Статья:

Проявление речевой агрессии, направленной на авторов и героев статьи в жанре интернет-комментария

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория языка

Выходные данные
Филиппова М.П. Проявление речевой агрессии, направленной на авторов и героев статьи в жанре интернет-комментария // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 92-99.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проявление речевой агрессии, направленной на авторов и героев статьи в жанре интернет-комментария

Филиппова Мария Петровна
аспирант, Удмуртский государственный университет, РФ, Ижевск

 

THE MANIFESTATION OF VERBAL AGGRESSION AIMED AT AUTHORS AND HEROES OF ARTICLES IN THE GENRE OF INTERNET COMMENTARY

 

Maria Filippova

Postgraduate student, Udmurt State University, Russia, Izhevsk

 

Аннотация. В статье определяются основные способы реализации речевой агрессии, направленной на авторов и героев статьи/корневого поста. Как правило, речевая агрессия актуализируется через сочетание различных семантических, прагматических и стилистических языковых средств и речевых приемов.

Abstract. The article defines the main ways of implementing speech aggression aimed at the authors and heroes of the article / root post. As a rule, speech aggression is actualized through a combination of various semantic, pragmatic and stylistic linguistic means and speech techniques.

 

Ключевые слова: речевая агрессия; интернет-комметарий; интернет-коммуникация; негативная оценка; argumentum ad personem.

Keywords: speech aggression; online comment; internet communication; negative evaluation; argumentum ad personem.

 

В рамках нашего исследования проявления речевой агрессии в жанре интернет-комментария определено, что речевая агрессия имеет разную направленность. Объектом агрессии может стать автор корневого поста, герои комментируемого материала, другие интернет-пользователи, оставившие свои комментарии, и представители иных групп (признак, по которому формируются группы, как правило, зависит от заявленной в корневом сообщении тематики, например, представители других национальностей «евреи», «поляки», «украинцы» или других политических взглядов «либералы», «демократы» и т.д.).

В данной статье выделяются основные приемы реализации речевой агрессии, направленной на авторов статьи/поста и на героев основного статьи/корневого поста (далее примеры приведены с сохранением авторской орфографии и пунктуации, концептуально важные фрагменты выделены при помощи полужирного начертания).

Речевая агрессия, направленная на автора статьи/корневого поста

Определено, что предметом оценки при речевой агрессии, направленной на автора статьи/корневого поста, становятся, как правило, умственные способности автора, профессионализм (компетентность) и непосредственно личность автора. Данная оценка достигается за счет использования различных языковых и речевых средств с эксплицитным и имплицитным способами формирования оценки.

Так, негативная оценка умственных способностей автора эксплицируется через использование сниженных лексических средств, которые актуализируют в самом значении при констатирующем характере семантики негативную оценку и сопровождаются экспрессивной окраской.

Erg Rg: Почему неинтересно. Шизофренично шпарят за Русь, пока друзья ввп (наприсер, Якунин) устраиваются в Лондоне. Ватный патриотизм.махровая собачья любовь.

Этруск: что это за новая дура в СП? [прим. СП – «Свободная пресса»]

Pablo Escobar: Автор просто дебил.. Украине не нужно искать 10 лимонов. Данная сумма будет вычтена из 350 млн, которую США выделит в виде мат.помощи укр.армии. Господин Шаргунов, ну наведите порядок в собственных рядах

Профессионализм и некомпетентность автора негативно оцениваются через использование эксплицитных и имплицитных средств языка.

1. Экспликация через лексические средства, прямо указывающие на непрофессионализм.

Абрам: название статьи «Киеву осталось недолго испытывать русское долготерпени» - авторы подписались, это название как рассматривать, призыв к аккупации ??? Свободная пресса - превращение в экстремистское издание - все больше и больше некомпетентных и провокационных статей так называемых экспертов??? Очень жаль, по делам вашим и воздастся вам.

2. Имплицитно выраженная оценка профессиональных качеств достигается через метонимические переносы с самого текста статьи/поста на личность автора. Текст статьи/поста негативно оценивается через апелляцию к качеству:

а) неоригинальность текста.

Вилли: Статью передрали из другого СМИ. А в целом мне до пятой точки, что в Хохоломории отмечают, кому молятся и за что пьют. Хохол есть хохол. Запусти его в Африку и ппц континенту. Все черные аборигены в испуге будут бежать в Европу .. к Меркель к сиське и на шею. Там где прошел саломордный, земля горит черным пламенем.

Мудный полоВник ОслоЙобсс: Тут все статьи высосаны и при том не из пальца

б) неинтересная, неактуальная информация

АНАСТАС  и АНАСТАС: И читать неинтересно и уж тем более комментировать

МЕГАWATНИК: уф мля...блюэ... что-то так воняет протухшими «новостями» ... от куда это?

в) смысловая нагрузка текста

+?!+: Та нихто ничего не рвет. Статейка развод плебса на межконфессиональный гнев. И, что примечательно, властям придержащим это удается, начиная с Варфоломеевской ночи и по сей день, только дай волю начнут за веру Христову друг друга хоругвями лупить, а на Донбасе счет побитый православных перешел на десятки тысяч

ТТТ: Свобод.пресса - прокремлеквская газета, маленький Киселево-Соловьевский рупор. Тем одна - заср..ть мозги читателям, которых здесь не больше 20..!!! НО и это победа !!

Негативная оценка усиливается за счет использования лексических средств, эксплицирующих негативное отношение комментирующего к актуализированной теме («мне до пятой точки»), за счет использования перифраза («высосаны и при том не из пальца»), а также за счет стилистически-сниженных языковых средств («воняет», «статейка развод», «засрать мозги»). Кроме этого, имеются словообразовательные средства, несущие негативную эмоционально-экспрессивную семантику («статейка»).

Негативная оценка личности автора достигается за счет:

а) словообразовательных средств

Дедушка с деревни: Писарюги, визжать не надоело? Помню визжали про Пальмиру, на весь мир. <...>

б) семантико-синтаксических средств: оптативное высказывание с глаголом, передающим негативное отношение. Конструкции такого типа и несут высокую степень аффектации и экспрессии.

Нехохол: населению пох на ненужные праздники. доходы и цены - это да, а в своем формировании дискурса по сливу эмоций паствы - захлебнитесь сами, анализаторы, Слава КПСС? - пох.

Речевая агрессия, направленная на героев статьи/корневого поста

При анализе речевой агрессии, направленной на героев статьи/корневого поста определены следующие предметные группы агрессии.

Так, предметом оценки может становиться деятельность героев. В большинстве своем встречается актуализация метафорической модели «криминальный мир», обладающей негативным потенциалом.

Михаил Зароков: Реальная картина дел во многом

Кремлевский вор не решается поддерживать Донбасс.

Ведь если поддержит, сешеа лишит рос.олигархов всего наворованного и вывезенного из России.

А этого рос.олигархат. не позволит сделать своему ставленнику и пособнику

Пух2014: За воровство надо высылать в какляндию, там этим пидрам и место. А вот белогандонников навроде мудного буряка уже пора на куйнасаживать

Суворов Виктор: Петю, Турчинова, Порубия,Яроша,Авакова,Геращенко, Ляшко. Этих уголовников пора на гиляку

Концепт «криминальный мир» эксплицируется через использование лексики, в самом значении которой при констатирующем характере семантики содержится негативная оценка деятельности, занятий, поведения, сопровождаемая экспрессивной окраской. Подобные слова в силу логико-понятийной природы их денотатов (обозначаемых ими лиц) в самом номинативном (основном) значении имеют уже негативную оценку, оставаясь все же в рамках констатирующей семантики.

Кроме эксплицитных способов формирования метафорической модели «криминальный мир» используются имплицитные, которые заключаются в использовании глаголов, содержащих сему «наказание за преступление»:

Кара Божья: Почему не арестуют и не повесят Хуга? [официальный представитель ОБСЕ на Украине - в тесте статьи]

Встречаются высказывания с семантикой долженствования, необходимости совершения насильственных действий в отношении героев статьи/корневого поста. Обоснованием необходимости также становится деятельность героев.

JudasПозор: после того как гундяй сказал что Славяне это варвары и неграмотные народы - Его уже после этих слов надо было гнать из страны сраной метлой а ему чин дали и посадили на РПЦ - «слово пастыря» читать

Суворов Виктор: Петю, Турчинова, Порубия,Яроша,Авакова,Геращенко, Ляшко. Этих уголовников пора на гиляку

Речевая агрессия, направленная на героев статьи/корневого поста, может проявляться в представлении объекта как врага. Например:

ЩУХЕВИЧ РОМАН: Московский патриарх как враждебный - вон с УКРАИНЫ

Sallor62: Какое ваше кацапское дело какие праздники празднует Украина? Московского патриарха вообще не должно быть в Украине - заполз как змея на украинскую землю только через ложь, подкупы и военную интервенцию

Анд: Это к шухевичу ... он и его братья по карательным операциям СС очень хорошо знают как уничтожать население мирное...

Анд: Как уничтожать свое население??? Это к герою своему - шухевичу вопросы..... он как истинный эсэсовец это дело хорошо знает

Образ врага формируется различными средствами. Эксплицируется через однокоренные слова от «враг» («враждебный») и имплицитно представлен через зоосемантическую метафору и прецедентные компоненты «карательным операциям СС», «истинный эсэсовец».

Создание враждебного образа достигается через апелляцию к деятельности героев: «заполз через ложь, подкупы и военную интервенцию», «знают, как уничтожать население», «как уничтожать свое население <…> он как истинный эсэсовец это дело хорошо знает».

Интенсификация агрессии происходит при помощи использования высказываний с призывами-лозунгами («вон с Украины») и с семантикой долженствования («не должно быть в Украине»). А также за счет риторического вопроса, предполагающего имплицитный негативный вывод («Как уничтожать свое население??» - вывод: герой уничтожает свое население).

В отдельную группу выделяются высказывания, актуализирующие речевую агрессию, направленную на героев, объединенных по признаку отношения к власти. Чаще всего власть оценивается как террористическая, насильственная, причиняющая вред. Выражение агрессии подкрепляется высказываниями-возмездиями: «От суда ни одна сволочь не уйдет!».

Sidor SS: Испытываю живой интерес к этой фашистской киевской власти. Фантазии и креатив этих моральных недоносков расширяет горизонты невозможного. Любопытно наблюдать, как жизнь тараканов в банке

Sidor SS: Чего только не сделает бандеровская власть ради спасения своих шкур. Напрасно надеются, отвечать перед народом Украины придется за все. От суда ни одна сволочь не уйдет!

И, естественно, речевая агрессия, направленная на героев статьи/корневого поста, реализуется через прием argumentum ad personem, который «по сути своей содержит оскорбление или принижение оппонента, достигаемое за счет приемов негативной оценки личных качеств». [11]

Выявлены следующие языковые и речевые средства реализации данного приема в отношении героев статьи/корневого поста.

На лексическом уровне используются разговорно-сниженные, вульгарно-просторечные и бранные единицы.

?!: А чё тада у Платницкава така рожа довольная?

Пух2014: За воровство надо высылать в какляндию, там этим пидрам и место. А вот белогандонников навроде мудного буряка уже пора на куйнасаживать

ТАК ОНО И БЫЛО!: А в нацистской украине,рогулей вообще хоронят в общих ямах с табличкой -хирургические отходы... укронацистское бандеровское ублюдочное отребье, выполняет наказ ублюдка шухевича - «Пусть из 40 миллионов украинского населения останется половина - ничего ужасного в этом нет!»

На словообразовательном уровне отмечается использование продуктивного словообразовательного форманта «-гандон», актуализирующего семантику соответствующего слова «гандон».

