Статья:

Осмысленность жизни как аспект личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Сахарчук Н.Ю., Юричич О.В. Осмысленность жизни как аспект личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 91-98.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Осмысленность жизни как аспект личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте

Сахарчук Наталья Юрьевна
канд. психол. наук, доцент, Кемеровский государственный университет – КемГУ, РФ, г. Кемерово
Юричич Ольга Васильевна
магистрант, Кемеровский государственный университет – КемГУ, РФ, г. Кемерово

 

Meaningfulness of life as an aspect of personal self-determination in early adolescence

 

Natalia Sakharchuk

Candidate of psychological sciences, associate professor Russia in Kemerovo state pedagogical university – KemSTU, Russia, Kemerovo

Olga Jurichich

master's student, Kemerovo state pedagogical university – KemSTU, Russia, Kemerovo

 

Аннотация. Личностное самоопределение обладает ценностно-смысловым и пространственно-временным аспектами. Исследование осмысленности жизни в раннем юношеском возрасте направлено на выявление составляющих смысла жизни личности. Результаты эмпирического исследования выявили низкий уровень внутреннего локуса контроля, недовольство результатом своей собственной жизни, неспособность воспринимать мир и себя самого, приходить к решениям и воплощать их в жизнь.

Аbstract. Personal self-determination has value-semantic and spatio-temporal aspects. The study of the meaning of life in early adolescence is aimed at identifying the components of the meaning of life of the individual. The results of the empirical study revealed a low level of internal locus of control, dissatisfaction with the result of his own life, the inability to perceive the world and himself, to come to decisions and implement them.

 

Ключевые слова: осмысленность жизни; ранний юношеский возраст; экзистенция; цели в жизни; личностное самоопределение.

Keywords: meaningfulness of life; early youthful age; existence; goals in life; personal self-determination.

 

Личностное самоопределение является основным новообразова­нием ранней юности. Основой, с позиции которой необходимо подходить к решению проблемы самоопределения является представление о ценностно-смысловой и пространственно-временной природе личност­ного самоопределения [1, с. 126].

Юношеский возраст (15-18 лет) по мнению ряда авторов, является очень благоприятным периодом для формирования ценностно-смысловой сферы личности, которая в дальнейшем будет ответственна за становление мировоззрения, отношения к окружающей действи­тельности [2, с. 97]. Смысл жизни является вершиной в иерархии смыслов, именно в юности чаще всего впервые появляются размыш­ления о дальнейшем жизненном пути: «Зачем, для чего живет человек? Есть ли в моей жизни какая-то цель? Если есть, то в чем она состоит и откуда берется?».

Умение найти себя в этой жизни, определить дальнейшую цель и задачи, с помощью которой она будет достигнута, является показателем зрелости в юношеском возрасте. Высокий уровень осмысленности жизни в юности позволяет с большой вероятностью предполагать, что и дальнейшее развитие личности будет гармоничным: процессы социализации, личностного и профессионального самоопределения будут протекать без особых затруднений.

Современная психология не стремиться ответить на вопрос, в чем состоит смысл жизни. Ее интересует, какое влияние оказывает смысл жизни или его отсутствие на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни.

Наиболее подробно тему смысла жизни изучил австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл, он убежден, что понимание смысла жизни значительным образом различаются не только от человека к человеку, но и в разные периоды жизни личности. В. Франкл представляет смысл жизни как жизненную задачу [6, с. 37].

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни в современном понимании – это врождённая мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности.

На проблеме потери смысла жизни, которую сам учёный называл «экзистенциальным вакуумом», основана его психиатрическая школа логотерапии. Отсутствие смысла является причиной многих психических заболеваний и разных видов отклоняющегося поведения. Смыслоутрата приводит к стремлению заполнить «экзистенциальный вакуум» с помощью псевдосмыслов – влечения к успеху, власти или потреблению.

У человека, по мнению Франкла, есть три способа сделать свою жизнь осмысленной:

1.    Путем включения в нее аспекта творчества или совершения поступков.

2.    Путем переживания чего-либо, связанного с социумом, или переживаний по поводу кого-либо, кто имеет значение.

3.    Путем переживания страданий, если первый и второй способы оказываются недоступны.

Среди отечественных психологов, занимавшихся проблемой смысла, несомненно, стоит отметить Дмитрия Алексеевича Леонтьева. Смыслу жизни, как интегральной смысловой ориентации, посвящен раздел 3.8. монографии Д.А. Леонтьева «Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности». С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом [4, с. 249]. Д.А. Леонтьев рассматривает смысл жизни как концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого.

