракурсов. И вместо того, чтобы искать интересную композицию, как бы "двигать" в пространстве листа бумаги изображаемые объекты, обучающиеся начинают искать точку, место для рисования попроще. Второе − и это особенно актуально на старших курсах − студенту подчас трудно рисовать сложные, интересные ракурсы, конструктивное устройство определенных анатомических узлов фигуры человека, ее динамики в движении. Третье − у рисующего возникает проблема обобщения, цельности видения всей композиции.

Конечно, можно делать много набросков для запоминания динамики или статики движения, для умения замечать и графически отображать определенные акценты, влияющие на восприятие изображения. Можно делать короткие рисунки с целью выработать интересную композицию, графические приемы. И это, несомненно, огромное профессиональное подспорье в деле обучения рисунку. Но, как показывает практика, этого мало.

Все дело в том, что в процессе проектной работы студенту необходимо графически эффектно показать свою идею уже на стадии эскизов. Разрабатывая свой проект, студент, рисуя, размышляет, анализирует, он должен представить свой замысел с разных точек и отобразить его на листе. А как этого добиться, если воображение, представление, возникшее в коре головного мозга, в визуальном мышлении, не поддается отождествлению в визуальном контексте? Ведь понятно, что придумать можно все, что угодно, но как это выразить ни словами, ни чувствами, ни звуком? Условно говоря, все эти эмоции аккумулируют в себе глаза и руки автора и его карандаш. Ну и, конечно мозг, который дает им команду. И вот возникает вполне закономерный вопрос − а есть ли способы его профессиональной тренировки с целью усовершенствовать процесс познания и отображения действительности?

Воображение является особенностью нашего сознания. Сознание, в свою очередь, позволяет смешивать элементы реальности для создания новых композиций, образов.

Креативность представляет наши навыки, выработанные с опытом. Чем богаче профессиональный опыт, тем больший спектр оригинальных образов, композиций автор способен создать из одних и тех же элементов. Быть креативным − достаточно, чтобы создать некий объект в своем воображении, но недостаточно, чтобы реализовать его. Для этого вам необходимо знать элементы реальности, которые вы использовали для создания этого нового видения, чтобы потом нарисовать их.

Допустим, студент захотел отобразить фигуру человека в каком-то ракурсе. При этом надо помнить, что у фигуры существует своя концепция − вертикали и горизонтали смещаются под определенными углами, анатомические узлы (колени, локти, плечевые суставы и т.д.) разворачиваются с учетом движения и перспективы. Это огромное количество информации надо не просто представить и отобразить. Для того, чтобы это сделать, информацию надо помнить.

А что есть память?

Существует 2 типа памяти - активная и пассивная. Пассивная память предназначена "только для чтения", то есть вы используете ее только для того, чтобы что-то узнать. Например, некий объект 1 сохранен в пассивной памяти с определенными свойствами, (А, В и С). Когда вы видите его со своими (А, В и С) свойствами, вы распознаете его как объект 1. Хранить что-то в пассивной памяти не представляет труда, а информация хранится очень долго, но в то же время у вас нет прямого доступа к ней − вам необходимо вновь увидеть объект, с которым она связана, чтобы использовать эту информацию. Без объекта она просто не существует для вас [6].

Пассивная память собирает всю информацию вокруг нас без нашего ведома. Эта информация очень детальная, однако не имеет прямого доступа. Вы можете получить ее только извне. Но степень детальности зависит от вашей заинтересованности в объектах созерцания и, соответственно, вашей наблюдательности. И здесь возникает вопрос согласованности наблюдательности и пассивной памяти − а содержат ли какие-либо из сохраненных объектов в памяти свойства А, В и С?

Активная память − это что-то большее. Она содержит копию информации, которую вы однажды получили и осознанно решили сохранить. Когда вы прилагаете усилия что-то запомнить, фактически вы "лепите" образ этого объекта. Однако, этот образ со временем расплывается, поэтому вам следует время от времени возвращаться к нему, чтобы образ восстанавливался. Это и есть механизм запоминания и повторения.

Процесс запоминания следующий.

Пассивная память полностью подсознательна − вы смотрите на объект, а затем его свойства запоминаются в вашей памяти. Вы даже не догадываетесь об этом! Таким образом, вы помните лица ваших друзей, даже не думая об этом. Пассивная память вызывает у вас чувство чего-то знакомого, когда вы видите объект, который уже был сохранен. Это происходит потому, что подсознание проверяет, есть ли он уже в базе данных на случай, если его нужно сохранить. Поэтому ребенка захватывает все, что он видит, ибо его пассивная память почти пуста, а взрослый человек может и не заметить этих вещей. Когда мы видим что-то, что мы никогда до этого не видели, то это притягивает наше внимание, поэтому интересующий наше сознание объект надлежащим образом сохраняется в нашей пассивной памяти. Далее он нас больше уже не интересует.

Пассивная память, несмотря на то, что она "ленивая", на деле очень полезная и быстрая. Она заставляет вас узнавать все вещи вокруг вас без использования сознания. Вы просто смотрите на что-то, ваши глаза передают информацию вашему мозгу, и вы внезапно знаете, на что вы смотрите, не догадываясь, что было мгновение, что вы не знали про это. Вы понятия не имеете, что у вас был какой-либо вопрос, потому что на него уже ответили!

