Статья:

Некоторые проблемы правового регулирования договора лизинга

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Назаров Д.К. Некоторые проблемы правового регулирования договора лизинга // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 3(139). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/139/85318 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые проблемы правового регулирования договора лизинга

Назаров Дмитрий Константинович
магистрант, Российского государственного социального университета, РФ, г. Москва

 

SOME PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF A VEHICLE LEASING AGREEMENT IN RUSSIA

 

Dmitry Nazarov

Master student, Russian State Social University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы, возникающие на практике при исполнении договоров финансовой аренды (лизинга) транспортных средств в России. Среди других объектов лизинга транспортные средства являются наиболее важными и востребованными в гражданском обороте, поэтому требует детального и правильного законодательного регулирования. По итогам рассмотрения законодательства, регулирующего исполнение договора лизинга в России, автором были сформулированы ряд предложений о внесении изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и в ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Abstract. This article discusses the problems that arise in practice when executing financial lease (leasing) agreements for vehicles in Russia. Among other objects of leasing, vehicles are the most important and are in demand in civil circulation, therefore, it requires detailed and proper legislative regulation. Based on the results of consideration of the legislation governing the implementation of the leasing agreement in Russia, the author formulated a number of proposals on amendments to the Federal Law “On financial lease” and the Federal Law “On roads and road activities in the Russian Federation and on amendments to the certain legislative acts of Russian Federation ".

 

Ключевые слова: финансовая аренда, лизинг, продавец, покупатель, лизингодатель, лизингополучатель.

Keywords: financial lease, leasing, seller, buyer, lessor, lessee.

 

Общая характеристика договора лизинга

Вторая часть Гражданского кодекса РФ содержит специальную главу, посвященную правовому регулированию договора лизинга. Однако до настоящего момента не все возникающие на практике моменты нашли свое законодательное разрешение и урегулированы достаточно полно и однозначно.

Лизинг транспортных средств представляет собой их финансовую аренду, предполагающую передачу транспортного средства лизингополучателю для владения и пользования им в соответствии с условиями договора лизинга. Вступать в договорные правоотношения, связанные с лизингом, могут все правоспособные и дееспособные субъекты гражданского права в Российской Федерации.

Стороны договора лизинга и сопутствующих обязательств и проблемы, связанные с их статусом

В статье 665 Гражданского кодекса содержится правило, согласно которому договор лизинга является двусторонним, а именно лизингодатель и лизингополучатель. При этом сама природа договора лизинга такова, что его исполнение невозможно без участия третьей стороны – продавца. Такого же мнения придерживаются и изучающие эту тему ученые [1]. При этом с точки зрения законодательства статус продавца в договоре лизинга остается неясен, хотя исходя из сложившейся судебной практики и на основании трактования применимого законодательства можно сделать вывод, что он является субъектом правоотношений, возникающих из договора лизинга. Этот вывод продиктован тем фактом, что правовой статус продавца в данном случае невозможно объяснить только исходя из норм о купле-продаже. Продавец обычно имеет информацию о том, что транспортное средства приобретается с целью дальнейшей передачи по договору лизинга, и в связи с этим приобретает ряд прав и обязанностей, предусмотренных именно законодательством о лизинге, а не о купле-продаже. Таким образом, можно заключить, что лизинг как экономико-правовое явление включает в себя три стороны: лизингодателя, лизингополучателя и продавца.

Среди этих лиц наиболее важную роль играет лизингодатель, соответственно его роль в лизинговых правоотношениях является определяющей, поскольку от него зависит порядок исполнения договора лизинга. Именно лизингодатель совершает действия по приобретению и последующей передаче в лизинг имущества, в данном случае транспортного средства. Лизингополучатель проявляет активность на этапе заключения договора и при выборе транспортного средства, если таковой предусмотрен условиями договора лизинга, однако определяющая роль принадлежит не ему [2]

Согласно нормам ГК РФ, лизингодателем может быть любое лицо, обладающее правом собственности на объект, передаваемый в лизинг. Статья 665 ГК РФ устанавливает основную обязанность лизингодателя, а именно приобретение имущества и его последующая передача в лизинг, при этом данная норма является специальной по отношению к нормам ГК, регулирующим арендные отношения, в роли арендодателя в данном случае выступает лизингодатель [3].

Действительно, общие нормы об аренде, в частности нормы статьи 608 ГК РФ, содержат положение о том, что «право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду». Следовательно, если в качестве лизингодателя выступают лица, права которых на предмет лизинга отличаются от права собственности, заключенный договор может быть признан недействительной сделкой (исключением является так называемый «лизинг будущей вещи») [4] [5].

Если рассмотреть договор лизинга транспортных средств с точки зрения участвующих в его подписании и исполнении субъектов, то можно заметить, что исполнение этого договора в определенных ситуациях может натолкнуться на некоторые проблемы. Так, статья 4 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее – Закон о лизинге) содержит положение о том, что «Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения». Лизинг представляет собой сложное правовое явление, содержащее в своем составе, помимо договора лизинга, также договор купли-продажи, страхования, оказания услуг и иногда некоторые другие, таким образом здесь присутствует множество различных правоотношений, а не одно. Так, в статье 15 Закона о лизинге cказано, что «по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры». В результате на практике суды разрешают споры о том, считать сделку лизинговой или нет, что приводит к неоднозначной судебной практике.