Анатолий Безуглый: лугандон он и в африке лугандон. Очередной поехал вна рашу организовывать комитет по спасению

В вышеуказанном примере имеется сращение слов «Луганск» и «гандон». Так, окказионализм «лугандон» при помощи словообразовательных средств и метонимического переноса актуализирует в сознании адресата негативную оценку лиц, проживающих в Луганске, и негативную оценку героя статьи.

Также отмечены словообразовательные преобразования вкупе с искажением фонетического облика слова вплоть до полной потери ассоциации с изначальной единицей:

Пух2014: За воровство надо высылать в какляндию, там этим пидрам и место. А вот белогандонников навроде мудного буряка уже пора на куйнасаживать

Часто встречается сращение продуктивного форманта «укр-», отсылающего к государству Украина, и основы слова, несущего негативный заряд.

ТАК ОНО И БЫЛО!: А в нацистской украине,рогулей вообще хоронят в общих ямах с табличкой -хирургические отходы... укронацистское бандеровское ублюдочное отребье, выполняет наказ ублюдка шухевича - «Пусть из 40 миллионов украинского населения останется половина - ничего ужасного в этом нет!»

Речевые приемы, в основном, включают приемы реализации иронии, насмешки, когда отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания:

Лида: Президент Украины с одной стороны враждует с Психопатом Саакашвилли, с другой стороны подражает ему, когда постоянно выступая перед своими гражданами заявляет, что он такой всесильный, что сделает с Россией и её Президентом что-нибудь страшное. Ублажает себя этими бредовыми мечтами

Усиливает эффект насмешки лексема «заявлять». В современных словарных статьях глагол «заявлять» является оценочно-нейтральным, при этом, исходя из семантических и прагматических характеристик употребления, у данной лексемы формируется оценочное значение: «противовес позиции говорящего, которая выражена имплицитно: глагол отражает противостояние сторон» [14] и контекстуально синонимичен выражению «поставить в известность без обсуждения».

Итак, были определены основные приемы реализации речевой агрессии, направленной на авторов и на героев статьи/корневого поста. Как правило, речевая агрессия актуализируется через сочетание различных семантических, прагматических и стилистических языковых средств и речевых приемов.

 

Список литературы:
1. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство.   Ижевск, 2006. 252 с.
2. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т.   М., 2006.
3. Иссерс О. С. Паша -"Мерседес", или речевая стратегия дискредитации // Вестник Омского университета. – Омск, 1997. № 2(4). С. 51–54.
4. Квеселевич Д. И. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка: Ок. 16 000 слов. М., 2003. 1021 с.
5. Клушина Н. И. Образ врага (о военной риторике в мирное время) // Язык современной публицистики: сб. статей / Сост. Г.Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 2005. С. 144 – 161. 
6. Кошель П. В. Французский интернет-комментарий как речевой жанр // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – Москва, 2013. Вып. 10. С. 80-89
7. Крысин Л. П., Баранов А. Н., Грунченко О. М., Левонтина И. Б. Методические рекомендации по исследованию текстов для выявления призывов к осуществлению экстремистской деятельности. – М., 2005.
8. Кузнецов С. А., Оленников С. М. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство. – Москва: Издательский дом В.Ема, 2014. 312 с. 
9. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Русское сквернословие. Краткий, но выразительный словарь. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008.
10. Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11. Пушина М. П. Тактика argumentum ad personem в стратегии троллинга и флей- минга // Вестн. Удм. ун-та. – Ижевск, 2018. Вып. 5. С. 282 - 288.
12. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: УРСС, 2002. С. 54.
13. Рацибурская Л. В., Петрова Н. Е. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2017. 160 с. 
14. Современный русский язык: Система – норма – узус / Инт-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН. – М.: Языки славянских культур, 2010.
15. Стексова Т. И. Речевая агрессия в интернет-комментариях как проявление социальной напряженности // Политическая лингвистика: материалы Международной научной конференции «Политическая коммуникация».   Екатеринбург, 2013. Вып. 3. С. 77-81.
16. Уолтон Д. Аргументы adhominem. – М., 2002. 351 с.