Статья:

К вопросу о выборе способа перевозки груза

Конференция: VII Международная научно-практическая конференция "Научный форум: технические и физико-математические науки"

Секция: Транспорт

Выходные данные
Псеровская Е.Д., Балаганская А.С. К вопросу о выборе способа перевозки груза // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 26-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о выборе способа перевозки груза

Псеровская Елена Дмитриевна
канд. техн. наук, доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск
Балаганская Анастасия Сергеевна
аспирант кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск

 

TO THE QUESTION ABOUT THE CHOICE OF MODE OF TRANSPORT CARGO

 

Elena Pserovskaya

candidat of engineering sciences, associate professor of the Department of Logistics, freight operation and rolling stock, Siberian state university of railway engineering, Russia, Novosibirsk

Anastasia Balaganskaya

postgraduate at the Department of Logistics, freight operation and rolling stock, Siberian state university of railway engineering, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. Автотранспорт остается главным конкурентом железной дороги в перевозке высокодоходных грузов. Главные преимущества автомобильного транспорта перед железнодорожным, о которых говорят все отправители, – доставка груза от двери до двери, прогнозируемость срока доставки. В статье производится анализ рынка транспортных услуг, оцениваются конкурентные преимущества железнодорожного и автомобильного транспорта, а также приводятся факторы, влияющие на выбор вида транспорта грузоотправителем.

Abstract. Road transport remains the main competitor of the railway in the transport of highly profitable cargoes. The main advantages of road transport before the railway, being talked about all senders, are the delivery of cargo from door to door, predictable delivery time. The article analyzes the market for transport services are evaluated the competitive advantages of rail and road transport, as well as factors influencing the choice of transport mode.

 

Ключевые слова: автотранспорт; железнодорожный транспорт; объем перевозок; груз; услуга.

Keywords: road transport; railway transport; traffic volume; freight; service.

 

Грузовладельцы все чаще выбирают в качестве поставщика транспортной услуги автотранспортные компании. Наибольший уклон в сторону автотранспорта произошел с немассовыми грузами, такими как продовольственные и промышленные товары, продукция сельского хозяйства.

Особо резкий спад произошел в 1992 году после перехода страны на рыночную экономику. К этому времени грузовой автотранспорт уже был в состоянии перевозить грузы на расстояние превышающие 2000 км. И с каждым годом показатели работы автотранспорта стабильно растут.

В последние два года, с момента введения экономических санкций наблюдается значительное снижение грузопотока импортных грузов, помимо этого снижается средний объем отправляемых партий груза, что в свою очередь заставляет грузовладельцев в ряде случаев осуществлять перевозку грузов автомобильным транспортом, предлагающим более гибкий подход к объему грузового помещения транспортных средств и стоимости перевозки. К сожалению, отправка сборных грузов в крытых и почтово-багажных вагонах на данный момент имеет достаточно большой срок доставки грузов из-за осуществления сортировок в пути, что в свою очередь ведет к удорожанию перевозки.

Выбирая способ доставки груза отправителю необходимо знать преимущества услуг предлагаемых каждым видом транспорта. Начнем с преимуществ автотранспорта в сравнении с железнодорожным.

Первое преимущество – это высокая скорость и маневренность. Средняя скорость движения грузового автомобиля составляет 50–60 км/ч, в то время как средняя скорость доставки  грузовым поездом равна 20-40 км/ч. Перевозка автомобильным транспортом также выгоднее грузовладельцу тем, что при необходимости возможно оперативно внести изменения в маршрут следования. Доставить груз до нового места назначения на железной дороге, к сожалению, весьма проблематично из-за необходимости прохождения процедуры согласования. Данный вопрос в нынешних рыночных условиях является актуальным, так как в условиях дороговизны кредитных финансовых средств грузовладельцам интересно как можно скорее осуществлять продажу груза.

Клиентов мелкого и среднего бизнеса, а именно они, по статистике, являются главными отправителями грузов 2 и 3 класса в первую очередь привлекает меньший срок доставки грузов, гибкая тарифная система, возможность доставки «от двери до двери». Поскольку груз не имеет перегрузки в пути следования он более защищен от возможных повреждений. Простое документальное оформление перевозки, отсутствие сложной схемы документооборота является одной из самых действенных схем продаж услуг. Проще говоря, клиенту достаточно позвонить в компанию, чтобы заказать машину.

