Статья:

РОЛЬ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Конференция: LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Международное право

Выходные данные
Шевякова Д.Д., Джораева С.В. РОЛЬ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 12(71). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Шевякова Дарья Дмитриевна
студент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Джораева Светлана Викторовна
канд. филос. наук, доцент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

RUSSIA'S ROLE IN INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL COOPERATION

 

Daria Shevyakova

Student of Orenburg State University, Russia, Orenburg

Svetlana Dzhoraeva

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Orenburg State University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. В статье рассмотрена международная экологическая функция России. Определены приоритетные направления деятельности Российской Федерации на международном уровне в области охраны окружающей среды. Установлены новые подходы в сфере международного сотрудничества.

Выделен ряд новых проблем, возникших в результате вхождения России в мировой экологический рынок, которые предполагают необходимость правового решения. Сделан вывод о дальнейшем развитии законодательной базы России в области международного период экологического права.

Abstract. The article considers the international ecological function of Russia. The priority areas of activity of the Russian Federation in international law in the field of environmental protection are determined. New approaches have been established in the field of international cooperation. A number of new problems that arise as a result of Russia's entry into the ecological ecological market are identified, which require the adoption of the right decisions. The conclusion is made about the development of the future future of Russia in the field of the international period of environmental law.

 

Ключевые слова: экологический кризис; окружающая среда; договор; международные организации; принципы; экологическое сотрудничество.

Keywords: ecological crisis; environment; treaty; international organizations; principles; ecological cooperation.

 

Экологический кризис – проблема с которой человечество сталкивается на протяжении многих лет. Зачастую она приобретает глобальный характер и касается уже не одно государство. Поэтому проблема, связанная с охраной окружающей среды, становится все более актуальной, выходя на первый план в международных отношениях.   

В связи с негативными изменениями окружающей среды на нашей планете, порождает необходимость сотрудничества государств в области защиты окружающей среды. Поэтому международное сотрудничество играет важную роль в обеспечении экологической безопасности любого государства в целом.

Для международного сообщества охрана природы является одной из наиболее важных задач, которые необходимо решать для защиты экологических интересов не только сегодняшнего дня, но и будущих поколений.

Именно поэтому международное сотрудничество в области охраны окружающей среды является самостоятельным блоком активной внешнеполитической деятельности российского государства, обусловленной особой значимостью России, обладающей природными ресурсами и стабилизирующей экологический потенциал мирового значения.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области устойчивого природопользования, необходимо в первую очередь: 

– продвигать национальные интересы Российской Федерации в указанной сфере международной деятельности;

– создавать экологически безопасные и природные ресурсы;

– обеспечить ресурсами постоянный анализ эффективности участия Российской Федерации в международных природоохранных и природоохранных соглашениях, а также в деятельности международных организаций по оптимизации форм и механизмов сотрудничества [1, с. 294].

Международное сотрудничество России основывается на императивах универсального международного права, а также на приоритетах национальной экологической политики.

Конкретными принципами международного сотрудничества в этой области являются: принцип неотъемлемого суверенитета государств над национальными природными ресурсами; принцип недопустимости причинения трансграничного ущерба окружающей среде; принцип предварительного уведомления и обмена экологической информацией; принцип анализ минимизации воздействия на окружающую среду и т. д.

В целях обеспечения экологически устойчивого развития Российской Федерации на глобальном, региональном межгосударственном, федеральном и местном уровнях необходимо определить приоритеты международного сотрудничества в области охраны окружающей среды [2].

В настоящее время, существует достаточно большое количество организаций, деятельность которых направлена на охрану и защиту окружающей среды.

Примером таких международных органов, осуществляющих свою деятельность под эгидой ООН является:

– Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Международная морская организация, Всемирная метеорологическая организация, Международная организация по радиологической защите и другие.

Самой крупной и всем известной организацией является программа ООН по окружающей среде или ЮНЕП, которая осуществляет тесное сотрудничество со 193 государствами-членами, в число которых входит и Российская Федерация. На официальном сайте данной организации можно увидеть много новых проектов, которые создаются на основе актуальных проблем, касающихся экологии. 

Важную роль в области охраны окружающей среды играет Организация Объединенных Наций, которая на практике реализует совместные международные усилия. В этом направлении, налаживая сотрудничество, с государствами мира, способствуя решению национальных проблем, связанных с охраной природы [3, с. 14-27].

В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права, государства обязаны заботиться о том, чтобы любая деятельность, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерб окружающей среде той или иной страны среди других стран или районов, находящихся за их пределами.

Эксперты ООН отмечают, что решить современные экологические проблемы, существующие в мире, можно путем проведения следующих мероприятий:

1) исследование и анализ основных причин экологического кризиса и борьба с его последствиями;

2) привлечение широкой общественности;

3) обеспечение средств правового регулирования;

4) инвестирование в будущее [4].

Российская Федерация принимает активное участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьями 81 и 82 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами в области охраны окружающей среды.

Исчерпывающая и актуальная информация о международном сотрудничестве России в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности размещена на сайте Минприроды, которая осуществляет двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды более чем с 50 зарубежными странами и прежде всего со странами СНГ.

Совместная защита окружающей среды предусматривается в Уставе СНГ. В 1992 г. странами СНГ было заключено Соглашение "О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды". В 1996 г. между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и РФ подписан Договор, обязывающий их наращивать сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности, предпринимать совместные меры по предотвращению и ликвидации последствий аварий, угрозы стихийных бедствий, ядерных и экологических катастроф. Эти договоренности носят достаточно общий характер, соответствуя духу и букве современного международного экологического сотрудничества.

Таким образом, в международной деятельности Российской Федерации был определен приоритет ее участия в области охраны и защиты окружающей природной среды и ее объектов от загрязнения, уничтожения и прочего негативного воздействия.

Заинтересованность такого рода можно объяснить: огромной государственной территорией, проживанием на ней многочисленных наций и национальных объединений с присущими им различными этническими и историко-культурными интересами, наличием множества видов животных и растений и т.д.

Несмотря на пережитые государством бурные политические и экономические изменения, гражданскую и Великую Отечественную войны, Россия активно осуществляла и осуществляет международно-правовую экологическую функцию: разрабатывает, принимает участие в заключении международных одной нормативно правовых актов приоритетного направления; участвует в спасении, охране и защите многих видов животного и растительного мира, природных и национально-культурных объектов в различных районах нашей планеты.

 

Список литературы: 
1. Актуальные проблемы деятельности международных организаций: теория и практика. — М., 1992. — С. 294.
2. Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, проблемой Стокгольм, 5–16 июня 1972 года (издание Организации Объединенных Наций, № Р.73. II. А. 14)
3. Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства // Журнал российского права. 2004. № 5. — С. 14-27.
4. Глобализация и терроризм: противоречия и угрозы XXI века: ст. и докл. междунар. конф., Москва, 13–15 мая 2008 г. / В. В. Минаев и др.; под ред. В. В. Минаева. — М.: Издат. центр Российского государственного гуманитарного университета.
5. Копылов М. Н. Международные организации и охрана окружающей среды. — М., 1994. — С. 274. 
6. Принципы, касающиеся общих прав и обязанностей. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию // МЖМП.1992. — № 4. — С. 207.
7. Рачевский А. Н., Данекина Д. П. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в 1996 году. — Мн.: 1997.
8. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ 19 апреля 2017 г. № 176).
9. Шишков Ю.В. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации (прогноз на 2000-2015 годы). М.: РАН, 1998.
10. Электронный ресурс: Доступ из справочно-правовой системы "Гарант"