Статья:

Плечо дознавателя военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации в период введения специальных правовых режимов

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Информационное право

Выходные данные
Крмаджян В.Г. Плечо дознавателя военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации в период введения специальных правовых режимов // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 39-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Плечо дознавателя военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации в период введения специальных правовых режимов

Крмаджян Ваге Геворгович
старший лейтенант юстиции, Начальник отделения (дознания, дисциплинарной и административной практики) военной комендатуры (гарнизона, 2 разряда), РФ, н.п. Видяево

 

SHOULDER OF THE INTERROGATOR OF THE MILITARY POLICE OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE INTRODUCTION OF SPECIAL LEGAL REGIMES

 

Vahe Krmajyan

Lieutenant of Justice, Head of the department (inquiry, disciplinary and administrative practice) of the military commandant's office (garrison, 2nd category), Russia, n. p. Vidyaevosenior

 

Аннотация. Роль и функции дознавателя в венной полиции в период введения специальных правовых режимов. В статье рассматриваются специальные формы правовых режимом Российской Федерации.

Abstract. The role and functions of the investigator in the military police during the introduction of special legal regimes. The article deals with the special forms of legal systems of the Russian Federation.

 

Ключевые слова: военная полиция; дознаватель; военное положение; особые (правовые) режимы.

Keywords: military police; interrogator; martial law; special (legal) regimes.

 

Роль и функции дознавателя военной полиции в достаточной степени освещены в обычных условиях существования российского общества и государства, однако, зачастую вне поля зрения остается, деятельность в экстраординарных, кризисных условиях, который характеризуются введением специальных (особых) правовых режимов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации к указанным специальным (особым) правовым режимам относятся:

  1. Военное положение - особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против России. Регламентируется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении"[2]
  2. Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Регламентируется Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Российское законодательство выработало правовые механизмы реагирования на кризисные ситуации, в связи с чем помимо военного и чрезвычайного положения действующее законодательство и административная практика предусматривают возможность введения иных видов специальных правовых режимов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного, экологического и техногенного характера, которые получили условное название особое положение.[3] Эти режимы могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Анализ специальных (особых) правовых режимов приводит к выводу о том, что все они характеризуются изменением правового статуса (прав, обязанностей и полномочий) личности, должностных лиц и органов. Таким образом, при указанных правовых режимах изменяется и правовой статус воинских частей, подразделений, организаций и должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации. Плечо, то есть содействие (обеспечение), дознавателя военной полиции в достижении стоящих перед Вооруженным Силам Российской Федерации целей и задач, в условиях специальных (особых) правовых режимов, а также соответствующие проблемы из этого вытекающие, лучше всего рассмотреть на примере военного положения, поскольку оно объединяет в себе правовые механизмы иных специальных (особым) правовых режимов.[1]

Основной задачей стоящей перед военной полицией, как в нормальное, так и в кризисное время, то есть в обстоятельствах военного положения, как специального (особого) правового режима, это реализация правоохранительных функций, которые хотя и наличествуют у должностных лиц (главным образом у командиров воинских частей, соответствующих начальников) Вооруженных Сил Российской Федерации, однако им не свойственны. То же справедливо и для дознавателя военной полиции, который, реализуя свои функции, исключает необходимость исполнять уголовно-процессуальные полномочия командиров (начальников), осуществляющих во время военного положения задачи по предназначению, таким образом, дознаватель военной полиции образно подставляет своё плече командирам (начальникам) Вооруженных Сил Российской Федерации, позволяя им исполнять свой долг перед Отечеством не отвлекаясь на несвойственные им задачи.

Поскольку специальные виды судопроизводства УПК РФ не предусмотрены, то даже в условиях военного положения, уголовный процесс осуществляется в обычном порядке, в связи с чем, плечом дознавателя в отношении «профильной» деятельности командиров (начальников) можно назвать то, что дознаватель военной полиции уполномочен осуществлять производство неотложных следственных действий по правилам ст. 157 УПК РФ по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, хотя, к сожалению, не вправе осуществлять дознание по правилам глав 32 и 32.1 УПК РФ. Данное обстоятельство негативно влияет на эффективность подставляемого дознавателем плеча, тем не менее, этот недостаток в какой-то степени нивелируется тем, что дознаватель военной полиции также, как и любой другой дознаватель вправе произвести весь объем процессуальных действий. Дознаватель в соответствии с положениями ст. 41 и др. УПК РФ по своему процессуальному статусу является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, осуществляющим уголовное преследование при производстве по уголовному делу на досудебных стадиях: при возбуждении уголовного дела и осуществлении по нему предварительного расследования. Вместе с тем функционирование института дознания в военной полиции создает предпосылки для наделения в недалеком будущем дознавателя полномочиями по производству дознания по правилам глав 32 и 32.1 УПК РФ, то есть к усилению той помощи плеча дознавателя военной полиции, которая оказывается командирам начальникам Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях особых правовых режимов, в том числе военного положения.

В период введения специальных правовых режимов деятельность органов дознания приобретает особую значимость, требуя быстроты без снижения качества проводимых мероприятий.  В целях успешного выполнения комплексов, поставленных задач обстановка требует от дознавателя хорошо продуманных, тщательно спланированных действий.[5] Военный следователь Приамурского военно-окружного суда полковник И.П. Пеганов, считал, что «в военное время надлежащая доброкачественность органов дознания и способов отправления правосудия приобретают особенное значение, потому что требуется крайняя быстрота его, отчетливость, верность, наименьшая вероятность ошибки». Содержание организационно-подготовительных действий при проведении процессуальной проверки, определяется в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств расследуемого дела, положения опрашиваемого/допрашиваемого и значимости ожидаемых от него показаний, технической оснащенности подразделения, условий и обстоятельств, а также ряда множества других факторов. Сложная и быстро меняющаяся обстановка может не позволить проведение первоначальных либо повторных процессуальных действий, например: повторного опроса или допроса, осмотра места происшествия и тд. Самые сложные задачи дознавателя определение виновного, доказательство его причастности и мотивы. Все это накладывает особую ответственность на дознавателя военной полиции, поскольку в таких уголовно-процессуальных вопросах он является именно тем плечом, то есть помощником, на которое могут положиться командиры (начальники) Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях особых правовых режимов, в том числе военного положения.

Розыскная деятельность в период специальных правовых режимов так же приобретает значимую роль и осуществляется с непосредственным привлечением и участием дознавателей военной полиции, включая в себя все предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и уставами Вооруженных Сил Российской Федерации меры, принимаемые для установления лица, подозреваемого в совершении преступления, и розыска обвиняемого, место нахождения которого неизвестно, а также общие и индивидуальные профилактические мероприятия, сбор данных о личности и местонахождении правонарушителя, организацию в необходимых случаях его преследования по следам совершенного преступления, иные меры раскрытия и предотвращения готовящегося или совершенного преступления. Розыскные мероприятия проводятся во взаимодействии с военной прокуратурой и другими правоохранительными

Подводя итоги, допустимо сказать, что плечо дознавателя военной полиции, подставляемое им командирам (начальникам) Вооруженных Сил Российской Федерации в сложных кризисных ситуациях, которые характеризуются условиями особого правового режима, такого как военное положение, это действенный механизм помощи командирам (начальникам), позволяющий им не отвлекаться на несвойственные им задачи, а сосредоточится на своём предназначении.[3] В то же время, в данном вопросе присутствует озвученная выше проблематика, которая, тем не менее, может быть и должна быть устранена внесением соответствующих изменений в законодательство, прежде всего УПК РФ, что приведет к повышению эффективности помощи оказываемой дознавателем военной полиции командирам (начальникам), укрепив тем самым плечо, на которое с уверенностью могут положиться те, кто защищает Родину, в условиях особых правовых режимов.

 

Список литературы:
1. Бородин И.А., Комментарий к закону «О статусе военнослужащих»-М.: Феникс, 2018.-480с.
2. Военная Доктрина Российской Федерации.- М.: Проспект, 2020.-982 с.
3. Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу».-М.: Проспект, 2018.-161с.
4. Зиновьев А.С. Учебное пособие по изучению и практическому применению общевойсковых уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.- М.: Феникс, 2019-256с
5. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.- М.: Рипол Классик, Омега-Л, 2016-496с.