Статья:

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ФИЛОСОФИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Березина Е.С. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ФИЛОСОФИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 24(203). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/203/115778 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ФИЛОСОФИИ

Березина Елизавета Станиславовна
студент, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, РФ, г. Саратов
Клочков Михаил Вячеславович
научный руководитель, ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В презентуемой статье рассматривается разнообразие представлений человека о природе в период от античной философии до философии Нового времени, хронология и причины изменения отношения человека к природе в процессе смен поколений. Данная работа раскрывает смысл вопроса: «Как взгляды людей на сущность природы повлияли на нее?» - и дает на него ответ, анализируя представления человека о природе в античной философии, в средневековой философии, в философии эпохи Возрождения, а также в Новое время.

 

Ключевые слова: эволюция представлений, периоды философии, природа, человек.

 

Понимание природы для человека с давних времен является большой проблемой. Область интереса людей к природе чрезмерно разнообразна: некоторые находят в природе свое вдохновение и наслаждаются ее красотой - это морально-эстетический интерес, а некоторые относятся к ней в потребительском плане: необдуманно истребляют «дары природы», которые формировались миллионы лет. Важно отметить, что в философии выделяют в основном 3 позиции: первая позиция онтологическая, ее роль заключалась в том, чтобы доказать бытие природы как объективной реальности; Вторая- гносеологическая отличалась тягой к обоснованности безграничных возможностей в постижении природы; и третья-аксиологическая – здесь говорится о важности присутствия природы в жизни человека, так как он сам не может существовать и формироваться без нее в роли осмысленного и человечного создания. Так как философия не стоит на месте и постоянно развивается, совместно с ней модифицируется, усложняется и дополняется свежими идеями преставление человека о природе. Сегодня важнейшая проблема взаимодействия человека с природой –это то, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды  удовлетворить их – ограничена. «Как взгляды людей на сущность природы повлияли на нее?» Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть каждый временной промежуток отдельно и сделать вывод о том, как менялось представление о природе у человека с течением времени.

В период античности человек воспринимал природу, как неотъемлемую часть своего мира. Спецификой этого времени является стремление понять сущность природы, космоса, всего мира в целом, происходило познание макрокосма через микрокосм. Происходило неестественное по тем представлениям познание, под словом «неестественное» воспринимается созданное человеком. Любое воздействие на природу считалось в то время нарушением ее гармонии. Природа интерпретируется как бесконечное, координированное, закономерное, сбалансированное и совершенное целое – Космос. «Космос-это своего рода художественное произведение» - говорил Платон. Он объединяет единичное в целое, в котором все претерпевает изменения. Мудрец считал, что жизнь в согласии с природой- идеал, к которому надо стремиться. В античной культуре важное значение имел космоцентризм. Человек является частью природы и благая жизнь немыслима без их гармоничного существования. Человек должен был стремиться познать космос, принимая своё существование в нем, как часть целого, стремиться поддерживать баланс в себе и в округе, как бы поддерживая космические законы существования. Космос был безгранично загадочным и в то же самое время это не пугало людей, а ставило перед ними вопросы их существования и взаимодействия с этим миром. [1]

В Средние века природа представляется божественным творением, из нее исключают творческое, всеобъемлющее начало. Человек становится на первый план, так как только он содержит главный компонент внутри себя - душу, которая как раз таки и имеет максимально приближённое начало к божественному. К природе относились насильственно, обосновывая это тем, что природа-источник зла, а жизнь человека - это борьба души с греховными телесными страстями, встречаясь на пути с которыми человек должен их преодолеть, чтобы приблизиться к Богу. Все больше появляется акцент на господстве человека над природой. Тем временем естественный мир теряет свою самостоятельность, ведь существуют высшие силы, творящие природу и действующие наперекор элементарному ходу вещей. В данном случае можно обратиться к выражению Августина «природа сама для себя недостаточна», человек призван быть ее владыкой, чтобы подчинить ее себе в своё же благо и во благо всего человечества. Поэтому в средневековье изменяется отношение смертного к природе. Средневековая философия принимает природу как связующее звено от Бога к человеку и от человека к природе. Преобладание духовного развития делает человека ближе к поставленной цели- величие над природой. [2]

В эпоху Возрождения начинает процветать учение о рациональном постижении целостности природы и ее первоначале уровней и многообразных форм – натурфилософия. В этом периоде человек открывает для себя «новую» природу, начинает видеть в ней красоту, источник наслаждения и радости, раскрывает взаимосвязь прекрасного между общей, первоначальной природой, заложенной в каждом человеке совместно с тем началом, что заложено внутри всего и нас окружает. [3]

Новое время предопределяет для природы новый статус, она становится объектом науки и будущностью перспективной деятельности человека, масштабы которой постоянно растут и достигают новых вершин. Информативное отношение к природе развивалось значительно под властью метафизики и гносеологии Канта. Гёте установил тот факт, что наука пытается вытеснить природу и занять ее место, нежели встать между природой и человеком, сделав их взаимосвязь еще крепче. Довольно содержательное понимание природы в культуре Нового времени дает А. В. Ахутин, определяя природу как бытие: «Интуиция природы как бытия в опыте формируется в этом сложном и неоднозначном движении между разумным глазом и очами разума, между ощутимостью и мыслимостью, между опытом и идеей». Так же наука, которая должна в современном мире стремиться развиваться и поднимать уровень жизни на Земле, по мнению Томаса Куна приобретает коммерческий характер, она больше не стремится разработать и раскрыть какое-либо знание во благо человека, а скорее во благо интересов власти или лица, инвестирующее данное исследование. [4]

Анализируя представления человека о природе в античной философии, в средневековой философии, в философии эпохи Возрождения, а также в Новое время, можно ответить на вопрос: «Как взгляды людей на сущность природы повлияли на нее?». Как сказал английский философ, писатель, государственный деятель и один из родоначальников Нового Времени Фрэнсис Бэкон: «Природу легче всего подчинить, повинуясь ей». С началом промышленной революции отношения природы и человека переходят на новый этап и подвергаются изменениям глобального масштаба. Человек в этих взаимоотношениях позиционирует себя как субъект, а объектом, на который направлена его деятельность является природа. Стремление человека к достижению научно-технического прогресса в комбинации с идеей господства и потребностью отнять у природы как можно больше в итоге привело к тому, что мы оказались в руках разъяренных стихий природы. Человек забирает огромное количество благ, и оказывает пагубное воздействие тем, что взамен отдает отходы, разрушающие природу и  его самого. В итоге человек переходит в положение подчинения самому себе, не особо заботясь о будущем поколении, вопрос встаёт не о том, что переживет ли природа влияние человека, а переживает ли сам человек свое влияние на самого себя, которое с каждым столетием, обретает все более пагубное воздействие. [5] Древние люди жили в гармонии с природой, использовали ее в качестве среды обитания и черпали из нее только те резервы, которые нужны для того чтобы выжить. Нежели сейчас, современный человек жаждет изменений, продвижения науки, улучшения качества жизни, но тем самым отравляет жизнь. Разрушение природных экосистем при строительстве дорог, добыче полезных ископаемых и создании ноосфер. Необходимо в первую очередь всегда помнить о том, что человек всегда был и будет зависеть от природы. Она является источником таких необходимых вещей, как вода, воздух, свет и пища. Но, как правило, в современном обществе для человека первое место занимают материальные блага. [6]

В ходе исторических событий отношение человека к природе менялось. Влияние и потребительское отношение к природе набирает обороты. Взаимоотношения природы и человека можно связать с постройкой дома. Когда мы строим дом, мы стремимся к тому, чтобы он был большим, светлым и чтобы всем его обитателям было хорошо. Мы становимся неразрывны со своим делом. Это даёт нам заряд бодрости, энергии, делает нашу жизнь лучше, наполняет внутренней гармонией с собой и окружающей средой. Но как только мы достигли пика, теряется смысл и заинтересованность. Родное место уже не кажется нам привлекательным, чувствуется приближение обыденности и скуки. Нам больше не хочется стараться и улучшать свою жизнь, своё жильё, мы идём по другому пути, в обратном направлении, к  первоистокам. Разрушение своего творения, разрушение того, что так долго создавалось не проходит бесследно. В первую очередь, мы губим себя.

Таким образом, перед каждым человеком всегда будет борьба между противоречивыми смыслами, найти выгоду в материальном и кратковременном или вечном и постоянном, что будет обретать себя в последующих поколениях, через здоровье, ценности и окружение, так как именно окружающий нас мир и то, что мы в нем видим, напрямую влияет на наше мироощущение, восприятие, чувствование себя и своих смыслов, которые должны быть направлены на созидание, сохранение и преумножение, а не использование, подчинение и разрушение.

 

Список литературы:
1. Ахутин А. В. Понятие природы в античности и в Новое время. М., 1988. 230 с.
2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. 495 с.
3. Ахутин А. В. Тяжба о бытии. М.: Русское феноменологическое общество. 1997. 303 с.
4. Гиренок Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: Наука. 1987. 180 с.
5. Каире А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985. 285 с.
6. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1996. 353 с.