МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАТЕМАТИКЕ И ЖИЗНИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Рубрика: Физико-математические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАТЕМАТИКЕ И ЖИЗНИ
Политика современного мира направлена, в частности, на изобретение чего-то нового. В мире чуть ли каждый день люди изобретают либо предметы, либо лекарства, либо способы использования чего-либо в бытовых целях для облегчения своих усилий и многое другое. Люди делятся своими умениями с другими людьми посредством Интернета, который, в свою очередь, также изобрели люди. Буквально какие-то 50 лет назад люди даже не могли предположить, что с помощью какого-либо устройства, они смогут увидеть другого человека, находящегося в другой стране. Что для человеческой истории 50 лет? Абсолютно ничего. Но, как оказалось, за 50 лет можно совершить глобальный переворот в жизни практически всех людей нашей планеты.
В мире столько всего уже изобретено, казалось бы, что изобретать уже и нечего. Но наука не стоит на месте. Столько всего ещё необходимо совершить. Учёные ищут лекарства от рака, от гепатита, от ВИЧа, даже вирус гриппа мутирует постоянно вместе с тем, как изобретаются новые, всё более сильные антибиотики. Люди задумываются о том, что полезные ископаемые не вечны, что необходимо придумывать менее затратные способы добычи энергии, топлива и материалов. Именно в связи в постоянных потребностях в изобретениях человечеству нужны новые, свежие умы.
Если речь заходит о будущем планеты и нашей страны, в частности, то тогда говорится о будущем поколении, которое в данный момент либо посещает детский сад, либо ходит в школу. Миру необходимо сделать их этих детей и подростков изобретателей. Естественно, далеко не все из них станут изобретать, но образовательная система направлена на то, чтобы максимально раскрыть все способности каждого ребёнка.
В связи с новыми изобретениями и потребностями человечества, дети стали более развиты интеллектуально. Начиная с дошкольного возраста, дети начинают хорошо разбираться в компьютерах (естественно, пока на уровне пользователя) и свободно пользоваться смартфонами. Поэтому, система образования поменяла свою программу обучения детей и подростков, введя ФГОС, который направлен на то, чтобы дети не просто получали готовые знания, а учились добывать их самостоятельно, учились их осмысливать, выбирать более нужные и важные, на их взгляд. Сейчас это стало возможно и доступно, благодаря сети Интернет, в которой огромное количество нужной и ненужной информации. Школьникам остаётся только выбрать из неё истинную. Но как научить детей это делать? Ведь для возможности дифференцирования информации дети должны соответственно мыслить, они должны понимать, осознавать информацию, уметь сопоставлять факты и исключать ложные высказывания. Такие действия осуществляются посредством наличия у детей и подростков развитой мыслительной деятельности.
Для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе педагоги должны научить школьников обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать и классифицировать данную информацию посредством определённым образом подобранных математических задач. Такие задачи могут быть как по математике, алгебре, так и по геометрии. Учителям важно применять правильные и действенные способы развития у школьников мыслительной деятельности [1, c. 25].
При решении какой-либо задачи, учителям не следует сразу объяснять учащимся алгоритм её решения. Очень важно позволить детям самим порассуждать над информацией, данной в той или иной задаче. Учитель может лишь задавать наводящие вопросы, которые, как мы считаем, нужно в последствии дать ученикам под запись для того, чтобы они запомнили их и научились рассуждать самостоятельно. Также можно дать возможность детям самостоятельно дополнять список наводящих вопросов при решении того или иного типа задач. Это поможет научить детей самостоятельному мыслительному процессу. В списке наводящих вопросов обязательно должны быть такие, которые исключают второй способ решения задачи, либо, наоборот, если этот способ существует, подталкивают на его обнаружение, а затем и сопоставление всех имеющихся способов и нахождения из них того, который потребует наименьшее количество затрат сил и времени для решения поставленной задачи. Таким образом, можно научить школьников находить наикротчайший путь решения той или иной задачи посредством рассуждений, основанных на мыслительной деятельности [2, c.50].
Для проверки внимательности (как части мыслительной деятельности) детей, на уроках можно иногда применять задачи с данными, которые не могут существовать в жизни. Например, в задаче будет дано, что скорость пешехода 80 км/ч, или высота жилого дома 5 дм. Интересно отследить, на каком этапе решения задачи дети заметят неосуществимость её данных. Такой приём поможет педагогу научить детей воспринимать текстовые задачи как модель реальной жизненной ситуации. Такое представление поможет детям максимально реализовать свою мыслительную деятельность при решении задач, представляя себе конкретную ситуацию, описываемую в ней, а также в дальнейшем применять свои знания на практике. Например, за какое приблизительное время вся семья доедет до деревни, которая находится 200 км от города, если ехать они будут со скоростью 80 км/ч. Подобную практическую задачу можно попросить составить школьников, например, на каникулах. Может, кто-то делает ремонт и считает, сколько необходимо купить рулонов обоев, чтобы хватило на поклейку стен, кто-то просто, гуляя, посчитает свою скорость, замерив пройденный им путь и время (сейчас с помощью смартфона можно без особых затруднений собрать эти данные).
Существует огромное количество приёмов и методов, используемых на уроках математики, направленных на развитие мыслительной деятельности учащихся средней школы. Все эти приёмы рождаются в результате размышлений школьников, в свою очередь, обладающих развитой способностью к мыслительной деятельности, которая, в свою очередь, является одной из важнейших составляющих нашей повседневной жизни.