Статья:

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: современное состояние и возможные пути развития

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Зинченко Ю.С. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: современное состояние и возможные пути развития // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 43(136). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/136/83946 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: современное состояние и возможные пути развития

Зинченко Юля Сергеевна
студент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, РФ, г. Белгород
Ширина Наталья Владимировна
научный руководитель, канд. техн. наук, проф., Белгородский государственный технологический университет, РФ, г. Белгород

 

IMPROVING SPATIAL PLANNING SYSTEM BASED ON THE INTEGRATION OF INFORMATION RESOURCES

 

Yulia Zinchenko

Student, Belgorod State Technological University V.G. Shukhov, Russia, Belgorod

Natalia Shirina

Scientific director, Cand. tech. sciences, prof., Belgorod State Technological University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Единый государственный реестр недвижимости как современный информационный ресурс Российской Федерации о недвижимом имуществе в течение последних лет постоянно совершенствуется и унифицируется. Полнота сведений ЕГРН является важнейшим фактором в установлении, изменении или прекращении прав на недвижимое имущество, формировании налогооблагаемой базы, а также в информационном обеспечении сделок с недвижимым имуществом. Однако сведений, вносимых в ЕГРН в результате учетно-регистрационных действий, недостаточно для его эффективного функционирования. Данная проблема обуславливает актуальность интеграции ЕГРН с иными информационными ресурсами, в частности с информационными системами обеспечения градостроительной деятельности.

Abstract. Unified State Register of real estate as a modern informational resource of the Russian Federation has been constantly improved and unified in recent years. USRRE information completeness is the most important factor in establishment, modification or termination of rights to immovable property and formation of tax base, as well as in the information support of real estate transactions. However, the information which enters the USRRE, as the result of accounting and registration activities, is undersufficient for its effective functioning. This problem causes the relevance of USRRE integration with other information resources, such as information systems of town-planning activity.

 

Ключевые слова: Единый государственный реестр недвижимости, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, информационные системы, зоны с особыми условиями использования территории, интеграция ФГИС ЕГРН и ИСОГД, информационное взаимодействие, градостроительная документация, кадастровая документация.[6]

Keywords: Unified State Register of Real Estate, Information systems for urban development, information systems, and zones with special conditions of territory use, integration and FGIS USRRE ISOGD, communication, urban planning documentation, cadastral documentation.

 

Введение. В настоящее время градостроительное законодательство предусматривает территориальное планирование на трех уровнях управления: федеральном, региональном и муниципальном, с учетом определения установленного и планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения в документах территориального планирования и документации по планировке территории.

Согласно статье 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (Далее – ИСОГД) является систематизированным сводом документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.[2]

Постановление Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» определило ИСОГД как систематизированный свод утвержденной градостроительной документации и документов территориального планирования, и установило базовую методологию организации архивов ИСОГД в бумажном или электронном виде.

Основная часть. Прежде чем формулировать принципы и методы создания и функционирования ИСОГД, имеет смысл установить место и предназначение этих данных в контексте отношений с системой, внешне им близкой, единым государственным кадастром недвижимости (ЕГКН), призванным заменить собой прежде созданные системы обеспечения градостроительной деятельности на сегодняшний день  учтено только на федеральном и муниципальном уровнях, как ФГИС ТП и ИСОГД. Законодательство не наделяет субъекты РФ полномочиями согласно формированию и ведению региональной информационной системы территориального планирования.[3]

Отдельные субъекты Российской Федерации пытаются решить проблему информационного обеспечения градостроительной деятельности на базе своих служб, которые, помимо обеспечения информацией органов государственной власти субъекта Федерации, организуют работу и для муниципальных образований.

Использование ИСОГД обеспечивает ОГВ, ОМСУ, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности. Необходимо выделить, что в настоящий период ИСОГД сформированы только лишь в ряде городов. 

Система  формирования городских и муниципальных ИСОГД осложнял ряд таких вопросов как:

- невысокая обеспеченность территорий актуализированной цифровой картографической базой;

- недостаток единообразия информационных пространственных данных;

- межведомственная разногласие по обмену сведениями;

- отставание сроков образования нормативно-правовой основы от сроков осуществления мероприятий, определенных законодательством;

проблемы, затрагивающие содержания  сведений информационных ресурсов.[1]

Информационное взаимодействие ЕГРН и ИСОГД должно осуществляться на основе полного объема исходных данных, документов и сведений, приведенных к стандартам единого геопространства для идентификации объектов недвижимости на территории работ (учтенный/неучтенный), наличия информации об объектах в существующих учетных реестрах.[3]

Такая форма информационного взаимодействия различных информационных источников, где главную значимость играют кадастровые сведения, на единой геопространственной основе является универсальной и позволяет решать ряд комплексных задач:

- объединение систем установления и контроля режима использования земельных участков;

- повышение объективности и качества кадастровой оценки земельных участков;

- объединение взаимного пространственного положения объектов в автономных на данный момент информационных системах на единой геопространственной основе.[5]

Заключение. Таким образом, сформулированные основные проблемы, которые возникают при установлении кадастровых отношений и ведении ЕГРН, влекут за собой конкретные погрешности при формировании земельного налога, налога на собственность физлиц, арендных платежей, прогнозировании налогооблагаемой базы.[4]

 

Список литературы:
1. Димитренко Н.В. Эффективность внедрения ИСОГД в управление развитием территории // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52238\ (Дата обращения: 17.09.2020).
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ (с изм. от 31.12.203.14 N 499-ФЗ., в ред. с 01.03.2015 г.)
3. Сайт Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии [Электронный ресурс]. URL https://rosreestr.ru/site. ( Дата обращения :20.09.2020)
4. Береговских А.Н.: Законодательство об информационном обеспечении градостроительной деятельности требует решительных изменений / сайт Ассоциации компаний ГРАД[Электронный ресурс]. URL http://www.itpgrad.ru/node/460 (Дата обращения: 25.09.2020)
5. Береговских А.Н., Доброскок Л.Ю. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности и Государственный кадастр недвижимости [Текст] // Управление развитием территории №1, 2007.
6. Тихонова, К. В. Анализ проблем информационной наполненности учетно-регистрационной системы и ее роль в различных аппаратах управления / К. В. Тихонова, Е. В. Кочетова, С. С. Кочетов // Экономика и экология территориальных образований. — 2018. — № 4(7). — С. 34–44.
7. Перькова М.В.Методика выявления и разрешения градостроительных противоречий развития на региональном уровне//Вестник Белгородского государственного технологического университета им.В.Г.Шухова.2018 №4.С.62-71