Статья:

Правовое положение холдинга в России: мировой опыт, проблемы, пути решения

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Иванова С.А. Правовое положение холдинга в России: мировой опыт, проблемы, пути решения // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 42-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое положение холдинга в России: мировой опыт, проблемы, пути решения

Иванова Софья Андреевна
магистрант Дальневосточный государственный университет путей сообщения. РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. Мировая практика показывает, что такая структура коммерческих организаций, как холдинг является популярной, но в Российской Федерации в отличие от других стран правовой статус таких объединений не обеспечивает эффективное ведение предпринима­тельской деятельности.

В статье проводится анализ законодательства зарубежных стран, регулирующего правоотношения, которые складываются между компа­ниями, входящими в группу компаний, их правовое положение в России.

 

Ключевые слова: холдинг; правовой статус и правовое положение холдинга; холдинговая модель организации бизнеса; законодательное регулирование деятельности холдинга; налоговый режим холдинговых компаний; налоговый статус холдинга.

 

На современном этапе развития российской экономики наблюдается активизация интеграционных процессов на основе формирования холдинговых предприятий (структур, объединений). В связи с отсут­ствием в России правовой базы, полностью или частично регламенти­рующей деятельность холдингов, изучение законодательства других стран мира представляется перспективным. Но следует иметь в виду, что оно тоже имеет недостатки, а прямое заимствование и копирование не всегда возможно.

Холдинговая модель организации бизнеса в любой стране, несомненно, имеет определенное преимущество по сравнению с любыми другими формами [9, с. 178].

В праве Великобритании существует точное и четкое определение понятия «холдинг». В данной стране предпринимаются реальные шаги к обеспечению надлежащего регулирования холдинговых отношений.

Что касается исторической родины классических холдинговых объединений и структур – это США, то здесь, в силу специфики государственного устройства, отсутствует одинаковое для всех штатов страны законодательство, определяющее правовое положение кор­пораций. Поэтому предпринимательские объединения регистрируются и функционируют в основном в штатах с льготным налоговым режимом. Холдинги торгово-промышленных компаний относятся к корпорациям общего типа, а холдинги финансовых предприятий - к финансовым компаниям. Из первых полностью урегулирована работа холдингов электро- и газоснабжающих организаций, где существует правило - корпорация, имеющая более 10 процентов акций с правом голоса в другой компании, подлежит регистрации холдинговая.

В некоторых европейских странах отсутствуют специальные законодательные акты, касающиеся регулированию деятельности холдингов. При в Англии, Германии, Франции, Ирландии, Бразилии правовое обеспечение деятельности объединений осуществляется при помощи законодательства, регулирующего организационно-правовые формы участников таких объединений. Например, в Германии законода­тельное регулирование холдингов осуществляется Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Следует учесть, в Российской Федерации правовое регули­рование холдингов в отдельных отраслях имеет некоторые особенности. Например, банковская сфера, которая более развита, в части установ­ления критериев банковского холдинга, оно может служить основой для дальнейшего законотворчества.

Основой для создания специальных правил о банковских холдингах стали нормы общего законодательства – пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (с изм. от 01.09.2018) «Об акционерных обществах» [1, ст. 1]; пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью» [2, ст. 1], где указаны особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ в сфере банковской деятельности, которые определяются федеральным законом.

В России внутри холдинга отсутствует конкуренция, которая поддерживает качество производимой продукции и (или) оказываемых услуг; поддерживаются нерентабельные предприятия, снижает экономическую эффективность полностью.

В Великобритании существуют особенности регулирования взаимо­отношений внутри холдингов - запрет перекрестного участия в холдинге, в соответствии с которым дочерняя компания не может являться участ­ником главной. Такая передача акций - недействительна [10, с. 48]. Следует в российском законодательстве рассмотреть возможность установления ограничений на «перекрестное владение акциями». Данный запрет достаточно эффективен для целей развития холдингов.

У холдинговых структур (объединений) по сравнению с другими формами организаций наименее выгодный режим налогообложения. Преодоление «границы юридического лица» влечет за собой возник­новение налогооблагаемой базы. В юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, следовательно, может устанавливаться баланс доходов и расходов. Также в РФ не применяется характерный, как в США, принцип унитарного налогообложения. В России холдинги имеют, по сути, «двойное налогообложение» [5, с. 39].

Или, например, в Испании действует законодательство, которое предусматривает применение другого налогового режима к холдинговым объединениям. Режим носит название - «компания по владению иностранными ценными бумагами». Суть режима в том, что при выполнении определенных условий компания освобождается от налога на получаемые ею дивиденды и на доходы от реализации активов, а также от налога на исходящие дивиденды [5, с. 57]. Получается, что испанский холдинг приобретает свойство налоговой прозрачности, и устраняются негативные эффекты двойного налогообложения.

Российское законодательство в данной области на сегодняшний момент носит отчасти фрагментарный характер и намного отстает от требований правоприменительной практики. Некоторые нормативные (правовые) документы непоследовательны, противоречивы, а также не имеют единого понятийного аппарата и характеризуются отсутствием адекватной и корректной юридической техники [6, с. 64].

