Статья:

Становление ретроспективизма как архитектурного стиля в России: ретроспектива в храмовой культуре донских казаков

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Строительство и архитектура

Выходные данные
Баханец К.Н., Петренко Л.К., Сакевич М.А. Становление ретроспективизма как архитектурного стиля в России: ретроспектива в храмовой культуре донских казаков // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 45-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Становление ретроспективизма как архитектурного стиля в России: ретроспектива в храмовой культуре донских казаков

Баханец Ксения Николаевна
магистрант Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Петренко Любовь Константиновна
канд. техн. наук, доцент, Донского государственного технического университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Сакевич Михаил Александрович
магистрант ФГБОУ ВО РГУПС, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено становление ретро­спективизма в России, а также особенности этого архитектурного стиля на примере донских храмов, путем их сравнения, выявления общих черт и отличий.

 

Ключевые слова: ретроспективизм; донские церкви; храм; архитектурный стиль; церковь во имя рождества пресвятой богородицы х. ажинов; церковь покрова пресвятой богородицы х. нижняя журавка; церковь иконы божией матери "одигитрия" х. крымский.

 

Архитектура... Самое название звучит мелодично, плавно, красиво, а между тем твердо и жестко. Архитектура или, как ещё её называют, зодчество - это собирательный образ всего того, что создал человек, а именно - здания, сооружения, всяческие конструкции и прочее, что создаёт ту или иную среду для жизни и какой-либо деятельности человека. Любое сооружение, прежде всего, должно нести в себе функциональность и надежность, но кроме-того и визуальные свойства - красоту, уникальность, способность вызывать у зрителя определенные эстетические настроения и чувства, тем самым делая архитектуру искусством. А искусство, как мы знаем, подчинено эпохе, времени, обществу, его взглядам и направлениям. Во второй половине XIX в., на волне всеобщего интереса к национальной истории, появилось новое архитектурное течение — ретроспективизм (или историзм). В это время архитектура переживала новый этап понимания русского классицизма, а также копировались образцы таких направлений как: барокко и ренессанс.

Несмотря на то, что точного определения не существует, можно сказать, что ретроспективизм — направление в архитектуре, связанное с возрождением стилей и духа архитектуры минувших эпох. Ретро­спективизм берет за образец строительное искусство минувших лет и широко использует неповторимые национальные традиции. Зарождению ретроспективизма, как архитектурного стиля во многом способствовала Историческая выставка архитектуры и художественной промышленности XVIII—XIX вв., которая располагалась в залах Академии художеств Обществом архитекторов-художников в 1911 г., а также изданный в печати ее каталог с большим количеством воспроизведенных чертежей величайших архитекторов. Незадолго до этого известный художник и искусствовед И.Э. Грабарь (1871‑1960 гг.), в 1910 г. объединив ряд патриотически настроенных архитекторов, опубликовал издание в шести томах, которое назвал «истории русского искусства». Собранный в этом труде ценнейший художественный и архивный материал дал возможность широко показать богатство и величие русского искусства, что также поспособствовало формированию ретроспективизма в архитектурной практике. Многие искусствоведы считают, что ретро­спективизм - это ответвление модерна, связанное с новым обращением к архитектурным формам прошлых эпох. Возник он на базе двух разновидностей модерна: петербургского классицистического и мос­ковского романтического - в противоположность интернациональному рациональному модерну. На практике же различие между поздним модерном и ретроспективизмом провести очень трудно; грань расплывчата, переходы постепенны и поэтому незаметны. Особенно трудны для классификации постройки русского ретроспективизма из‑за внутреннего родства принципов древнерусского зодчества и модерна.

В годы, предшествовавшие империалистической войне 1914 г., и во время нее под влиянием националистических и шовинистических настроений отношение к модерну в России стало резко ухудшаться. Его стали рассматривать как результат воздействия враждебной России стороны, поскольку многие архитекторы источником своего творчества сделали зарубежные образцы, среди которых центральное место занимали немецкие и австрийские модели. Это было внешней причиной потери интереса к модерну и нового поворота к ретроспективизму. Значимым толчком для его появления послужила реакция, последо­вавшая за революцией 1905‑1907 годов, страх перед противохудожест­венной теорией социализма, боязнь всего нового, уход в прошлое. Но всё-таки основная его причина кроится в другом, а именно в особенностях социально-экономической структуры русского общества конца XIX в.. Если в экономической жизни страны дворянство уже полностью уступило господству буржуазии, то в области культуры оно еще играло большую роль. В ретроспективизме дворянство стремилось воскресить образы, идеализирующие прошлое. А буржуазия видела в этом средство укрепления национального самосознания, столь необходимого в условиях иностранного засилия и военного времени. Можно сказать, что это направление получило распространение благодаря тому, что импонировало увядавшему дворянству - как воспоминание о прекрасном прошлом его господства, а буржуазии - как средство укрепления национального самосознания в борьбе с иностранным влиянием. Для эстетики ретроспективизма характерна не просто ориентация на прошлое, а стремление к его идеализации, сохранение чистоты стиля и его композиции. 

Ретроспективизм имеет две основные стилистические ветви: неоклассицизм, ориентировавшийся на Ренессанс и русский классицизм, и неорусский стиль русский Ретроспективизм, продолжавший и разви­вавший традиции русской архитектуры до петровских времен.

Родина неоклассицизма - Петербург. Виднейшие его представители И. Жолтовский, И. Фомин, М. Перетяткович. Москва - родина неорус­ского стиля. Крупные его представители В. Покровский и А. Щусев.