В отечественной и зарубежной литературе существует несколько методик, посвященных изучению смысла жизни в психологии. Рассмотрим две методики, разработанные на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адапти­рованной версией теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Это методика, разработанная для определения особенностей жизненных установок человека. В настоящее время в русскоязычной психологии используется версия методики, разработанная и адапти­рованная Д.А. Леонтьевым в 1986-1988 годах.

Не смотря на малый объем опросника (20 пунктов), удается выделить пять факторов, которые можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. При этом они разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореали­зацией. Эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Человек может черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни).

Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен (Локус контроля – жизнь), а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль [5, с. 13].

Второй методикой, используемой в исследовании, является «Шкала экзистенции» (ШЭ). Это один из инструментов, разработанных в рамках экзистенциально-аналитической теории Альфрида Лэнгле, над содержанием опросника работа Кристин Орглер.

Понятие экзистенциальная исполненность введено в психологию В. Франклом, оно характеризует качества жизни человека. «Уровень» экзистенциальной исполненности показывает, много ли осмысленного в жизни, характерно ли для человека внутреннее согласие, соответствуют ли его сущности его решения и поступки, может ли он вносить хорошее в жизнь. Особенностью методики является то, что она отражает субъективную оценку человеком своей жизни, то есть ее результаты показывают, не как на самом деле живет человек, а как он полагает, что живет [3, с. 141].

В исследовании приняло участие 47 студентов в возрасте от 16 до 18 лет, из них 36 девушек и 11 юношей. Средний возраст участников исследования составил 16,2 года.

Согласно результатам исследования с использованием теста СЖО, приведенным в таблице 1, у 25 % испытуемых осмысленность жизни (ОЖ) ниже нормируемого уровня, среди них 11 девушек и 1 юноша.

Анализ результатов показал, что 17 % испытуемых не имеют четких целей в будущем, это подтверждается низкими значениями по шкале «Цели в жизни». У 8 % опрошенных есть склонность ставить труднодостигаемые цели. Содержание жизни 23 % студентов характери­зуется низкой эмоциональной насыщенностью, они не воспринимают процесс своей жизни как интересный и наполненный смыслом. Напротив, у 11 % опрощенных результат по шкале «Процесс жизни» выходит за границы нормы [5, с. 14] и их можно характеризовать как людей, живущих сегодняшним днем и старающихся удовлетворять все свои сиюминутные желания. Удовлетворенность самореализацией испытывают 71 % студентов, 25 % не довольны результативностью своей жизни.

Таблица 1.

Результаты диагностики по методике смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева среди людей раннего юношеского возраста

Шкала

Значение показателя, %

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Цели в жизни

17

75

8

Процесс

23

76

11

Результат

25

71

4

Локус контроля – Я

23

73

4

Локус контроля – жизнь

25

67

8

Осмысленность жизни (ОЖ)

25

64

11

 

Способность строить свою собственную жизнь в соответствии со своими целями и задачами обладают 77% студентов, у 23% значение показателя «Локус контроля – Я» выходит за нижнюю границу нормы. Уверенность, в том, что человеку дано контролировать свою жизнь имеют 67% опрошенных, кроме этого 8% имеют очень высокие показатели по шкале «Локус контроля – жизнь», то есть верят в то, что человеку ничего не мешает принимать решения и воплощать их в жизнь. Одна четвертая часть студентов убеждена, что жизнь не подвластна сознательному контролю и нет необходимости что-либо планировать на будущее.

Результаты диагностики по методике «Шкала экзистенции» представлены в таблице 2. Способностью взглянуть на себя и на ситуацию с некоторой дистанции, отодвинуть при необходимости свои желания, представления, чувства и намерения обладают 56 % испы­туемых, еще у 8 % значение показателя «Самотрансценденция» (SD) достигло достаточно высокого уровня. У 36 % студентов выявлено отсутствие дистанции по отношению к самому себе. Это может быть объяснено незрелостью или одной из форм внутреннего смятения. При низком показателе SD человек преимущественно занимается самим собой, например, навязчивыми желаниями или мыслями, автоматическим мышлением, фиксированными чувствами, упреками в свой адрес, но такие же показатели появляются и при чрезмерных ситуативных нагрузках.

«Самотрансценденция» (ST) измеряет свободную эмоциональность, которая проявляется в способности испытывать близость к чему-либо/ кому-либо и сочувствовать, жить ради чего-то/кого-то, чувствовать ценности, переживать захваченность ценностью, эмоционально откли­каться [3, с. 147]. У 28% опрошенных показатель ST очень низок, их жизнь бедна чувствами, преимущественно деловита и функциональна. Недостаток эмоциональности делает человека беспомощным, неуверенным, человек сам не знает, что ему нравится и чего он хочет. Возникающие чувства воспринимаются как мешающие и вводят в заблуждение. У 13% студентов показатель ST выше среднего, они имею богатый эмоциями внутренний мир, способны чувствовать и ориентироваться в ценностных основаниях. Большинство же, 59% имеют не высокую эмоциональность.

