Статья:

ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Электротехника

Выходные данные
Тазиев Д.Р., Данзанов Д.В. ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам LXXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(81). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Тазиев Денис Русланович
студент 2-го курса отделения Электротяговое хозяйство Улан-Уденского колледжа железнодорожного транспорта, РФ, г. Улан-Удэ
Данзанов Дмитрий Васильевич
студент 2-го курса отделения Электротяговое хозяйство Улан-Уденского колледжа железнодорожного транспорта, РФ, г. Улан-Удэ
Павлова Светлана Валерьевна
научный руководитель, преподаватель высшей категории, отделения Электротяговое хозяйство Улан-Уденского колледжа железнодорожного транспорта, РФ, г. Улан-Удэ

 

Аннотация. В статье рассматривается конструкция двигателя постоянного тока, произведен расчет основных параметров двигателя постоянного тока, рассмотрены преимущества и недостатки двигателя постоянного тока.

 

Ключевые слова: двигатель, постоянный ток, коллектор, щётки.

 

Двигатели постоянного тока используются в качестве тяговых на электротранспорте, для привода грузоподъёмных механизмов, в аккумуляторном электроинструменте. У них хорошие пусковые характеристики и легко поддаются регулировке частоты вращения. Сегодня мы рассмотрим принцип работы и устройство двигателей постоянного тока.

Принцип работы

Простейший двигатель постоянного тока (ДПТ) состоит из неподвижной части — статора, и подвижной вращающейся части — ротора. На его статоре расположен постоянный магнит, а на роторе расположена обмотка. Ротор двигателя постоянного тока ещё называют якорем.

На роторе расположен магнитопровод с обмоткой и щёточно-коллекторный узел. Последний состоит, как видно из названия, из коллектора и щёток:

  1. Коллектор — это набор контактов, расположенных на круглом роторе, они же называются «ламели».
  2. Щётки – это скользящие неподвижные контакты, прижатые к коллектору. Они нужны для подачи тока на вращающийся якорь в двигателе или снятия тока в генераторах.

 

Рисунок 1.Устройство простейшего двигателя постоянного тока

 

Двигатели постоянного тока используются в качестве тяговых на электротранспорте, для привода грузоподъёмных механизмов, в аккумуляторном электроинструменте. У них хорошие пусковые характеристики и легко поддаются регулировке частоты вращения. Сегодня мы рассмотрим принцип работы и устройство двигателей постоянного тока.

Принцип работы

Простейший двигатель постоянного тока (ДПТ) состоит из неподвижной части — статора, и подвижной вращающейся части — ротора. На его статоре расположен постоянный магнит, а на роторе расположена обмотка. Ротор двигателя постоянного тока ещё называют якорем.

На роторе расположен магнитопровод с обмоткой и щёточно-коллекторный узел. Последний состоит, как видно из названия, из коллектора и щёток:

  1. Коллектор — это набор контактов, расположенных на круглом роторе, они же называются «ламели».
  2. Щётки – это скользящие неподвижные контакты, прижатые к коллектору. Они нужны для подачи тока на вращающийся якорь в двигателе или снятия тока в генераторах.

 

Рисунок 2.Ток якоря, силы и момент действующие на якорь

 

Рисунок 1. Устройство простейшего двигателя постоянного тока: 1 — полюса постоянного магнита; 2 — обмотка якоря, 3 — якорь или ротор, 4 — щетки, 5 – щеточно-коллекторный узел, 6 – ламели на коллекторе.

Схемы соединения обмоток

Во многом характеристики и особенности работы двигателей постоянного тока зависят от схемы соединения обмотки якоря и обмотки возбуждения различают 4 основных схемы:

  1. Независимое возбуждение. Якорь и обмотка возбуждения питаются от разных источников, обмотка возбуждения питается от возбудителя.
  2. Параллельное возбуждение. Обмотка возбуждения и якорь подсоединены параллельно.
  3. Последовательное возбуждение. Якорь и обмотка возбуждения соединены последовательно.
  4. Смешанное возбуждение. В этом случае у двигателя есть две обмотки возбуждения, одна соединяется с якорем параллельно, а втора – последовательно.

 

Рисунок 3. Схема двигателя с независимым возбуждением

 

Преимущества и недостатки

К достоинствам относится:

Линейная зависимость характеристик электродвигателей постоянного тока (прямые линии) упрощающие управление;

Легко регулируемая частота вращения;

хорошие пусковые характеристики;

компактные размеры.

Недостатки:

ограниченный ресурс коллектора и щёток;

дополнительная трата времени на профилактическое обслуживание, связанное с поддержанием коллекторно-щёточных узлов;

ввиду того, что мы пользуемся сетями с переменным напряжением, возникает необходимость выпрямления тока;

дороговизна в изготовлении якорей.

Вывод: Двигатели постоянного тока широко используются там, где нужен хороший пусковой момент или возможность регулировки частоты вращения в широких пределах. Благодаря этому они нашли широкое применение и в ручном аккумуляторном инструменте, где возбуждение происходит за счёт постоянных магнитов, а не обмоток и для регулировки оборотов просто изменяется напряжение питания, с помощью ШИМ-регулятора, встроенного в кнопку пуска.

Но есть и свои недостатки, хотя бы в том, что щётки и сам коллектор имеют конечный ресурс. Щётки стираются, а пластины коллектора замыкает из-за угольной пыли со щёток, и сами они также стачиваются в процессе работы. При дефекте поверхности пластин коллектора возникает искрение и круговой огонь. По этим же причинам использование двигателей постоянного тока во взрывоопасных местах ограничено. Поэтому в последнее время ДПТ во некоторых сферах вытесняются бесколлекторными двигателями, так называемыми BLDC.

 

Список литературы:
1. Попов, А. Н. Новые исследования в теории электропривода постоянного тока (комплект из 2 книг) / А.Н. Попов. - М.: Энергоатомиздат, 2003. - 768 c.
2. Розенблат, М.Г. Источники калиброванных напряжений постоянного тока / М.Г. Розенблат, Г.Х. Михайлов. - М.: Энергия, 1976. - 208 c.\
3. Саликов, Л. М. Расчет электрических цепей постоянного тока в установившемся и переходном режимах. Методические указания к выполнению домашней работы по курсу "Электротехника и электроника" / Л.М. Саликов. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2006. - 509 c.
4. Томпсон, С.П. Многофазные электрические токи и двигатели переменного тока / С.П. Томпсон. - М.: Нобель Пресс, 1984. - 166 c.
5. Шенфер, К. И. Динамомашины и двигатели постоянного тока / К.И. Шенфер. - М.: ЁЁ Медиа, 1980. - 540 c.