Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Тагиров В.В., Аксенов С.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/107912 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Тагиров Вадим Вагизович
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Актуальность данной тем заключается в том, что железнодорожный транспорт, который перевозит огромное количество пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к той отрасли народного хозяйства, где существует высокий риск несчастных случаев. Из таблицы 1 видно, что за период с 2020 по 2021 года, число погибших от столкновений и возгораний увеличилось, что говорит о необходимости рассмотрения данной темы.

Таблица 1

Сравнение числа погибших на железнодорожном транспорте в 2020 и 2021 гг.

 

Состав железной дороги считался самым безопасным видом транспорта. Однако более тщательный анализ показывает, что с точки зрения безопасности дорожного движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного. Чрезвычайные ситуации при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом и особо опасных грузов приводят к значительному ущербу, загрязнению почвы и поражению людей большим количеством токсичных веществ. При ликвидации последствий такого несчастного случая, помимо организации медицинской помощи, необходимо осуществить ряд экологических мер.

Распространенные причины железнодорожных аварий, представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Распространенные причины железнодорожных аварий

 

Вместе с тем, иногда происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключены размытие железнодорожных путей, обвалы, оползни и наводнения.

При перевозке опасных грузов, таких как газ, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, коррозионные, ядовитые и радиоактивные материалы, может произойти взрыв, возгорание цистерн и других вагонов. Такие инциденты очень трудно устранить.

При организации спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф следует учитывать следующие особенности:

  • отсутствие необходимых средств для тушения пожаров и сложность в организации эффективного способа эвакуации аварийных транспортных средств;
  • сложность определения количества пострадавших на месте аварии или стихийного бедствия, сложность направления большого количества пострадавших в медицинское учреждение с учетом специфических требований к лечению;
  • осложнение ситуации в случае аварии на транспортном средстве, перевозящем вредные вещества;
  • часто возникает необходимость организовать поиск останков погибших и вещественных доказательств стихийных бедствий на больших территориях;
  • необходимо организовать прием, размещение и обслуживание (питание, услуги связи, транспорт и т.д.) прибывающих родственников погибших и организация отправки погибших к месту их захоронения;
  • необходимость скорейшего возобновления движения на транспортных коммуникациях.

Вместе с тем, аварийно-спасательные работы, при ликвидации железнодорожных аварий, должны включать:

  • сбор информации, изучение и оценка ситуации;
  • определение опасной зоны, границ ее ограждение и оцепление;
  • аварийно-спасательные работы по оказанию помощи пострадавшим;
  • ликвидация последствий аварии (локализация очага чрезвычайной ситуации, тушение пожара и т.д.);

При столкновениях, резкой остановке поезда и переворачивании вагонов пассажирского поезда типичными травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.

В таких случаях аварийно-спасательные операции включают:

  • проникновение в вагон через специально изготовленные входные двери, оконные проемы и люки;
  • поиск жертв и помощь пострадавшим.

Таким образом, для успешного выполнения аварийно-спасательных работ необходимо  заблаговременно изучить возможную обстановку в случае чрезвычайной ситуации  на объекте. Создать и подготовить силы и средства для ведения аварийно-спасательных работ, и поддерживать их в необходимой степени готовности. Осуществлять быстрый ввод формирований в зону чрезвычайных ситуаций (очаг поражения) и непрерывно проводить разведку.

 

Список литературы:
1. ГОСТ Р 22.8.05-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях– текст: электронный // Система Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/ 1200003996
2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность-2020): Материалы II Международной научно-практической конференции / Уфимский государственный авиационный технический университет;  Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 126-129.
3. Аксенов С.Г., К вопросу о принятии  управленческих решений при проведении аварийно-спасательных работ и тушение пожаров в городских условиях // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность-2019): Материалы I Международной научно-практической конференции / Уфимский государственный авиационный технический университет;  Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан. - Уфа: РИК УГАТУ, 2019. - С. 8-18.