В России существует множество прекрасных образцов архи­тектурного ретроспективизма, в частности в храмовой архитектуре. В церковных постройках А.В. Щусев – смело воспроизводил образную сущность средневековых храмов таких городов как Новгород и Псков, что сделать было несложно, так как функция православных храмов на протяжении многих веков оставалась практически неизменной. Из наиболее известных работ А.В. Щусева следует отметить: храм-памятник на Куликовом поле 1913 г., посвященный исторической победе русских войск в битве с монголо-татарскими игом в 1380 г., церковь Марфо-Мариинской обители на Б. Ордынке в Москве 1908‑1912 гг., жилой монастырский корпус в Овруче. Стоит так же отметить, что при разработке проектов зданий, которые надо было возводить за рубежом, архитекторы часто придавали проектируемым зданиям национально-русский облик. Так поступил и А.В. Щусев, построив гостиницу в итальянском городе Бари 1913‑1914 гг. и Русский выставочный павильон в Венеции 1914 г. Оба эти сооружения являются примерами нацио­нального ретроспективизма неорусского стиля. Так как же проявлялся данный архитектурный стиль в храмовой архитектуре?

Рассмотрим ретроспективизм на примере Донских церквей. Ярким примером этого стиля являются такие церкви как:

1.    Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы х. Ажинов,

2.    Церковь Покрова Пресвятой Богородицы х. Нижняя Журавка,

3.    Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия" х. Крымский.

У этих церквей есть много общего. Все эти они были построены в 1912-1914 годах. Церкви сложной конфигурации в плане типа «корабль», в общих очертаниях которого угадывается вытянутый по оси запад-восток крест, с многоскатными кровельными покрытиями, бесстолпные, сложенные из кирпича старого образца на известковом растворе, с многочисленным и выразительным кирпичным декором по фасадам, похожим на кирпичное кружево. Общая объемно-пространственная композиция традиционна для донских Православных Храмов (т.н. «трапезных Храмов») конца XIX – начала XX веков. Она сформирована последовательно «нанизанными» на ось запад-восток объемами: нартекса с надстроенной звонницей (восьмерик на четверике), с шатровым завершением; средней части церкви с купольным завершением из пяти главок и Алтаря с венчающей одной главкой. По оси север-юг к объему средней части церквей примыкают дополни­тельные прямоугольные в плане объемы приделов с примыкающими к ним с западной стороны односходными папертями входов в Храм.

Безусловно существуют и отличия, к примеру у Церкви Покрова Пресвятой Богородицы значительно крупнее и выше средняя часть чем у двух других церквей, в следствии чего на ее фоне такие объемы как трапезная и алтарь выглядят очень маленькими. Так же отличается и звонница. Ее отличие заключается в том, что она является многоярусной, в то время как у церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Церкви иконы Божией Матери "Одигитрия" звонницы одноярусные. Так же у последней церкви есть своя отличительная черта - использование в убранстве фасадов такого декоративного элемента как «кокошник». Применен он на средней части и колокольни в виде выступающих наверший килевидной формы, в то время как у других навершия полуциркульные или совсем отсутствуют.

Таким образом, рассмотрев ретроспективизм на примере Донских храмов и их особенностей, можно сделать вывод, что для данного архитектурного стиля характерна не просто ориентация на прошлое, а стремление к его идеализации, сохранение чистоты стиля и его композиции.

В 1917 г., когда началась новая эра в истории народов России и всего мира — эра социализма, все крупнейшие архитекторы предреволюционной России: А.Е. Белогруд, И.А. Фомин, В.А. Щуко, А.В. Щусев, А.И. Таманян, П.Ф. Алешин, Ф.О. Шехтель и многие другие приступили к плодотворной деятельности по созданию советской архитектуры. Но ретроспективизм как стиль продолжает своё существование и сейчас.

В заключении хотелось бы отметить, что ретроспективизм подвел в результате итог многолетним поискам русских национальных архитектурных форм, которые велись в архитектуре середины XIX - начале XX века и завершились созданием произведений более высокого, по сравнению с постройками эпохи эклектики, эстетического уровня. Однако увлечение чисто внешней стороной архитектуры привело к нарушению единства формы и содержания, формы и конструкции, отделению архитектуры от собственно строительства с его техническими и инженерными новшествами. Надежды, возлагавшиеся на ретроспек­тивизм, оправдались. На смену ему вновь пришел рационализм.

 

Список литературы:
1. Баханец К.Н. Ретроспективизм в храмовой архитектуре дона / К.Н. Баханец // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов, 25 декабря 2017 г. / Под ред. А.А Сукиасян; г. Омск. В 6 ч. Ч. 4. – Уфа: Издательство «АЭТЕРНА» 2017. – 163 с. – С. 129 130.
2. Ретроспективизм [Электронный ресурс]: http://рустрана.рф/article.php?nid=32518 (Дата обращения 05.0 2.2018).
3. Русский ретроспективизм [Электронный ресурс]: http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1549722 (Дата обращения 06.02.2018).
4. Ретроспективизм в архитектуре [Электронный ресурс]: https://arxipedia.ru/istoriya-arxitektury/retrospektivizm-v-arxitekture.html (Дата обращения 06.02.2018).
5. СОБОРЫ.РУ [Электронный ресурс]: http://sobory.ru/article/?object=13070 (Дата обращения 06.02.2018).
6. Петренко Л.К., Манжилевская С.Е., Литвяк Ю.С. Реконструкция городской застройки // Научное обозрение. 2014. № 7-3. С. 1028-1031.