Статья:

Приближённое вычисление корней многочлена

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция "Научный форум: технические и физико-математические науки"

Секция: Математическая логика, алгебра и теория чисел

Выходные данные
Сулипов Ш.Л. Приближённое вычисление корней многочлена / Ш.Л. Сулипов, Д.А. Абдуллаев, З.М. Муцурова, М.С. Ибрагимова, Х.Я. Денильянова, М.Т. Хасханова // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 61-69.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Приближённое вычисление корней многочлена

Сулипов Шамиль Ломалиевич
студент, Чеченский государственный педагогический университет, РФ, Грозный
Абдуллаев Джебир Авадиевич
заведующий кафедры ИТ и МПИ, Чеченский государственный педагогический университет, РФ, Грозный
Муцурова Залина Мусаевна
старший преподаватель кафедры ИТ и МПИ, Чеченский государственный педагогический университет, РФ, Грозный
Ибрагимова Малика Султановна
ассистент кафедры ИТ и МПИ, Чеченский государственный педагогический университет, РФ, Грозный
Денильянова Хеда Яхьяевна
старший преподаватель кафедры ИТ и МПИ, Чеченский государственный педагогический университет, РФ, Грозный
Хасханова Милана Тахировна
старший преподаватель кафедры психологии, Чеченский государственный педагогический университет, РФ, Грозный

 

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о понятие многочленах и приближенное вычисление корней многочлена. методы вычисления корней многочленов.

Ключевые слова: Многочлен, Методы вычисления корней многочленов, Метод Ньютона, Метод хорд, Метод Лобачевского.

 

Общий вид уравнения  n-й степени (где n – некоторое целое положительное число) есть:

   

Коэффициенты  a0 ,  a,  a2 , an-1 ,  an  , этого уравнения мы будем считать произвольными комплексными числами, причём старший коэффициент a0 должен быть отличен от нуля.

Если написано уравнение (1), то всегда предполагается, что требуется его решить, т. е. требуется найти такое числовое значение для неизвестного x, которое удовлетворяет этому уравнению и после подстановки вместо неизвестного и выполнения всех указанных операций обращает левую часть уравнения (1) в нуль.

Целесообразно, заменить задачу решения уравнения (1) задачей нахождения корней левой части этого уравнения:

  , называемом многочленом.

 

Действительные корни любого алгебраического уравнения с действительными коэффициентами могут быть найдены с любой точностью [1] путём вычисления значений многочлена в отдельных точках. Покажем это на примере. Многочлен 

      

имеет корень в интервале (1;2). Обозначим этот корень через х0 . вычисляя значения f(xв точках 1,1 ; 1,2 ; … 1,9 , мы обнаружим, что

f(1,2) < 0        ,   f(1,3)>0   ,

следовательно х лежит в интервале (1,2 ; 1,3). Вычисляя значения f(xв точках 1,21 , 1,22 , … 1,29 , находим , что

f(1,24) < 0     ,    f(1,25)> 0 .

следовательно, х0  лежит в интервале (1,24 ; 1,25) .

Таким образом мы можем найти любое количество десятичных знаков искомого корня х0 , т. е. вычислить его с любой наперёд заданной точностью.

Существуют гораздо более совершенные методы: метод Ньютона, метод итераций,  метод Лобачевского и др.

 

Первый метод: Метод линейной интерполяции

Данный метод иногда называют методом ложного положения. В качестве приближенного значения корня можно принять полусумму границ a и b   , т.е. середину отрезка, концы которого и есть точки . Вполне естественно предположить, что корень лежит ближе к той из границ , которой соответствует меньшее по абсолютной величине значение многочлена. Метод линейной интерполяции состоит в том, что в качестве приближенного значения корня α берётся число с, которое делит отрезок (a, b) на части, пропорциональные абсолютным величинам чисел f(af(b):

;

Знак минус в правой части поставлен потому, что f(aи  f(b) имеют разные знаки. Преобразуя, получим:

                                                                                                                (1)

Как видно из рисунка 2, геометрически метод линейной интерполяции заключается в том, что на отрезке () кривая y=f(xзаменяется её хордой (отсюда ещё одно название данного метода – метод хорд), соединяющий точки A(a,f(a)) и B(b,f(b)). В качестве приближенного значения корня α принимается абсцисса точки пересечения этой хорды с осью х.

Рисунок 2. Метод хорд

 

Метод Ньютона

Мы имеем α – простой корень многочлена f(x), тогда  f '(α)≠0. Примем также, что и f  ''(α)≠0, в противном случае вопрос сводится к вычислению корня многочлена f  ''(x), имеющего меньшую степень, чем f(x). Примем также, что отрезок (ab) не содержит корней f(x), отличных от α, но и не содержит ни корня многочлена f '(x),а также и корня многочлена f ''(x).

