ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Секция: Электротехника
LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Аннотация. В статье рассматривается конструкция двигателя постоянного тока, произведен расчет основных параметров двигателя постоянного тока, рассмотрены преимущества и недостатки двигателя постоянного тока.
Ключевые слова: двигатель, постоянный ток, коллектор, щётки.
Двигатели постоянного тока используются в качестве тяговых на электротранспорте, для привода грузоподъёмных механизмов, в аккумуляторном электроинструменте. У них хорошие пусковые характеристики и легко поддаются регулировке частоты вращения. Сегодня мы рассмотрим принцип работы и устройство двигателей постоянного тока.
Принцип работы
Простейший двигатель постоянного тока (ДПТ) состоит из неподвижной части — статора, и подвижной вращающейся части — ротора. На его статоре расположен постоянный магнит, а на роторе расположена обмотка. Ротор двигателя постоянного тока ещё называют якорем.
На роторе расположен магнитопровод с обмоткой и щёточно-коллекторный узел. Последний состоит, как видно из названия, из коллектора и щёток:
- Коллектор — это набор контактов, расположенных на круглом роторе, они же называются «ламели».
- Щётки – это скользящие неподвижные контакты, прижатые к коллектору. Они нужны для подачи тока на вращающийся якорь в двигателе или снятия тока в генераторах.
Рисунок 1.Устройство простейшего двигателя постоянного тока
Двигатели постоянного тока используются в качестве тяговых на электротранспорте, для привода грузоподъёмных механизмов, в аккумуляторном электроинструменте. У них хорошие пусковые характеристики и легко поддаются регулировке частоты вращения. Сегодня мы рассмотрим принцип работы и устройство двигателей постоянного тока.
Принцип работы
Простейший двигатель постоянного тока (ДПТ) состоит из неподвижной части — статора, и подвижной вращающейся части — ротора. На его статоре расположен постоянный магнит, а на роторе расположена обмотка. Ротор двигателя постоянного тока ещё называют якорем.
На роторе расположен магнитопровод с обмоткой и щёточно-коллекторный узел. Последний состоит, как видно из названия, из коллектора и щёток:
- Коллектор — это набор контактов, расположенных на круглом роторе, они же называются «ламели».
- Щётки – это скользящие неподвижные контакты, прижатые к коллектору. Они нужны для подачи тока на вращающийся якорь в двигателе или снятия тока в генераторах.
Рисунок 2.Ток якоря, силы и момент действующие на якорь
Рисунок 1. Устройство простейшего двигателя постоянного тока: 1 — полюса постоянного магнита; 2 — обмотка якоря, 3 — якорь или ротор, 4 — щетки, 5 – щеточно-коллекторный узел, 6 – ламели на коллекторе.
Схемы соединения обмоток
Во многом характеристики и особенности работы двигателей постоянного тока зависят от схемы соединения обмотки якоря и обмотки возбуждения различают 4 основных схемы:
- Независимое возбуждение. Якорь и обмотка возбуждения питаются от разных источников, обмотка возбуждения питается от возбудителя.
- Параллельное возбуждение. Обмотка возбуждения и якорь подсоединены параллельно.
- Последовательное возбуждение. Якорь и обмотка возбуждения соединены последовательно.
- Смешанное возбуждение. В этом случае у двигателя есть две обмотки возбуждения, одна соединяется с якорем параллельно, а втора – последовательно.
Рисунок 3. Схема двигателя с независимым возбуждением
Преимущества и недостатки
К достоинствам относится:
Линейная зависимость характеристик электродвигателей постоянного тока (прямые линии) упрощающие управление;
Легко регулируемая частота вращения;
хорошие пусковые характеристики;
компактные размеры.
Недостатки:
ограниченный ресурс коллектора и щёток;
дополнительная трата времени на профилактическое обслуживание, связанное с поддержанием коллекторно-щёточных узлов;
ввиду того, что мы пользуемся сетями с переменным напряжением, возникает необходимость выпрямления тока;
дороговизна в изготовлении якорей.
Вывод: Двигатели постоянного тока широко используются там, где нужен хороший пусковой момент или возможность регулировки частоты вращения в широких пределах. Благодаря этому они нашли широкое применение и в ручном аккумуляторном инструменте, где возбуждение происходит за счёт постоянных магнитов, а не обмоток и для регулировки оборотов просто изменяется напряжение питания, с помощью ШИМ-регулятора, встроенного в кнопку пуска.
Но есть и свои недостатки, хотя бы в том, что щётки и сам коллектор имеют конечный ресурс. Щётки стираются, а пластины коллектора замыкает из-за угольной пыли со щёток, и сами они также стачиваются в процессе работы. При дефекте поверхности пластин коллектора возникает искрение и круговой огонь. По этим же причинам использование двигателей постоянного тока во взрывоопасных местах ограничено. Поэтому в последнее время ДПТ во некоторых сферах вытесняются бесколлекторными двигателями, так называемыми BLDC.