Статья:

Буддийская философия в медицине

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(1)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Беликова А.А., Артемьев Т.М. Буддийская философия в медицине // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/1/18067 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Буддийская философия в медицине

Беликова Анастасия Александровна
студент, 2 курс, Северо-Западный Государственный Медицинский университет им. И.И. Мечникова, РФ, Санкт-Петербург
Артемьев Тимур Мурманович
канд. филос. наук, доц. кафедры социально-гуманитарных наук, экономики и права, Северо-Западный Государственный Медицинский университет им. И.И. Мечникова, РФ, Санкт-Петербург

 

Каждый в своей жизни задавал себе вопрос: что такое религия? А ведь, действительно, человек обязательно верит во что-то: в себя, в Бога, в Аллаха, в Будду ... Но мы не задаёмся вопросом, как именно возникла наша вера, как появилась данная религия. Наиболее затёмненным для нашего поколения является история возникновения и интерпретация буддийской философии. Думаю, многие слышали, как люди, имея тяжёлое заболевание, отправляются в Тибет к великим монахам и там находят своё «лекарство» – лекарство для души.

Для начала необходимо объяснить самые важные понятия в буддийской философии. Существует три драгоценных символа этой веры: Будда, Дхарма и Сангха. Первый, несомненно, основоположник религии. Второй, не существует вообще, он индивидуален для каждого человека. Это так называемое конкретное послание конкретному человеку в конкретной ситуации. Именно Дхармы формирует явления телесного и психического. Третье это непосредственно само общество буддистов. А также есть такое понятие как Брахман: тот самый высший принцип, содержащийся в ритуале и охраняемый в тайне жрецами.

Считается, что изначально, Будда, познав Дхарму, не хотел проповедовать её, он думал, что люди не способны постичь эту истину, что они не нуждаются в ней. Но его ученик – Брахма Сахампати, убедил его, «что его учение будет услышано некоторыми людьми, не слишком ослеплёнными неведением» [1, с. 15]. И только убедившись в этих словах с помощью своего дара провидения, Великий мыслитель нашёл главное различие между людьми: это совершенная разная восприимчивость к духовному миру, к его пониманию. Так В.Г. Лысенко пишет: «Подобно тому как в пруду, заросшему голубыми лотосами, или в пруду, заросшем красными лотосами, или в пруду, заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рожденные в воде, выросшие в воде, не поднима­ются над водой, другие рожденные в воде, выросшие в воде, стоят вровень с поверхностью воды, а третьи, рожденные в воде, выросшие в воде, поднявшись над водой, стоят так. что вода их не касается» [1, с. 14]. Получается, неважно, где родиться, важно определенное мировоззрение, как понимать мир и к чему стремиться.

Таким образом, видя всю картину мира, Будда создаёт 4 благородные истины. Первая истина заключается в том, что любой прогресс, любое продвижение вперёд, любое изменение – есть страдание всего живого. Вторая истина повествует нам о том, что человечество само создаёт новшества, само созидает всё новое и новое. Следовательно, причина любого страдания есть не что иное, как желание самого человека. Третья истина проповедует нам о том, что эту причину можно устранить, а четвертая рассказывает о способе избавления от страдания: Восьмеричный путь.

Восьмеричный путь – это способ просветления нашей души. Это дорога к пониманию своего собственного «Я», освобождению от страданий, а главное выявление этих самых страданий. Именно в этот период человек должен понять и усвоить такие понятия как: карма, перерождение, прошлая и будущая жизнь. Как говорит Б.Б. Бадмаев, всё это возможно только, если человек хочет поменять свою жизнь. Действовать нужно согласно 8 спицам колеса Учения: правильный взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное осуществление, правильное осознавание, правильная медитация.

Ранее было упомянуто слово карма. Что же Будда понимал под этим словом и как его объяснял, вот вопрос на который необходимо ответить. Карма – это фактор, производящий отношение казуальности между 3 феноменами: a, b, y. Где «y» это созерцание. Исходя из этого, следует сделать вывод: карма существует только в процессе обратного вспоминания. Будда считал, что существует «сознание-связка», которое связывает одно рождение с другим, непосредственно обеспечивая единство сознания. Иными словами, карма – это то, что связывает нас с созерцанием этого мира, его печалей и радостей, прошлым и будущим. Так А. Пятигорский пишет об аспектах кармы: «В своем статическом аспекте она – это сумма «отпечатков», «следов», оставленных в сознании воздействующим на него миром. В этом она родственна «памяти». В своем динамическом аспекте карма – это те же отпечатки и следы прошлых действий, но обладающие латентным стремлением к «переносу» сознания в новые рождения (и тела)» [2, с. 246].

