Актуальность пожарных поездов в современном мире
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Актуальность пожарных поездов в современном мире
Использование железнодорожного передвижного состава при тушении крупных пожаров в современных условиях остается по-прежнему актуальным, так как возникает необходимость доставки большого количества огнетушащих веществ, особенно воды в безводные районы, пожарно-технического вооружения и пожарной техники, а также личного состава в труднодоступные участки местности, расположенные в близи железной дороги.
Также необходимо отметить тот факт, что актуальность использования пожарных поездов обусловлено и тем, что по железной дороге осуществляются грузоперевозки большого количества химических и взрывопожароопасных грузов. И стоит учесть, что железнодорожные пути проходят как по населенным пунктам, так и по лесным, горным и заболоченным местностям, куда проезд обычного транспорта затруднен или невозможен.
Пожарный поезд – это самостоятельное транспортное средство, которое предназначено для тушения пожаров, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, а также для ликвидации ЧС и обеспечения средствами пожаротушения на железной дороге и объектах, которые примыкают к железнодорожной полотну. История данного транспорта начинается еще с 1921 года и продолжается по сей день. Организацией пожарной безопасности на железных дорогах в России занимается Федеральное Государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» (ФГП ВПО ЖДТ России).
По своим тактическим возможностям и характеристикам один пожарный поезд можно прировнять к тридцати пожарным автомобилям АЦ-40 (130) или четырем пожарным подразделениям.
Пожарные поезда подразделяются на две категории:
- 1 категория – поезда с повышенными тактико-техническими характеристиками, предназначенные для тушения пожаров с распространением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, для их перекачки и предотвращения утечки, а также проведению аварийно-спасательных работ и ликвидации ЧС.
- 2 категория – составы со стандартной комплектацией, которые используются для ликвидации аварийных пожарных ситуаций на железнодорожных линиях.
Так же в арсенале пожарных частей РЖД присутствуют поезда, которые могут тушить пожары в тоннелях. А для борьбы с пожарами в зимнее время года со снежными заносами железнодорожный транспорт оснащен специальной снегоочистительной техникой, а вода в цистернах подогревается, так как внутри проложены трубки в виде змеевиков.
Пожарные поезда содержатся на железнодорожных станциях, на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой, и имеют свой район обслуживания. Этот район определяется приказом вышестоящего руководства региона или отделения РЖД. При этом устанавливается его постоянное место дислокации, а также максимальное расстояние его перемещения. И стоит знать, что пожарные поезда запрещается использовать для выполнения иных работ
Для постоянной дислокации пожарного поезда выделяется отдельная территория, на которой оборудуются стационарные объекты, включающие в себя:
- учебно-административные;
- учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня);
- производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
- санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
- складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).
Пожарный поезд окрашивается в красный цвет. На него наносятся две белые полосы, которые имеют разную ширину (80 мм и 230 мм), и белую надпись «Пожарный поезд».
Всего на сети железных дорог развернуты и находятся в режиме постоянной готовности 313 пожарных поездов ФГП ВО ЖДТ России, ежедневно на дежурство заступает более 1800 человек. А за последние 5 лет по запросу МЧС России пожарные поезда принимали участие в тушении более 3000 пожаров в населенных пунктах и на производственных объектах, в том числе в тушении около 1500 крупных лесных и торфяных пожаров. Только за январь 2020 года данный вид транспорта совершил 10 выездов на тушение пожаров и 12 раз участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций.