Статья:

Современные проблемы и инструменты мотивации труда

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Крупеня П.В. Современные проблемы и инструменты мотивации труда // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/79934 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные проблемы и инструменты мотивации труда

Крупеня Павел Вадимович
студент, Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования Академия труда и социальных отношений РФ, г. Москва
Вешкурова Алина Борисовна
научный руководитель, доцент, Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования Академия труда и социальных отношений, РФ, г. Москва

 

ORGANIZATION’S PERSONNEL MANAGEMENT: MODERN PROBLEMS AND TOOLS OF LABOR MOTIVATION

 

Pavel Krupenya

Student, Educational Institution of the Trade Unions of Higher Professional Education Academy of Labor and Social Relations, Russia, Moscow

Alina Veshkurova

Scientific supervisor, assistant professor, Educational Institution of the Trade Unions of Higher Professional Education Academy of Labor and Social Relations, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы, препятствующие созданию эффективной системы мотивации труда в организациях. Раскрыты требования к формированию системы мотивации труда, а также проанализированы и предложены наиболее эффективные инструменты мотивации труда для адаптации в деятельности современных организаций.

Abstract. The article deals with the main problems that prevent the creation of an effective system of labor motivation in organizations. The requirements for the formation of a system of labor motivation are disclosed, and the most effective tools of labor motivation for adaptation in the activities of modern organizations are analyzed and proposed.

 

Ключевые слова: трудовая мотивация, методы мотивации, инструменты мотивации, методы стимулирования.

Keywords: labor motivation, methods of motivation, tools of motivation, methods of stimulation.

 

В условиях современной глобальной экономики рост любой социально-экономической системы напрямую связан с влиянием двух видов факторов: интенсивных и экстенсивных [3]. Одним из важных интенсивных факторов можно выделить занятость, а именно трудовой потенциал сотрудников, который поддерживается эффективной системой мотивации трудовой деятельности. Занятость является одной из важнейших характеристик благосостояния страны и ее экономики [4].

При создании эффективной системы мотивации трудовой деятельности необходимо учитывать ряд проблем, связанных с мотивацией персонала в целом:

- сложность учета зависимости вовлеченности персонала и реальных результатов, учитываемых в деятельности;

-  не значительный акцент руководства на микроклимат в коллективе;

- не возможность оценки индивидуального вклада каждого сотрудника, вследствие неспособность руководством к определению факторов влияющих на улучшение трудовых показателей конкретных сотрудников [1]. Для разработки эффективной мотивационной системы в организации должны быть соблюдены требования, представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Требования к системе мотивации в организации

 

В качестве современных инструментов мотивации труда персонала в организации автор выделяет следующие:

  1. Индивидуальный подход при выборе инструментов мотивации для каждого сотрудника в зависимости от его приоритетов и потребностей (возможность самостоятельного ранжирования интересующих сотрудника инструментов). Инструмент является крайне трудозатратным, но в случае его использования значительно повышает эффективность системы мотивации в целом, однако его реализация требует дополнительной загруженности службы по персоналу, проведение дополнительных опросов и мониторингов работников, что создает чувство заинтересованности и повышает лояльность сотрудников к организации.
  2. Ясность и прозрачность схемы начисления заработной платы и премиальной составляющей сотрудникам.
  3. Вовлеченность руководства в оценку результатов труда подчиненных. Ежедневная обратная связь, корректировка работы для осознания у сотрудников важности поставленных задач и получения возможности демонстрации своего труда и успехов руководству [2].
  4. Предоставление пула мероприятий по дополнительному образованию (повышение квалификации, обучение иностранным языкам, иные курсы) с частичной или полной оплатой затрат на их реализацию организацией.
  5. Политика «открытых дверей» у руководства. Для эффективной реализации данного инструмента возможно, как письменное обращение к руководителю, так и очные встречи. Возможно создание графика работы онлайн приемной или удаленного почтового ящика, своего рода «хранилища идей и предложений». Одно из главных преимуществ соблюдение конфиденциальности в случае если сотрудник не готов делиться своими идеями и тревогами публично.
  6. Участие руководителя организации в неофициальных корпоративных мероприятиях, позволяющая сформировать видимость целостности и командной работы у подчиненных.
  7. Грамотное распределение задач между членами коллектива при работе над одним проектом (с учетом сильных и слабых сторон личности), что позволяет в полной мере оценить вклад каждого участника и дает участникам возможность продемонстрировать свои компетенции и навыки в лучшем виде. Формирование отчетов о работе каждого сотрудника на проекте позволит сделать более прозрачной систему последующего премирования за результаты работы.
  8. Развитие в корпоративной культуре организации возможностей обмена благоприятным опытом выполнения проектов.  Данный инструмент может быть реализован как ежемесячное онлайн или очное мероприятие, по итогам которого сотрудники получают одобрение руководства в виде благодарностей и иных поощрений.    Однако, многие из этих методов не нашли своего применения на территории Российской Федерации и это может быть связано с рядом причин как со стороны работника, так и со стороны работодателя, такие как: дополнительные затраты на разработку и поддержку эффективной системы мотивации; невозможность использования полученных привилегий и бонусов из-за большой загруженности по рабочим процессам; незаинтересованность в использовании предложенных инструментов и пр. Наиболее предпочтительными и эффективными мерами, направленными на улучшение системы мотивации труда в организациях на территории Российской Федерации являются:
  • заблаговременно поставленные четко сформулированные и достижимые цели;
  • внедрение и использование прозрачной и понятной сотрудниками системы оценки и оплаты труда в организации;
  • учет личных интересов сотрудников их приоритетность при формировании системы мотивации;
  • поддержание и развитие благоприятного психологического климата в коллективе;
  • поощрение и поддержка инициативных сотрудников.

При реализации эффективной системы мотивации сотрудников наблюдается повышение производительности труда, выполнение поставленных задач четко и в срок, готовность вовлечения в проекты и инициативы руководства и коллег, что в свое время приводит к повышению эффективности работы персонала, повышает лояльность к организации, снижает текучесть кадров. Каждый из представленных инструментов мотивации играет важную роль в формировании мотивационной программы в организации, однако следует подбирать и комбинировать представленные инструменты с учетом особенностей и специфики деятельности организации и множества внутренних и внешних факторов, влияющих на трудовой процесс.

 

Список литературы:
1. Глухова А.В. Современные проблемы мотивации труда // Цифровое общество в контексте развития личности сборник статей международной научно-практической конференции, 2016. С. 40-45.
2. Ляшенко Т.В., Козий А.И. Система мотивации как инструмент управления персоналом // Таврический научный обозреватель, 2017. № 5.  С. 79-82.
3. Скворцов В.Н., Маклакова Е.А. Трудовая мотивация работников в современных условиях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2013. Т.6 № 1. С. 54-68.
4. Чернышова М.И. Занятость как важнейший элемент рынка труда. Неформальная занятость: проблемный аспект // Человеческий капитал и профессиональное образование, 2016. № 4 (20). С. 25-30.