Карму можно рассмотреть так же, как элемент запредельного знания, о котором говорится в древнем документе под названием «Восьмитысячник». По факту, оно никак не соотносится с обычным знанием, так как они находятся в разных мирах: «Оно запредельно в буквальном смысле, как ушедшее по ту сторону высшего знания» [2, с. 192]. Будда пытался донести, что Запредельное знание не дано постичь каждому и его невозможно почувствовать тут же. Этому надо учиться, и именно поэтому Великий Мудрец создал специальную инструкцию для постижения такого заветного Запредельного разума: необходимо строго практиковать буддизм Большой Колесницы, постичь йогическую технику выучивания наизусть текста Восьмитысячника. Главные принципы данного познания – это упорядоченность и гармонизация. С одной стороны звучит это легко, но на самом деле нет ничего сложнее, чем «сложить» свои мысли по полочкам и добиться той самой гармонии. Считается, что на данный момент времени только Будда смог достичь идеальной гармонии и упорядоченности своего «Я», чтобы постичь Запредельное знание.

Говоря о буддийской философии, можно с уверенностью утверждать, что это философия о «душе». В ней не убеждают верить, убеждают в первую очередь разобраться в себе, в своих желаниях, страхах и мечтах. Главное – познать себя. К тому же призывал древнегреческий философ Сократ. И только тогда, человек может получить реальную помощь. Когда человек приходит в буддийский храм, он может получить не один вид помощи. Самый первый из них: психологический. Можно прийти и просто рассказать о своих проблемах, тем самым «все накопившиеся в нас душевные проблемы мы перекладываем на плечи, казалось бы, несуществующих для нас божеств» [3, с. 17]. Тем самым становится легче на душе, страдающий успокаивается. И второй вид помощи: это избавление от гнетущих проблем. В данном случае требуется не только рассказ о своих проблемах, но и личное восприятие будд и дхарм, познание природы кармы. Необходимо соединить веру и научный ум, чтобы усовершенствоваться и достигнуть полного просветления. И тогда, можно получить духовную помощь. Так же важно, чтобы человек был способен принять эту помощь, иначе все старания бесполезны. Не так легко достигнуть того уровня, чтобы получать реальную поддержку, но везде проскальзывает один смысл: познай себя, свои желания, «очистись» и тогда все в твоих руках.

Существуют различные техники очищения сознания. Самая распространённая и главная из них – это медитация, являющаяся духовной практикой, которая позволяет нам контролировать свой ум. Один из самых распространённых видов – это однонаправленная медитация. Она учит нас закреплять наш ум на одном объекте. Главное условие: не отвлекаться на шумы ни внутренние (какие-либо мысли в нашей голове), ни внешние (звук будильника, чужие разговоры). Необходимо научиться концентрировать своё сознание на одной единственной проблеме, на одной единственной волнующей вещи. Данная техника учит работать сосредоточенно над любой задачей и в обычной жизни. А в буддизме она позволяет визуализировать божество, его облик, что помогает постичь глубокую природу просветления.

Буддийская философия нашла свой отклик и в медицине. Считается, что «все болезни происходят от определенного состояния ума в прошлом – от предшествующих пагубных факторов, – и именно эти психические факторы в конечном счете лежат в основе всех видов болезней» [4, с. 4]. А эти пагубные факторы происходят от трёх основ: желание, ненависть и омрачённость, которые в свою очередь возникают от неведения. Такого состояния, при котором нет понимания истинного положения вещей, природы всех явлений. Вследствие этого возникает нарушения трёх начал: «ветра», «желчи» и «слизи». Как пишет Еши Донден: «Вследствие желания возникают сорок два вида болезней «ветра». Вследствие ненависти, которая проявляется в таких аспектах, как гордость и зависть, возникают двадцать шесть видов болезней «желчи». А вследствие омраченности возникают тридцать три вида болезней «слизи». Таким образом, всего получается сто одна болезнь» [4, с. 10]. Для лечения заболеваний были созданы специальные схемы питания при поражении того или иного начала. Но первоначальное лечение – это «очищение души». Это период, когда человек живёт согласно 8 спицам колеса Учения.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод: буддизм – это не только религия и философия – это образ жизни. Нужно научиться познавать себя, свои цели, мечты и желания. Нужно найти спокойствие и равновесие, чтобы познать самого себя. И уже там отыскать причину существования явлений на Земле, существование человека вообще, значение себя в этом мире. И познав это, можно достигнуть наивысшего уровня – Запредельного знания. Если говорить о значении буддизма в медицине, то можно сказать, что он основоположник лечения именно души человека, а не только тела. Ведь буддисты выделяют главную проблему заболеваний: душевное, моральное уничтожение изнутри. И только излечив душу, человек может выявить причины заболевания своего тела. Прежде всего, необходимо научиться «слышать» свой организм, чтобы избавиться от болезней.

 

Список литературы:
1. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. – М., 2003. – 246 с.
2. Пятигорский А. Введение в изучение буддийской философии.  М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 288 с.
3. Бадмаев Б.Б. Лекции по философии и практике буддизма. – СПб.: – Гиперион, 2009. – 224 с.
4. Донден Е. Введение в тибетскую медицину: здоровье и равновесие – Пер. с англ. – СПб.: Уддияна, 2005. — 272 с. 
5. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. Спб: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – 304 с.
6. Дюнкенбергер Т. Справочник по тибетской медицине. Практическое руководство по диагностике, лечению и целительству с помощью методов тибетской медицины. – М: Феникс, 2005. – 272 с.