РАЗЛИЧНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ПРИМЕНЯЕМЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(180)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(180)
РАЗЛИЧНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ПРИМЕНЯЕМЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) первоначально появились в связи с необходимостью эффективного решения военных задач – тактической разведки, доставки к месту назначения боевого оружия, управления боевыми действиями и т. д. Однако, несмотря на развитие БПЛА в военной сфере, весьма широкое распространение они получили и в гражданской области. Во-первых, подобных аппаратов с каждым годом появляется все больше и больше. Во-вторых, некоторые из аппаратов, разработанных частными компаниями, являются более развитыми в технологическом плане за счет своей узкой специализации и малых объемов производства, что позволяет более оперативно реагировать на изменение рынка потребителей.
Существуют несколько различных классификаций беспилотных летательных аппаратов. Рассмотрим основные из них:
1. По функциональности и системности:
1.1. БПЛА это летательный аппарат без экипажа на борту, оснащенный двигателем и поднимающийся в воздух за счет действия аэродинамических сил, управляемый автономно или дистанционно (полуавтономное и ручное управление), способный нести нагрузку летательного или нелетательного воздействия.
1.2. БПЛА это беспилотный авиационный комплекс (БАС), под которыми понимается совокупность комплекса с БПЛА, куда входят наземный пункт дистанционного управления с людьми, управляющими им и обеспечивающими его функционирование, и каналами управления и связи с потребителями результатов функционирования БАС.
2. По типу пилотирования:
2.1. с дистанционно пилотируемым летательным аппаратом;
2.2. с беспилотным автоматическим летательным аппаратом;
2.3. с дистанционно управляемым летательным аппаратом;
2.4. с летательным аппаратом, управляемым авиационной системой.
3. По типу использования в составе БЛА силовых установок выделяются:
3.1. с электродвигателем (ЭД);
3.2. с поршневым двигателем (ПД);
3.3. с воздушно-реактивным двигателем (ВРД).
4. По возможностям решения целевых задач:
4.1. ближнего действия с длительностью полета 1-2 часа (сюда входят БПЛА самолетного и вертолетного типа, оснащенные электро-двигателем и поршневым двигателем);
4.2. среднего действия с полетным временем 6-12 часов (сюда входят БПЛА самолетного и вертолетного типа, оснащенные поршневым двигателем);
4.3. дальнего действия с продолжительностью полетов 24-48 часов (сюда входят БПЛА самолетного типа).
5. В еще одной классификации [2, с.51-52] БПЛА принято делить по таким взаимосвязанным параметрам, как масса, дальность и время полёта:
5.1. по взлётной массе:
· к сверхлёгким (до 5 кг);
· лёгким (до 200 кг);
· средним (до 1000 кг);
· тяжелым (свыше 1000 кг) БЛА;
5.2. по продолжительности полёта:
· к малой (до 1 ч.);
· средней (до 10 ч.);
· большой (свыше 10 ч.) длительности нахождения БПЛА в воздухе;
5.3. по высоте полёта:
· к низковысотным (до 1000 м);
· средневысотным (до 10000 м);
· высотным (до 15000-20000 м) БПЛА.
Разновидностью беспилотных летательных аппаратов является вертолёт. Они имеют большое преимущество над БПЛА самолетного типа: способность зависать на одном месте, патрулируя ограниченную территорию, совершать взлёт/посадку на небольшую площадку, максимальная дальность у среднеразмерного вертолёта составляет около 5 км, против 10 - 20 км у самолетной техники.