Но, конечно же, автомобильный транспорт имеет  и недостатки, оказывающие влияние на выполнение условий перевозки, например, пропускная способность автодорог, погодные условия, поломка автомобиля, нельзя не упомянуть о гораздо большем ущербе, наносимом окружающей природной среде.

Также следует упомянуть про систему сбора оплаты за проезд по федеральным трассам «ПЛАТОН». Система Платон – это новая система электронных обязательных платежей в России для автовладельцев грузового транспорта. По нормативным документам, которые, в свою очередь, юридически заверены, автомобили грузоподъемностью более 12 тонн должны вносить плату за нанесенный ущерб региональным и федеральным дорогам России, что ведет к удорожанию перевозки.

Конечно, данная система в перспективе улучшит качество автомобильных перевозок, но на сегодняшний день восприняли ее негативно, что также снизило число клиентов на автотранспортном рынке.

Железнодорожные перевозки в свою очередь также имеют ряд преимуществ. Данный вид перевозки отличается высокой степенью надежности. При использовании контейнеров для перевозки порча груза практически невозможна, так как груз защищен от атмосферного и механического воздействия воздействий. Погрузочно-выгрузочные операции с грузом происходят только в присутствии представителя компании заказчика, поэтому также исключается возможность хищения. Также железная дорога позволяет транспортировать грузы громоздкие и тяжеловесные и имеет для этого специальный подвижной состав.

Автомобильные перевозки менее надежны в сравнении с железнодорожными, так как существует возможность угона транспортного средства и, соответственно, утраты груза. Кроме того, по статистике дорожнотранспортных происшествий автотранспорт является более опасным средством передвижения, чем железнодорожный.

Другим несомненным преимуществом железнодорожного транспорта является стабильность работы. Железная дорога работает 365 дней в году и 24 часа в сутки, в то время как перевозка грузов автотранспортом зависит от погодных условий, а также от состояния дороги и часто времени суток.

Также можно отметить, что грузоподъемность грузовых вагонов может достигать 75 тонн, а количество вагонов в составе до 100 и более вагонов, что позволяет перевозить огромные партии груза за один раз.

Если сравнивать стоимость перевозки груза, то она в первую очередь она зависит дальности перевозки, на короткие расстояния выгоднее использовать автомобиль, а при перевозке на большие расстояния дешевле обходится транспортировка по железной дороге.

Для более детального сравнения условий перевозки грузов каждым из этих видов транспорта, рассмотрим рынок услуг, предлагаемых клиентам в городе Н.

На сегодня до 70% автомобильных перевозок осуществляется через экспедиторские компании и около 30% перевозок выполняют автотранспортные компании, владеющие собственным парком автомобилей и штатом водителей.

Экспедиторские компании обслуживают заявки грузоотправителей (клиентов) в большинстве случаев без планирования обратного гружёного рейса. За счёт того, что, являясь посредниками между грузоотправителями и автоперевозчиками, экспедиторские компании берут плату за свои услуги, их тарифы выше, чем у транспортных компаний. Недостаток в технологии работы транспортных компаний – обязательный поиск обратного заказа, для возможности оборота автомобиля с водителем без порожнего пробега, поэтому компания может не принимать определённую часть заказов. Транспортные компании больше следят за эффективностью использования парка автотранспорта, чем за удовлетворением спроса в перевозках грузов, поэтому схема работы через экспедиторские компании прочно утвердилась на рынке перевозок.

На сегодняшний день на территории города Н находится  1786 транспортных компаний и их филиалов. Около тысячи из них находится на территории правого берега и в непосредственной близости к Бугринскому, Димитровскому и Октябрьскому мостам.

Официальные сайты есть только у 934 из 1786 организаций. Однако официальная информация представлена не на всех. Свой выбор мы остановили на нескольких наиболее крупных транспортно-экспедиционных компаниях города. В первую очередь были рассмотрены предлагаемые транспортные средства (принадлежность), а также основные и дополнительные услуги, которые они могут предоставить.