Примером здесь может послужить Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 апреля 2015 г. N Ф03-А37/01-1/442. В деле, рассматривавшемся этим судом, договор лизинга был признан незаключенным из-за противоречия ст. 422 ГК РФ, устанавливавшей необходимость достижения сторонами согласия по всем существенным условиям договора, и ст. 665 ГК РФ, которая, как решил относит к существенным такие условия, как порядок выбора продавца товара: будет ли продавец определяться лизингополучателем или лизингодателем. Кроме того, другим основанием для непризнания рассматриваемого договора договором лизинга были нормы статьи 667 ГК РФ, согласно которой для такого признания продавец должен был знать, что имущество приобретается для дальнейшей передачи в лизинг, а в рассматриваемом деле было признано, что лизингодатель, приобретая имущество, не уведомил продавца об этом. В результате, с учетом действий сторон по фактическому исполнению обязательств, Арбитражный суд заключил, что договорные отношения между сторонами должны относиться к договору аренды с правом последующего выкупа, а не лизингу, поэтому должны регулироваться параграфом 1 главы 34 ГК РФ.

Судебная практика знает и случаи, когда в ходе судебного разбирательства было доказано, что отношения между сторонами носили не лизинговый, а купле-продажный характер. Чтобы избежать недопонимания относительно характера имеющегося между сторонами правоотношения, приводящего к судебным спорам, представляется целесообразным изменить статью 4 Закона о лизинге, изложив ее в следующей редакции: «Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах лизингового правоотношения и сопутствующих ему правоотношений».

Исполнение договора лизинга и проблемы, связанные с налогообложением

К другим проблемам финансовой аренды транспортных средств относятся проблемы, связанные с налогообложением. Так, в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 (ред. от 18.05.2015) "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" (вместе с Правилами взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн) [6] встал вопрос о том, кто является владельцем транспортного средства в рамках лизинговых правоотношений. Собственником в данном случае является лизингодатель, однако обычно регистрация транспортного средства производится на имя лизингополучателя.

В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.07 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. В соответствии с п. 6 той же статьи, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, уплачивается владельцами транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет.

При всем этом Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» никак не позволяет определить, кто же является «владельцем транспортного средства», понимается ли здесь владение в обыденном смысле этого слова (как собственность) или в гражданско-правовом (как фактическое обладание вещью). Для разрешения этого вопроса на практике приходится прибегнуть к аналогии закона. Регистрация транспортных средств, согласно Приказу МВД РФ от 24.11.08 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», возможна на лицо, являющееся собственником, или владеющее транспортным средством на ином основании, в частности по договору лизинга. Однако пункт 48.1 того же Приказа устанавливает, что приобретенные в лизинг или сублизинг транспортные средства регистрируются на основании соглашения за лизингодателем или лизингополучателем на общих основаниях.

Таким образом, транспортное средство может быть зарегистрировано как на собственника, так и на иного законного владельца. В качестве такого владельца может в том числе выступать и лизингополучатель, который будет при этом указан в качестве владельца в свидетельстве о регистрации транспортного средства (если договор лизинга предусматривает такую возможность). [7]

По результатам анализа совокупности приведенных норм можно сделать вывод о том, что в качестве владельца транспортного средства по смыслу законодательства о транспортном налоге выступает как собственник, так и лизингополучатель. В связи с этим, с лизингополучателя может взиматься плата за вред, причиняемый дорожному покрытию, предусмотренный ст. 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», если он оформлен как владелец транспортного средства, то есть в свидетельстве о регистрации транспортного средства указано его имя.

В связи с тем, что официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют, считаю целесообразным внести изменения в п. 6 ст. 31.1 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и изложить его в следующей редакции: «Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками и иными владельцами транспортных средств, включая арендаторов и лизингополучателей, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет».

Кроме того, следует отдельно дать определение владельца транспортного средства, внеся его как отдельный пункт в ст. 3 того же Федерального закона. Определение предлагается дать следующее: «Владелец транспортного средства – это лицо, в чьем непосредственном владении находится транспортное средство на основании права собственности или на ином законном основании».

 

Список литературы:
1. Газман В. Создание автотранспортной лизинговой компании: экономико-правовые условия // Хозяйство и право. 2014. N 2. С. 37.
2. Отнюков Г. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом // Закон. 2013. N 5. С. 17.
3. Харитонова Ю.С. Договор лизинга. М., 2012. С. 140.
4. Сарнаков И.В. Договор аренды: понятие, признаки, характерные черты, место в системе договорных отношений и основные его положения // Юрист. 2015. N 4. С. 14.
5. Напр. Постановление Арбитражного суда г. Москвы от 6 февраля 2004 г. по делу N А40-24561/03-64-293 // Архив Арбитражного суда г. Москвы.
6. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 (ред. от 03.11.2015) "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013.
7. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 (ред. от 03.11.2015) "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013.