Можете ли вы достать информацию, записанную в пассивной памяти без использования механизма сравнения? Да, но только подсознательно. Вы можете вспомнить что-то, если некоторое время вы не думали об этом − ваше подсознание пытается ответить на вопрос, даже если вы сознательно решили уже "сдаться".

Активная память более сложная. Она требует от вас осознанных усилий для запоминания. Она срабатывает каждый раз, когда вы пытаетесь запомнить дату или изображение, собственно, когда вы решаете что-то запомнить, не из интереса, а из определенной потребности. Это усилие стоит того − активная память позволяет вам воспроизводить что-либо из своего сознания, используя тот же самый "рецепт", который вы создали, когда запоминали его.

Активная память, согласно названию, требует вашей осознанности, следовательно, она медленнее. Вам известно о вопросе и ожидаемом ответе. Вам необходимо сделать усилие, чтобы вытянуть информацию из вашего сознания.

В действительности, активная и пассивная память − это одно и то же. Их отличает процесс запоминания и узнавания.

Представим, что воспоминания могут храниться в некоем контейнере. У контейнера замкнутое пространство, но присутствует только "дверь", что позволяет заходить в него. И если вам нужно поместить воспоминания внутрь, то придется открыть "дверь". Если вы делаете это неосознанно, то вы поместите вовнутрь все очень легко. Однако, вы не сможете осознанно вернуть воспоминания через "неосознанно" открытый контейнер. Единственная вещь, которая может использовать этот канал − это небольшой кусочек информации − "да" или "нет", в качестве ответа на вопрос "хранится ли информация Х внутри"? Это − наша пассивная память.

Если вы хотите сохранить какую-либо информацию осознанно, для этого потребуется больше времени и усилий. "Дверь" просто так не откроется, надо приложить силу − напряжение мысли, именно − вспомнить. Это − наша активная память.

Проблема состоит в том, что каждый канал памяти со временем как бы "зарастает", усложняя процесс извлечения информации. Осознанные каналы зарастают с той же скоростью, но они очень быстро становятся слишком маленькими для потока информации, при этом становится невозможным "вытянуть" эти воспоминания. Единственный способ держать канал открытым − это освежать воспоминания.

Конечно, это один из множества способов упрощения процесса, который происходит в нашем разуме. Человеческая память так и не изучена до конца. Она сложнее. Тем не менее, с помощью метафоры активной и пассивной памяти предстоит понять и решить проблемы с созданием рисунка по воображению.

Творческое (креативное) воображение − это процесс создания образа, трансформация существующего на основе восприятия и памяти. Если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то процесс проектирования, а в вопросе рисунка по воображению и следует применять подобный термин, преобразование становится основной характеристикой воображения. Непременным условием развития воображения является умение работать без непосредственной опоры на натуру, на основе сохраненных памятью информационных данных.

Образы в проектном воображении создаются посредством различных приемов и методов. Наиболее распространенными являются:

- метод аглюмации − новое получают путем присоединения к одному объекту другого;

- метод комбинаторики − новое получают путем разъединения частей оъекта;

- метод комбинирования − новое получают в результате сочетания исходных элементов по конкретной логической схеме;

- метод замещения − новое получают в результате замещения частей объекта;

- метод аналогии − новое получают по сходству с известным или рядом известных объектов ( в дизайне − рестайлинг) [4].

В процессе создания графического образа участвуют все рассмотренные методы, они взаимно дополняемы, однако, один из методов всегда доминирует. Сознательное использование методов построения образа − одно из важных условий развития и формирования пространственного визуального воображения и факта композиционного мышления.

Систематичность и последовательность проведения занятий рисованием по памяти и по представлению может достигаться благодаря специальным упражнениям в этих видах рисования, а также за счет взаимодополнения этих упражнений с длительными натурными постановками. Поэтому по окончании работы над наиболее важными семестровыми постановками необходимо ставить задачу на выполнение рисунка по памяти каждой из этих постановок, хотя бы и в меньшем формате листа. Основной задачей при выполнении такого рисунка является закрепление в памяти зрительных представлений, полученных при работе над постановкой по рисунку с натуры. Наряду с выполнением рисунков по памяти, связанных с работой над академическими постановками, студентам следует делать наброски по памяти на основе проведенных перед этим натурных зарисовок и наблюдений [5]. Полезно взять за правило следующий принцип: регулярно, по возможности ежедневно, зарисовывать по памяти часть натурных зарисовок и набросков, особенно в тех случаях, когда при рисовании длительного рисунка обнаруживаются трудности восприятия и воспроизведения.

 

Список литературы:
1. Школа изобразительного искусства. − Выпуск 1. Академия Художеств СССР., М. 1960.
2. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. − М.: Изобразительное искусство, 1985.
3. Глущенко Ф. Н. Рисунок по представлению. − М.: "Издательские решения", 2016.
4. Осмоловская О. В., Мусатов А. А. "Рисунок по представлению. (В теории и упражнениях. От геометрии к архитетуре". − Учебное пособие для вузов. − М.: "Архитектура-С", 2008.
5. Рамазонов Ш. Р. Рисование с натуры и по представлению − единый процесс изучения формы // Молодой ученый. − № 6. − 2017. С. 400-403.
6. Дерябин Ю. И., Дерябина В.А. Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие. − Тюмень: ТюмГАСУ, 2006.