На сегодняшний день можно выделить некоторые острые проб­лемные моменты в сфере правового положения холдинга в России, такие как: отсутствие законодательно установленной и закрепленной дефиниции «холдинг»; отсутствие взаимодействия органов управления головного предприятия и дочерних юридических лиц; отсутствие режима консолидированного налогообложения участников холдинга.

Применительно к законодательству РФ необходимо рассмотреть возможность нормативно-правового закрепления следующих норм:

  • для решения первой проблемы представляется изложить определение «холдинг» в новой редакции: «Холдинг – форма предпринимательского объединения, которая представляет собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономического контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей деятельности подчиняются холдинговой компании, т. е. головной организации холдинга»;
  • для решения второй проблемы предлагается дополнить нормы права следующим: «По требованию ревизионной комиссии (ревизора) головной компании холдинга участники всего холдингового объединения обязаны представить в установленные ревизором сроки документы о своей финансово-хозяйственной деятельности»;
  • в ходе проведенного исследования было выяснено, что для раз­решения третьей проблемы была уже предпринята попытка закрепления возможности признания холдинга (холдинговой структуры) консо­лидированной группой налогоплательщиков, например, в Проекте федерального закона № 99049555-2 «О холдингах» [4, ст. 10]. Существующий Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ (в ред. 31.12.2017) «О консолидированной финансовой отчётности» [3, ст. 2] не учитывает холдинги в качестве субъекта, который применяет положения указанного закона [7, с. 59].

Таким образом, первой ступенью закрепления возможности признания холдинга (холдинговой структуры) консолидированной группой налогоплательщиков может быть внесение в указанный Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности» следующих изменений в части включения в пункт 9 в часть 1 статьи 2 в редакции: «…на холдинги, действующие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Проанализировав зарубежное законодательство в области регули­рования деятельности холдинговых структур и объединений, можно сделать вывод о целесообразности определения обстоятельств, в силу наступления которых могут возникать холдинговые отношения, а также определить момент их возникновения. Необходимо четко и точно закрепить в налоговом законодательстве «унитарного принципа», согласно которому в целях налогообложения доходов формально самостоятельные организации рассматриваются в качестве единой целой структуры (системы). Также существует необходимость развить возможность формирования договорного холдинга (право головной компании осуществлять руководство дочерними компаниями; право определять решения дочерних обществ путем дачи им обязательных указаний, требовать и контролировать их выполнения) [8, с. 172].

Решение перечисленных правовых задач поможет структури­ровать российское законодательство, наметить пути прогрессивного и правильного развития. Практика создания холдингов идет со значи­тельным опережением законотворческой деятельности, и это «бросает» на холдинги тень недоверия.

Холдинговые объединения (структуры) ассоциируются с извле­чением высокой (маржинальной) прибыли. Законодательство должно сформировать институт холдинга, чтобы такая модель была универ­сальна для ее применения во всех отраслях экономики - как для крупных, так и для малых форм, а также с другой стороны, были найдены решения таких проблем функционирования как налогообложение, взаимодействие органов управления, ответственность и др.

Таким образом, можно констатировать, что в России сложилась такая ситуация, когда холдинги нельзя уже ни игнорировать, ни рассматривать их поверхностно. Необходимо полноценно, системно и комплексно рассмотреть проблемы деятельности холдингов, т. к. указанные проблемы не являются исчерпывающими. Их список попол­няется с каждым годом скорого развития холдинговых объединений. Для того, чтобы будущее законодательство о холдинге (холдинговых объединениях) имело практическое значение и реальное применение, его нормы должны адекватно отразить природу и сущность холдинга, в противном случае, получим неработающий закон, либо, что еще хуже, закон, работающий на искоренение холдинга.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (с изм. от 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 1. - Ст. 1.
2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. - № 7. - Ст. 785.
3. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ (в ред. 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2010. - № 31. - Ст. 4177.
4. Проект федерального закона «О холдингах» № 99049555-2 (не действует) // Справочно-правовая система «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 01.12.2018.
5. Белевцев Н.В. Опыт развития холдинговых компаний / Н.В. Белевцев // Общество и право. – 2013. - № 1. – 78 с.
6. Будылин С.Л. Холдинги в России: правовой и налоговый статус / С.Л. Будылин // Коллегия. – 2013. - № 8. – 192 с.
7. Гололобов Д.В. Консолидация в холдинговых компаниях / Д.В. Гололобов // Право и экономика. - 2013. - № 8. – 84 с.
8. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги: Профессиональные методики / А.Р. Горбунов. - М.: Глобус. - 2015. – 341 с. 
9. Портной К. Правовое положение холдингов в России / К. Портной. - М.: 2014. – 469 с. 
10. Раевская Т.С. Отношения зависимости в рамках группы компаний по праву РФ и по праву Англии / Т.С. Раевская // Евразийский юридический журнал. - 2014. - № 2. – 91 с.