В таком случае функция y = f(x) на отрезке (a, b) либо монотонно возрастает, либо монотонно убывает, а также во всех точках этого промежутка выпукла вверх или выпукла вниз. В расположенной прямой могут встретится четыре случая, представленных на рис 3-8. Обозначим через а0 тот из пределов a и bв котором знак f(xсовпадают со знаком  f ''(x). Так как f(a) и f(bимеют разные знаки, а f ''(xсохраняет знак на всем отрезке (ab), то такое a0 может было указано. В случаях, представленных на рис. 3 и 4,

     

 

будет a0 = a, в двух других случаях a0 = b. В точке кривой y = f(x) с абсциссой a0 , т.е. в точке с координатами (a0 , f(a0)), проведём касательную к этой кривой и обозначим через d абсциссу точки пересечения этой касательной с осью х. Рисунки 3-6 показывают, что число d можно считать приближенным значением корня α. [2]

 

 

Метод Ньютона состоит, следовательно, в замене кривой y = f(xна отрезке (ab) её касательной в одной из границ этого отрезка. Условие, наложенное на выбор точки a0 , очень существенно: рис. 7 показывает, что без соблюдения этого условия точка пересечения касательной с осью х может совсем не давать приближения к искомому корню.

 

 

Выведем формулу, по которой разыскивается число d. Как известно, уравнение касательной к кривой y = f(x) в точке (a0f(a0)) может быть записано в виде:

 

Подставляем сюда координаты (d, 0) точки пересечения касательной с осью х, получим:

    

откуда:

                                  d =  .                  (2)

 

Если соединить на рис. 3-6 точками А и В хордами, то обнаружится, что методы линейной интерполяции и Ньютона во всех случаях дают приближение к истинному значению с разных сторон.

Целесообразно поэтому, если отрезок (ab) уже такой, как это требуется в методе Ньютона, комбинировать два эти метода. Мы получим этим путем много более тесные границы c и d для корня α.

Если они ещё не дают требуемой точности приближения, то к этим пределам следует применить ещё раз указанные оба метода (см. рис. 8) и т. д., до тех пор пока не вычислим корень α с любой, наперёд заданной, точностью. [3]

 

 

Метод Лобачевского-метод приближенного нахождения корней алгебраических уравнений. Лобачевского метод состоит в следующем. Пусть требуется найти корнии x1,x2,…,xn уравнения:  

 

   

 

С помощью указанных Лобачевским формул:

…………………….

строится многочлен: корни которого являются квадратами корней уравнения (*).

Продолжая этот процесс -квадрирование, строят многочлены f2 (х), f3(x) ит. д., где многочлен

 его корнями будут числа

при этом коэффициенты ai(k+1) многочлена fk+1 (x) получаются возведением в квадрат коэффициентов ai(k) многочлена fk (x) т. е. имеет место приближенное равенство:

 в пределах устанавливаемой точности, следовательно, и корни многочлена f(х) могут быть найдены приближенно по тем же формулам:

. Знак корня определяется подстановкой в исходное уравнение. При этом предполагается, что корни действительны и различны и такие, что удовлетворяют условию:             

 где знак » означает «значительно больше». При выводе формулы (**) используется зависимость (обобщенная теорема Виета) между корнями и коэффициентами уравнения. Нарушение отмеченной закономерности между корнями (когда корни по значению близки или комплексные) влечет за собой нарушение указанной аналогичной закономерности между коэффициентами.

Лобачевского метод может быть использован и для приближенного вычисления комплексных корней, хотя при этом вычисления усложняются, а действительные корни находятся по приближенной формуле (**). Лобачевского метод был описан Лобачевским в его книге «Алгебра или исчисление конечных» (1834).

Лобачевского метод в литературе встречается как Греффе метод — по имени швейцарского математика К. Греффе, или Данделена метод — по имени бельгийского математика Ж. Данделена, открывших этот метод независимо от Лобачевского.

 

Выводы

Методы математических расчетов человек использовал с давних времен. Становление и развитие математики как науки, возникновение её новых разделов тесно связано с развитием потребностей общества в измерениях, контроле, в таких областях деятельности как промышленность, сельское хозяйство, строительство и многих других.

Понятие числа было неотделимо от культурного прогресса времени, а смысл числа всегда сопровождался и числовыми выражениями, и иллюстрациями. Математика придавала законченный вид всем наукам, где она применялась. Очень большие вычисления связаны с физикой, химией. Многие задачи вычислений связаны с уравнениями и их решением.

Первое знакомство с уравнениями происходит в школьном курсе математики уже в четвёртом классе. В дальнейшем учащиеся знакомятся со всё более сложными уравнениями.

 

Cписок литературы:
1. Винберг, Э.Б. Алгебра многочленов: Учебное пособие для студентов-заочников  III-IV курсов физико-математических факультетов педагогических институтов / Э.Б. Винберг  – М.: Просвещение, 1980. 175 с.
2. Гашков, С.Б. Современная элементарная алгебра в задачах и упражнениях / С.Б. Гашков  – М.: МЦНМО, 2006. – 328 с.
3. Дорофеев,  Г.В.  Многочлены с одной переменной / Г.В.  Дорофеев,  С.В.  Пчелинцев //Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2001. – 142 с
4. Курош, А.Г. Курс высшей алгебры: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «математика, прикладная математика» / А.Г. Курош – СПб.:  Лань, 2007. – 432 с.
5. Мордкович,  А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под. Ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2012. – 264 с.