История возникновения и разновидности шин
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
История возникновения и разновидности шин
У автомобилистов нередко возникает вопрос, какую резину приобрести: новую, б/у или с восстановленным протектором. Одни автовладельцы с уверенностью заявляют, что лучше всего приобрести новую резину, хоть и цена за комплект намного дороже. Другие же, ссылаясь на значительную дороговизну, советуют приобрести резину немного поношенную (б/у) или же и вовсе с восстановленным протектором. Узнаем, кто прав в этом споре и какие существуют достоинства и недостатки в приобретении шин из перечисленного.
На сегодняшний день существует большое количество компаний, производящих шины. В свою очередь шины различаются процентным соотношением комплектующих элементов, внешним видом и предназначением для разных типов дорог [1].
Первую в мире шину придумал Чарльз Гудьир. Он получил резину из каучука, и такие шины не были полые внутри. Это были литые резиновые шины, которые обеспечивали плавность езды лучше, чем деревянные колеса. Через некоторое время 1845 году Роберт Томсон придумал шины с прослойкой воздуха. Он и запатентовал такую шину. Усовершенствованное колесо Томсона состояла из деревянного обода, обитого металлическим обручем, на который при помощи болтов прикручивалось наружное покрытие из кожи. С внешней стороны куски кожи скреплялись заклепками, внутри образовавшейся кожной трубы помещался прообраз современной камеры, только у Томсона она была сделана из парусины и пропитана резиновой смесью. Данная шина с воздухом внутри значительно ускоряла передвижение экипажа. Позже, 1889 году, Джон Данлоп придумал пневматическую шину для велосипеда, то есть шину с воздухом внутри. Компания Данлоп достаточно известна и в настоящее время. Но такая шина не могла применяться на автомобилях из-за неудобства в эксплуатации. Спустя какое-то время инженер Кингстон Велс придумал съемную шину, которая надевалась на камеру и на обод. Края покрышки укреплялись металлической проволокой. Первые пневматические шины были выпущены компанией Мишлен в 1895 году. Шины постепенно стали усовершенствоваться. В них начали вставлять корды, которые укрепляли шины и увеличивали срок их службы. Чтобы улучшить управляемость колес, инженеры разрабатывали шины с разными рисунками протектора, придумывали различные смеси и составы резины [3].
Узнаем, какие бывают виды современных шин и на что влияет протектор на шине. Современные шины на автомобиле почти все бескамерные, у них нет камеры, а каркас сделан по принципу радиальной конструкции. Протектор в шине бывает направленный, ненаправленный и асимметричный (рис.1).
Рисунок 1. Дорожные шины с разными типами рисунка
Направленный протектор делается для отвода воды с колеса и для того, чтобы пятно контакта шины с асфальтом не смазывалось водой. Обязательно на каждой шине с направленным протектором есть надпись и стрелочка направления движения шины. Если шину установить неправильно, то во время дождя она будет скользить даже на небольшой скорости [1].
Шины с ненаправленным протектором дешевле, их можно ставить любой стороной на диск. Но бывают еще и шины ассиметричные, то есть состоящие из двух частей: сухой и мокрой. Одна - дождевая, другая - для сухого асфальта. В такой покрышке боковая сторона и внешняя сторона имеют разные жёсткости, благодаря этому шина лучше держит дорогу. Также асимметричные шины могут быть с направленным и ненаправленным протектором [2].
Рисунок 2. Разновидности рисунка дорожных шин
Низкопрофильные шины имеют преимущества в управляемости. У них лучшее сцепление с дорогой. Автомобиль на таких шинах лучше разгоняется и лучше тормозит, но при этом низкопрофильные шины намного шумнее, а также при наезде на лужу, они чаще начинают аквапланировать. Такие шины ставят в основном для езды по ровным дорогам без ям.
Внедорожные шины имеют очень высокий профиль и очень большой протектор. Шина таким образом лучше вгрызается в грунт, на такой резине машина без проблем карабкается по склонам и бездорожью. Однако на ней нельзя ездить по ровному асфальту, т.к. глубокий протектор не позволяет машине держать дорогу, а также значительно увеличивается тормозной путь.
Стоит упомянуть, что протектор является неотъемлемой частью шины. Шины, имеющие симметричный рисунок, не такие шумные. Рисунок протектора влияет также и на акустику автомобиля. Направленные шины имеют больший уровень шума при езде. Ассиметричный ненаправленный рисунок протектора делает шины малопригодными для бездорожья и абсолютно не дает скоростных преимуществ на дороге с плохим качеством покрытия. Рисунки с продольными ребрами и канавками дают повышенное сцепление автомобильной шины с трассой, но при этом возникает плохое сцепление на скользких и мокрых дорогах.
Вывод:
Рассматриваемые в данной статье виды шин позволят потребителям подойти более рационально к приобретению того или иного вида.