Низкий показатель по шкале «Свобода» (F) был выявлен у 26 % испытуемых, такие люди не уверены в собственных решениях. У 17 % студентов показатель по шкале F превышает средний, способность формировать суждения и находить решения в различных ситуациях у них развита на достаточно высоком уровне. Но все же, более половины испытуемых, 57%, проявляют неуверенность в собственных решениях.

На основании показателя «Ответственность» (V) можно судить, насколько у человека развита способность доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей [3, с. 149]. Как видно из таблицы 2, лишь у 13% человек значения показателя V выше среднего, это позволяет сделать вывод, что эти студенты больше затронуты соотнесением с жизнью и придерживаются обязательного, заботливого обхождения с ней. Очень низкий показатель по шкале V выявлен у 26% студентов, жизнь для них идет сама собой, она в малой степени поддается планированию и не пронизана собственной волей. Человек застывает в позиции ожидания и в большей степени является зрителем. Преобладает сдержанность. Чувство долга не выражено, но может быть сформировано.

Показатель «Персональность» (Р) описывает насколько человек открыто воспринимает мир и себя самого [3, с. 150]. Низкое значение показателя P обнаружено у 36% опрошенных, это указывает на их закрытость. На нагрузки такие люди реагируют с повышенной психосоматической готовностью. Всего лишь 4% имеют показатель P выше среднего, проявляется открытость в отношении к миру и к самому себе.

Показатель «Экзистенциальность» (Е) описывает такую сущест­венную характеристику человеческой экзистенции, как способность ориентироваться в этом мире, приходить к решениям и ответственно воплощать их в жизнь, меняя ее, таким образом, в лучшую сторону [3, с. 152]. Для 32 % испытуемых был выявлен низкий показатель E, это указывает на образ жизни, в котором решения принимаются с трудом и есть бездействие. Проявляются неуверенность в принятии решений, необязательность, сдержанность, незнание того, что нужно делать, малая способность выдерживать нагрузки, чувстви­тельность к помехам. Относительно высокий показатель по шкале E обнаружен у 8 % студентов. Такие люди стремятся устроить свой мир и свою жизнь.

Общий показатель G говорит о том, насколько наполнена смыслом экзистенция личности. Результат по шкале G позволяет судить о том, как развита способность справляться с самим собой и с миром, как проявляется возможность пойти на внутренние и внешние требования и предложения, соотнося их с собственными ценностями. Лишь у 8% испытуемых этот показатель на достаточно высоком уровне.

В результате исследования подтвердилось, что у 32 % испытуемых общий показатель G низкий. Человек с низким показателем G зациклен на себе и эмоционально не способен к диалогу, нерешителен, ответственная включенность в жизнь отсутствует.

Таблица 2.

Результаты диагностики по методике «Шкала экзистенции» среди людей раннего юношеского возраста

Шкала

Значение показателя, %

Очень низкое

От низкого до среднего

Среднее и выше среднего

Самодистанцирование SD

36

56

8

Самотрансценденция ST

28

59

13

Свобода F

26

57

17

Ответственность V

26

51

13

Персональность P

36

60

4

Экзистенциальность E

32

60

8

Общий показатель G

32

60

8

 

Таким образом, результаты проведенного исследования выявили низкий уровень внутреннего локуса контроля (шкалы локус контроля – жизнь и локус контроля – Я), недовольство результатом своей собственной жизни (шкала «Результат»), неспособность воспринимать мир и себя самого (шкала «Персональность»), приходить к решениям и воплощать их в жизнь (шкала «Ответственность»).

Исследование уровня осмысленности жизни в раннем юношеском возрасте представляет научный интерес, так как позволяет прогнозировать дальнейшее развитие личности. Анализ результатов исследования помогает внести нужные корректировки в процесс формирования ценностно-личностной сферы студентов, что обеспечит оптимальные условия для их дальнейшей социализации и становления качеств, необходимых для профессионального саморазвития.

 

Список литературы:
1. Гинзбург М.Р. Ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты развития в подростковом и юношеском возрастах // Мир психологии. – 2017. – № 1 – С. 125–129.
2. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. – М.: Академический Проект: Трикста, 2006. – 256 с.
3. Кривцова С.В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existenzskala) // Экзистенциальный анализ. – 2009. – № 1 – С.141–170.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007. – 511 с.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М.: Смысл, 2006. – 18 с.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М: Прогресс, 1990. – 368 с.