Исследуя официальные сайты транспортных компаний, можно сказать, что наиболее популярной сопровождающей услугой является страхование. Также распространенными услугами являются отслеживание продвижения, экспедиция и хранение грузов. Кроме того встречаются такие услуги как предоставление грузчиков, вывоз груза, погрузо-разгрузочные работы, упаковка и подготовка к перевозке. Несмотря на то, что складские услуги предоставляют 69 из 183, собственные складские площади имеет только 11 организаций. На рисунке 1 показана насыщенность рынка сопутствующими услугами.

 

Рисунок 1 – Процент ТК, предоставляющих сопутствующие услуги

 

Анализируя стоимость перевозки, которую ТК предлагают своим клиентам, можно сделать вывод, что некоторые компании необоснованно ее завышают, тогда как другие демпингуют. Однако среднее значение цен является вполне реалистичным.

Следует отметить, что стоимость перевозки грузов по железной дороге зависит от класса груза, чем выше класс, тем больше стоимость его перевозки, в то время как на автотранспорте отсутствует деления грузов на классы, однако стоимость перевозки особенно для груза третьего класса заметно выше. Для достоверности результатов сравнения рассмотрим грузы разных тарифных классов (в качестве примера для груза первого тарифного класса выбраны пиломатериалы, второго – крупа, и третьего – черные металлы).

До данным различных ТК, стоимость перевозки автотранспортом грузов первого тарифного класса на восточном направлении (Хабаровск) варьируется от 231400 рублей до 770856 рублей. На западном направлении (Ростов-на-Дону) начинается со 121500 рублей и доходит до 444567 рублей.

Стоимость перевозки грузов второго тарифного класса на восточном направлении – от 235000 рублей до 770856 рублей. На западном направлении начинается со 125000 рублей и доходит до 444567 рублей.

Стоимость перевозки грузов третьего тарифного класса на восточном направлении – от 373000 рублей до 970856 рублей. На западном направлении начинается с 215000 рублей и доходит до 744567 рублей.

Стоимость перевозки тех же грузов, но железнодорожным транспортом, составляет при доставке до Хабаровска: первый класс – 167858 рублей, второй класс – 239748 рублей, третий класс – 254501 рублей. При доставке до Ростова-на-Дону: первый класс – 145898 рублей, второй класс – 178308 рублей, третий класс – 255172 рублей.

Из приведенных данных видно, что перевозки грузов железнодорожным транспортом на данные направления наиболее выгодны, но уступают автотранспорту по скорости доставки. Срок доставки груза до Хабаровска автотранспортом варьируется от 9 до 13 суток, а железнодорожным равен 15 суток.

Чтобы определить при каких расстояниях какой вид транспорта является менее затратным, выполним графический анализ перевозки грузов первого, второго и третьего тарифных классов по железной дороге и на автотранспорте (по ценам одной из самых недорогих транспортно-экспедиционных компаний) с учетом и без учета сбора оплаты по системе «ПЛАТОН». График представлен на рисунке 2.

Из графика видно, что введение сбора оплаты по системе «ПЛАТОН» внесло значительные коррективы в принятие решений по выбору менее затратного способа перевозки. Так перевозку грузов первого класса дешевле осуществлять автотранспортом на расстояние примерно до 1400 км, в то время как без введения системы «ПЛАТОН» это расстояние было равно почти 2000 км,

 

Рисунок 2 – График изменения стоимости перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом

 

при больших расстояниях экономичнее перевозить груз железнодорожным транспортом. Груз второго класса дешевле перевозить по железной дороге на расстояния от 2200 км (без учета сбора 2800км), а груз третьего тарифного класса – от 3400 км (без учета сбора 4000 км).

Таким образом, зная преимущества рассматриваемых видов транспорта, отправитель сможет выбрать тот, который обеспечит ему не только требуемые условия перевозки, но и экономию транспортных затрат.

 

Список литературы:
1. Сравнительная характеристика автомобильных и железнодорожных грузоперевозок [Электронный ресурс].– URL: http://bibs-science.ru/articles/ ar90.pdf.
2. Железная дорога и автоперевозчики конкурируют за грузы [Электронный ресурс].– URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/12/02.
3. Псеровская Е.Д. О реализации принципов клиентоориентированности в системе продаж услуг // Транспортные системы: тенденции развития: сб. науч. тр. М, 2016. С. 231-234